Главная → Использование → Статьи, информации

Парашюты конструкции Петра Владимировича Бехтерева (1886-1938) (печатается при поддержке РГНФ, проект № 07-01-02021а)

Человека с древних времен манила недосягаемая высота, свобода полета. О приспособлениях, замедляющих падение, в древних китайских легендах упоминалось еще две тысячи лет тому назад. Гениальный итальянский художник, ученый и архитектор Леонардо да Винчи почти с математической точностью предвосхитил облик современных парашютов.

Французский химик и механик Луи Себастьян Ленорман в конце 18 века ввел термин "парашют" (от французских слов para -предотвратить и chute -падение), до того не употреблявшийся. В России, как и в других странах, велись теоретические и практические работы по созданию парашютов. В конце января 1911 года в Екатеринбурге И. К. Сонтаг подал заявку на свой парашют и 31 мая 1913 года получил патент № 24050. Это был первый в России патент на парашют1.

Первым конструктором авиационного спасательного парашюта без сомнений можно считать гениального изобретателя Глеба Евгеньевича Котельникова, заявочные материалы на изобретения которого хранятся в филиале РГАНТД2. Он вошел в историю техники как изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта.

Некоторые факты технического усовершенствования парашютов долгое время оставались неизвестными. Это происходило из-за того, что, в одних случаях деятельность специальных учреждений долгое время была засекречена. В других, исследование деятельности отдельных людей находилась под запретом в силу их «чужеродности» режиму. Так еще в первые годы Советской власти некоторые учреждения работали над исследованиями процессов, где парашюты могли бы использоваться как летательные средства для забрасывания солдат и техники в тыл врага. В результате этих разработок во время Второй мировой войны стали возможными внезапные нападения с помощью десанта. Активная работа по усовершенствованию конструкции парашюта проводилась и в Особом техническом бюро по военным изобретениям (Остехбюро), которое располагалось в Ленинграде.

Это время так вспоминал один из сотрудников секретного учреждения Яков Исаакович Эфрусси: «...О работах других отделов Остехбюро я знал очень мало, но об одной из них, которой руководил лично Бекаури, надо рассказать. Необходимо было создать механические приспособления для подвешивания к самолетам мотоциклов с колясками, автомобилей с радиостанциями, танкеток типа Т-27, артиллерийских орудий и другого вооружения с целью последующего сбрасывания их на парашютах. Эта работа имела большое военное значение, она являлась основой для организации десантных операций. Ее высоко оценил Михаил Николаевич Тухачевский, бывший тогда заместителем народного комиссара обороны и начальником вооружений РККА. За рубежом в то время аналогичных приспособлений не существовало. Надо заметить, что большую роль в этих разработках играл начальник конструкторского отдела Остехбюро Петр Владимирович Бехтерев — сын известного невропатолога и психиатра профессора Бехтерева... »3.

Неоспоримый вклад в покорение высоты внес этот инженер-изобретатель, жизнь которого оборвалась на взлете, как и жизнь многих талантливых людей, неугодных тоталитарному режиму. Его творческий потенциал инженера-конструктора был настолько широк, что во многих отраслях военной техники его изобретения были востребованы, внедрены или рекомендованы к использованию. Возможно, фамилия его прародителей происходит от слова пехтерь, -прожорливый и неповоротливый человек. Однако не исключен и другой вариант. С середины XV века на Руси получил распространение воинский доспех из нескольких рядов мелких пластин, соединенных кольчужной сеткой, -бехтерец. По мнению специалистов по доспехам, название берет начало из персидского языка. На персидском бехтар означает "лучший"4.

Род Бехтеревых дал России действительно лучших представителей отечественной науки. П.В. Бехтерев родился в семье профессора Владимира Михайловича Бехтерева – выдающегося русского психиатра, одного из основателей русской экспериментальной психологии. А дочь Петра Владимировича Н.П. Бехтерева - академик, ведущий ученый, заложивший основы фундаментальных исследований и создавший оригинальную научную школу в области физиологии здорового и больного мозга человека. Научные интересы и творческая деятельность инженера и изобретателя раскрылись при работе в Остехбюро, где он занимал высокие должности - главный конструктор спецчасти Остехбюро до 1923 года, зав. конструкторской частью до 1931 года, начальник конструкторского отдела, который разрабатывал конструкции основных изделий (мины, торпеды, радиоуправляемые катера и танки), наконец, главный конструктор конструкторского отдела.

Стоит отметить, что многие сотрудники Остехбюро оказались «врагами» и «вредителями». Это клеймо получил и Петр Владимирович. Лишь в 1956 г. он был реабилитирован … посмертно. И лишь в наши дни становится возможным возвращение имен тех людей, которые искренне любили свою Родину, которые трудились на усиление ее авторитета в мире.

В филиале РГАНТД в г. Самаре среди заявочных материалов на изобретения на постоянном хранении находится более 70-ти заявлений П.В. Бехтерева с просьбой о выдаче авторского свидетельства или патента на предложенное изобретение.

«Прилагая при сем описание в 2-х экземплярах прибора для торможения и устойчивого полета сбрасываемых в воздухе тел /парашют/ и чертежа к нему, прошу таковые рассмотреть и выдать мне авторское свидетельство»5 - так излагал свою просьбу в заявлении от 23 января 1923 г. П.В. Бехтерев.

Обосновывая полезность изобретенного прибора, Петр Владимирович писал: «Тело обладающее значительным весом при сбрасывании с большой высоты достигает поверхности земли (воды) со столь значительной скоростью, что тело и, могущие быть помещенными в нем механизмы, повреждаются. Для избежания разрушения необходимо уменьшить скорость падения... В обычных парашютах, хотя и достигается уменьшение скорости, но нарушается устойчивость полета ... Предлагаемый парашют обладает совершенной устойчивостью ...»6. Еще не один год продолжалась переписка с Комитетом по делам изобретений. 26 мая 1926 г. автором было написано «Дополнение 1-ое к описанию прибора для устойчивого полета сбрасываемых в воздухе тел». Предметом дополнительной привилегии стал матерчатый парашют, приспособленный для выдерживания большого удара о воздух. П.В. Бехтерев придумал конструктивное сочетание резиновых жгутов и специальных вырезов на полотнищах, которое позволяло достичь уменьшения первого удара о воздух. В дополнении к описанию он писал: «...в верхней части полотнищ делается внешний вырез, через который с края зонта парашюта протягиваются резиновые жгуты, резина при развитии на зонт парашюта давления встречного воздуха значительно растягивается, зонт запрокидывается с краев и отчасти складывается, уменьшая сопротивление системы, а, следовательно, и удар о воздух...»7 .

10 декабря 1926 года на заседании IV Секции Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР экспертом определяющим новизну и патентоспособность изобретения стал Иван Платонович Граве. Принимая во внимание, что парашют с диаметральными направляющими полотнищами без выреза в их верхней части уже был к тому времени известен и запатентован в Германии, IV Секция признала возможным выдать не подлежащий опубликованию патент с определенной редакцией8. Целых три года автор ждал положительного решения.

Но это было не последнее его «воздушное» изобретение. Ровно через год 10 декабря 1927 г. Петр Владимирович получил сразу 2 не подлежащих опубликованию патента по одному заявлению на изобретение «Парашют с переменным коэффициентом формы»9 , поскольку комиссия решила, что в заявочных материалах содержатся два предложения, которые могут найти применение независимо друг от друга.

Данное изобретение стало своеобразным ответом на размышления, которые автор изложил и в своем описании: «В некоторых случаях применения парашютов требуется, чтобы они допускали раскрывание при развитии больших скоростей в воздухе, например это нужно для специальных снарядов, а также для случая применения при выпрыгивания с аэропланов пилотов. Эта задача представляет некоторые трудности, ибо почти все парашюты при своем раскрывании на больших скоростях дают настолько значительный толчок о воздух, что весьма затруднительно выработать достаточно прочные системы не разрушающиеся при этом»10. Для умягчения удара о воздух в изобретении Бехтерева предлагалось использовать резиновые упругие тросы.

Предлагаемый парашют мог автоматически регулировать коэффициент сопротивления путем применения резиновых упругих тросов. Независимо оттого, что применение резины в парашютных тросах уже было известно с 1915г. эксперты смогли увидеть новизну в их устройстве и расположении.

Теперь уже все самолеты стали оснащать парашютами, существует механизм катапультирования и многое др. Прыжки с парашютом стали видом спорта, который насчитывает сегодня множество поклонников. От того еще любопытнее узнавать о технических решениях как иностранных, так и отечественных изобретателей, которые придавали парашютам надежность, прочность, мобильность и удобство в применении.


Заявление в комитет по делам изобретений
(Фонд Р-1; Опись 47-5; Дело 178; Лист 1).

Чертежи парашюта конструкции Бехтерева
(Фонд Р-1; Опись 47-5; Дело 178; Лист 19,20).

Заявка, одобренная комитетом.
(Фонд Р-1; Опись 47-5;
Дело 813)
Патентная грамота.
(Фонд Р-1; Опись 47-5;
Дело 178)

1. К.Ф. Кайтанов Под куполом парашюта М: ДОСАФ, 1984. С. 8
2. Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 42-5. Д. 2913
3. Я.И. Эфрусси Кто на Э? М. : Возвращение. 1996. Л. 18
4. Бехтеревы - древний вятский род// ru.wikipedia.org
5. Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп. 47-5. Д. 813. Л. 2
6. Там же Л. 3
7. Там же Л. 5
8. Там же Л. 29
9. Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 47-5. Д. 178
10. Там же Л. 10

Вед. специалист отдела ИОПАД
М.К. Сурнина.

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД