Главная → Использование → Статьи, информации

Бартини Роберт Людовигович (1897-1974)

В истории отечественной авиации Роберт Людовигович Бартини  занимает вполне  определенное место: создатель  десятка экспериментальных самолетов опередивших свое время, конструктор-новатор, чьи идеи оказали влияние на развитие многих отраслей современной авиации, автор ряда работ в области фундаментальной физики, оптики, теории транспортных систем, творчески одаренный человек, оставивший свой след в литературе и искусстве.

В 1934 году  в НИИ ГВФ комиссии Коминтерна был показан первый самолет Р.Бартини «Сталь-6», ставший его отчетом в верности своей юношеской клятве: «Чтобы красные самолеты летали быстрее черных».1

До Бартини такой самолет никто построить не догадался,  ведь все его находки , собранные воедино, лежали на поверхности: шасси на одном колесе; шасси,  убирающиеся  в корпус самолета; размещение моторов внутри крыла самолета; безрадиаторная испарительная система охлаждения мотора. Система охлаждения, примененная на «Стали-6», была сложнее существующих, но, оптимально вписываясь в габариты машины, способствовала увеличению скорости.

В своем рекордном истребителе «Хенкель-100» немцы  тоже применили  испарительное охлаждение мотора, но значительно  позже Р. Л. Бартини.

В филиале Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД)  есть две заявки Бартини, подтверждающие технические новшества, примененные им в конструкции «Сталь-6»2.


7 июля 1931 года Р. Бартини подает  в Комитет по делам изобретений ВСНХ ССР заявку о выдаче авторского свидетельства на изобретение «Расположение моторов в тэндем3 внутри крыла самолета»4.


Р.Л. Бартини Винтомоторная установка. 1931 г. А.с. 1119 
Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп. 47-5. Д.1013.

Расположение моторов внутри крыла  было подчинено, в первую очередь, улучшению аэродинамических характеристик, что способствовало  увеличению скорости самолета. Сама идея расположения моторов внутри профиля крыла была не нова, но расположение  осей винтов под углом друг к другу предлагалось впервые5. Поэтому 3 февраля 1932 года Р. Бартини было выдано авторское свидетельство на «Винтомоторную установку»6.

В процессе работы над «Сталь-6»  Бартини внес немало нового и в систему управления самолетом. 30 сентября 1932 года Р. Бартини и Д. Максимову было выдано авторское  свидетельство на «Способ  улучшения управления на самолетах с большим диапазоном скорости»7


Р.Л. Бартини, Д. Максимов
Способ и устройство для регулирования ручки управления рулями высоты для самолетов с большим диапазоном скоростей. 1932 г.
А.с. 1429 н/о
Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.47-5. Д. 1248.

25 июля 1931 года был зарегистрирован приоритет заявки Р. Бартини  на изобретение «Редан с продольным наклоном для гидропланирующих корпусов»8. По рассмотрении  описания, чертежа и всех относящихся к делу документов, 1У секция Бюро новизны Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР постановила  выдать Бартини,   не подлежащее опубликованию,  авторское свидетельство на «Редан для лодки или поплавка гидросамолета»9.

Введение всех этих новшеств дало возможность настолько уменьшить аэродинамическое сопротивление, что для прироста скорости на 100 км/час не пришлось создавать новый высокомощный двигатель.

Окрыленный успехом, Бартини создает еще несколько оригинальных самолетов, в их числе ДАР  (дальний  арктический разведчик) и «Сталь-7», проектировавшийся как транспортный и пассажирский самолет. «Сталь-7» обладал уникальными для своего времени характеристиками: дальность полета – 5000 км, скорость – 450 км/час. Но из-за начавшейся Великой Отечественной войны «Сталь-7» в серию не пошел и был переделан в дальний бомбардировщик ДБ-240,  ставший  единственным самолетом Бартини, выпускавшимся серийно. В серию ДБ-240, более известный как ЕР-2,   запускал Б. Ермолаев,  ученик и заместитель Бартини, потому что к этому времени  Роберт  Людовигович уже несколько лет находился в заключении.

         В  1937 году Р.Л. Бартини обвинили  в связях с «врагом народа» М.Н. Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Он был осужден  по ст. 58  и приговорен к 10 годам  лагерей  без права переписки и 5 годам  «поражения в правах». Срок отбывал  в спецтюрьме ЦКБ-29 НКВД в Болшево, где  возглавил собственную конструкторскую группу. 

После освобождения, а свой срок Бартини отбыл полностью, день в день,  не имея права жить и работать в Москве, работал в разных городах10. В 1955 году в тезисах доклада «Некоторые факторы увеличения эффективности бомбардировочных самолетов», подготовленного к заседанию Научно-технического  совета МАП11, Р.Л. Бартини отмечал: «Вопрос об увеличении эффективности бомбардировочных самолетов приобрел в последнее время особую окраску в связи с появлением ядерного оружия»12. В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ  (А-57), а еще раньше – проект высотного транспортного самолета Т-117 неслыханной для того времени грузоподъемности.

Идеи Бартини  были дерзки и опережали время, поэтому его  теория межконтинентального транспорта, в которой развивался  гидросамолетный опыт предвоенных лет, проект самолета-амфибии вертикального взлета типа «летающее крыло» с массой 2500 т  и многие другие проекты остались на бумаге13.

Авиация стала главным, но не  единственным делом его жизни.  Известны его работы  в области теоретической физики,  живописи, драматургии. Блестящий, непредсказуемый, загадочный  «красный барон» Бартини,  урожденный  Роберто Орос ди Бартини оставил после себя много загадок, которые еще предстоит разгадать.

 

1 Смирнов К. Роберт Бартини: кто он? // Чудеса и приключения. 1996. № 1. С. 24.

2 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 47-5. Д.д. 1013, 1248.

3 Так в документе.

4 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 47-5. Д. 1013. Л. 1.

5 Там же. Л. 6.

6 Там же. Л. 10.

7 Там же. Д. 1248.

8 Там же. Д. 1014. Л. 1.

9 Там же. Л. 13.

10 В Таганроге (1948-1952) в ОКБ гидроавиации Г.М. Бериева; в 1952-1956 гг. - в  СибНИА  им. С.А. Чаплыгина в Новосибирске; с апреля 1957 по  1968 г. -  в ОКБ П.В. Цыбина  МАП (г. Люберцы); в конце жизни – снова в  Таганроге,  на заводе им. Димитрова  и в   КБ  Г.М. Бериева  (1968-1974). К концу жизни  у  Р.Л. Бартини появилась своя квартира в Москве.

11 МАП – Министерство авиационной промышленности СССР.

12 Филиал РГАНТД. Ф. Р-4. Оп. 3-1. Д. 563. Л. 1.                                                                                                                    

13 Всего на счету Р.Л. Бартини более 60 законченных проектов самолетов, гидросамолетов, самолетов вертикального взлета и посадки, экранопланов. Основные труды в области авиационных материалов, аэродинамики, технологии авиастроения.

О.С. Максакова

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД