Главная → Использование → Статьи, информации

Журавский Дмитрий Иванович (1821-1891) - один из основоположников научного подхода к строительству мостов.

 
Самыми ранними документами в филиале РГАНТД, датированными 1855 годом, является «Альбом чертежей оросительных каналов и мостов по системе Гау» из архивной коллекции «Альбомы чертежей путевого хозяйства и подвижного состава  железнодорожного транспорта за 1855-1940 годы»1.

Альбом чертежей оросительных каналов и мостов по системе Гау – это, вероятно, приложение к исследованиям Д.И.Журавского, опубликованным в 1855 году в «Журнале Главного управления путей сообщения и публичных зданий», тома ХХI – ХХII.

«Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий» - орган Министерства путей сообщения – был одновременно научно-техническим изданием с широкой строительной и железнодорожной тематикой, публиковал труды русских учёных в области механики, строительства, железных дорог и водного транспорта.

В альбоме имеются чертежи оросительных каналов на реках Михарес (Испания), Адда (Италия), Шизелла2, Большая Сандра3, чертёж перестройки набережной в Венеции4, чертёж гидравлического крана для выгрузки в Ливерпульских доках5 и др.

Особый интерес представляют чертежи американских мостов по системе Гау6 в т.ч. моста через реку Веребья Новгородской области7, проектировщиком и строителем которого был Дмитрий Иванович Журавский, выдающийся российский инженер, создатель расчёта раскосных ферм и теории скалывания при изгибе, знаменитый строитель мостов.

«Американскими» мостами в обиходе называли пять деревянных мостов, переброшенных через Обводной канал в верхнем его течении в Санкт-Петербурге для Царскосельской и Николаевской железных дорог. Название связано с именем американца Джорджа Вашингтона Уистлера (1800-1849гг.), имевшего высокую инженерную квалификацию и обширный изыскательский опыт, приобретенный им на строительстве американских железных дорог. Джордж Уистлер был приглашен Павлом Петровичем Мельниковым8 по поручению императора Николая I в 1842 году для консультирования в постройке Николаевской железной дороги. Д. Уистлер активно включился в работу. Тщательно изучив трассу будущей железной дороги и природные условия на ней, Уистлер обосновал размер колеи российских железных дорог - шириной 5 футов (1524 мм)9.

Уистлер привёз в Россию чертежи, в частности, моста новейшей по тем временам системы американского изобретателя Уильяма Гау. Новизна системы заключалась в том, что мостовой пролёт представлял собой деревянную ферму с раскосами, стянутую поперечными железными стержнями. Благодаря металлическим элементам прочность моста значительно увеличивалась без существенного увеличения веса10. Однако, американцы применяли крайне упрощённые приёмы определения размеров составных частей ферм. Не умея более или менее точно определить силы, действующие на составные части ферм при проходе поезда по мосту, американские инженеры делали все раскосы и все тяжи каждой фермы одного и того же размера.

Система Гау была усовершенствована и теоретически рассчитана русским инженером Дмитрием Ивановичем Журавским (1821-1891 гг.), работавшим на строительстве дороги помощником Уистлера. Уистлер поддержал предложения Журавского. Решительно меняя конструкцию американских ферм, Д. И. Журавский пришёл к мысли о целесообразности устройства неразрезных деревянных ферм, т. е. ферм, перекрывающих несколько пролётов, не прерываясь над опорами.

Для особо сложного Веребьинского моста Д. И. Журавский решил проектировать неразрезную ферму о девяти пролётах по 25 1/2 сажен каждый11. Это был едва ли не единственный пример применения мостовой неразрезной фермы о девяти пролётах.


Фонд Р-844. Оп. 1-2. Д. 60. Л.12

Теория Д. Журавского дала возможность сооружать и безопасно эксплуатировать раскосные фермы пролетами до 60 м. Кроме того, он исследовал распределение усилий между шпонками составных балок, изучил сопротивление поясов ферм растягивающим усилиям, установил необходимость вводить в расчет дощатых растянутых поясов площадь поперечного сечения досок нетто (т. е. за вычетом ослаблений болтами) и определил нормы сопротивления для сосны12.

За все эти исследования (опубликованы впервые в «Журнале Главного управления путей сообщения и публичных зданий», 1850 г., т.II, 1852 г., тт.XV-XVI, 1855 г., тт.XXI—XXII13) Д.И. Журавский в 1855г. удостоен Демидовской премии Петербургской Академии наук14.

Исследования Д. И. Журавского в области мостостроения и теории решетчатых ферм по своей оригинальности, смелости мысли, ценности полученных результатов для своего времени являлись выдающимися. В течение ряда лет русские инженеры пользовались его методами расчёта и данными о прочности материалов, полученными в опытах этого пионера строительной механики и мостостроения.

В своих исследованиях Д.И.Журавский обходился без сложного математического аппарата и достигал своей цели путём простых и элементарных рассуждений. Это умение было тесно связано с его любовью к экспериментам, которые позволяли ему непосредственно наблюдать работу конструкции и проверять правильность основных предпосылок создаваемой им теории.

Д. И. Журавский любил свою родину и высоко ставил обязанности инженера. В одной из речей он говорил: «Чтобы сокровища, разбросанные на громадном пространстве, могли сделаться действительным достоянием народа, - чтобы достигающее 100 миллионов население могло слиться в одну могучую массу, нужно много труда со стороны инженеров, требующего много знания и большой энергии. Да не устрашат нас ни горы с вершинами, одетыми снегом и облаками, ни глубокие и широкие реки, ни скалы, ни тундры!»15.

В 1869 году деревянные мосты на Николаевской железной дороге решено было заменить на металлические. Проектные работы возглавил выдающийся российский инженер-мостовик Николай Аполлонович Белелюбский. Но это уже совсем другая история.

 

 

1 Фонд Р-844. Оп. 1-2. Д. 60. Л.1-13.

2 Там же. Л. 2.

Там же. Л. 3.

4 Там же. Л. 4.

5 Там же. Л. 5.

6 Там же. Л. 6 – 11.

7 Там же. Л. 12 – 13.

8 Мельников Павел Петрович (1804 – 1880) - российский инженер, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург - Москва, первый министр путей сообщения Российской империи (1865—1869).

9 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%E8%F1%F2%EB%E5%F0,_%C4%E6%EE%F0%E4%E6_%C2%E0%F8%E8%ED%E3%F2%EE%ED (дата обращения: 28.03.2013).

10 Оськин Б. Петербургские «американцы» [Электронныйресурс] URL: http://ppt.ru/daily/?id=34708 (дата обращения: 28.03.2013).

11 Фонд Р-844. Оп. 1-2. Д. 60. Л.12-13.

12 URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/139283/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 28.03.2013).

13 Фонд Р-844. Оп. 1-2. Д. 60. Л.1-13.

14 URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/139283/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 27.06.2013)

15  http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st031.shtml (дата обращения: 27.06.2013)

  

Зам. директора филиала РГАНТД       Л.Ю.Покровская

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД