Главная → Использование → Статьи, информации

Казанцев Ф.П. Мастер железнодорожного дела

Флорентий Пименович родился 18 декабря 1877 г. в рабочей семье на ст. Абдулино, недалеко от Самары. С раннего детства будущий изобретатель привыкал к тяжелому труду: сахарный завод, слесарная мастерская, лесопильный завод. К 18 годам он был уже опытным слесарем-механиком. Во время долгих странствий по Поволжью Казанцев познакомился с паровой машиной, перевернувшей всю его жизнь. Спустя некоторое время он успешно сдал квалификационные экзамены на звание машиниста локомотива, однако, попав в списки политически неблагонадежных, Флорентий Пименович вынужден был покинуть родное Абдулино и переехать в далекий Челкар. Здесь, в Тургайской степи, жизнь стала потихоньку налаживаться и появилась возможность заняться усовершенствованием различных приборов.

Подробно изучив все особенности знаменитой тормозной системы Вестингауза, Казанцев решил  создать собственный тормоз новой конструкции. Первоначально идея не была поддержана специалистами данной области, и Флорентий Пименович решил создать устройство на свои средства. В сентябре 1924 г. на ст. Саратов-2 начались испытания тормозной системы Казанцева. На всем протяжении испытательной поездки до Москвы изобретатель показывал самые разнообразные маневры своего тормоза доказав его надежность. Новый тормоз показывал абсолютную неистощимость.1

В филиале РГАНТД на постоянном хранении находятся заявочные материалы на изобретения Ф.П.Казанцева. Все они касаются создания тормозной системы. Архивные документы дают нам возможность переместиться в начало XX в.  и ознакомиться  с историей одного из его ранних изобретений. 

20 января 1926 г. Флорентий Пименович подает заявку в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР на выдачу патента на изобретение однопроводного воздушного тормоза.2

   


Ф.П. Казанцев. Заявление в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР о выдаче

патента на изобретение однопроводного воздушного тормоза.

Заявочные материалы на изобретение. 1926 г.

Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.1-5. Д.25. Л.6

  

В описании к изобретению дается его характеристика. Тормоз состоял из следующих главных частей: воздухораспределителя, регулятора давления, ускорителя торможения, запасного резервуара и тормозного цилиндра. Воздухораспределитель в свою очередь  состоял из четырех камер, разделенных мембранами. При зарядке тормозной магистрали воздух через магистральную камеру и обратный клапан поступал в запасный резервуар. При торможении воздух перепускался из запасного резервуара в тормозной цилиндр  через тормозную камеру. При отпуске тормозов воздух из тормозного цилиндра выпускался в атмосферу через атмосферную камеру.3


Ф.П.Казанцев. Однопроводной воздушный тормоз.

Заявочные материалы на изобретение. Чертеж-калька. 1926 г.

Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.1-5. Д.25. Л.5.

 

Однако первоначально в выдаче патента Казанцеву было отказано в связи с тем, что Комитет по делам изобретений  ВСНХ СССР не видел существенных различий между тормозными системами Казанцева и Вестингауза.

11 апреля 1927 г. Флорентий Пименович вновь подал заявление в Комитет по делам изобретений, доказывая признаки новизны, отличающие его изобретение от привилегии № 13826 Вестингауза. Одновременно была предоставлена авторская подписка о том, что он является действительным и  единственным автором изобретения.4 

После вторичного рассмотрения заявки, Комитет по делам изобретений  ВСНХ СССР 5 ноября 1927 г. принял постановление о выдаче патента на автоматический воздушный однопроводный тормоз.5 

В фондах архива обнаружен интересный документ, датированный 24 ноября 1927 г. о заключении Народным комиссариатом путей сообщения СССР   договора с изобретателем Ф.П. Казанцевым о передаче права на изготовление и эксплуатацию систем двухпроводного и однопроводного воздушного автоматического прямодействующего тормоза в полную собственность НКПС навсегда, для использования последним в СССР и за границей.6

Ф.П. Казанцев вошел в историю отечественного железнодорожного дела как создатель нескольких систем автоматических воздушных тормозов.  Тормозами  Казанцева грузовые вагоны железнодорожных составов в СССР оборудовались до внедрения нового тормоза системы И.К. Матросова.

Будучи уже в глубоко пожилом возрасте, Флорентий Пименович (в 73 года) вместе со своим братом Владимиром разработал электропневматический воздухораспределитель. Заявка на выдачу патента на это изобретение датирована 8 октября 1940 г.

Всего за период с 1926 г. по 1933 г. Казанцевым было подано около десяти заявок на усовершенствование своей тормозной системы.

Скончался выдающийся изобретатель в Москве в 1940 г.

Потомки Ф.П. Казанцева дали стране уникальную династию инженеров-изобретателей.

Студенты Самарского государственного университета

Д.В.Мокшин, А.Н. Лыгин

 Научный руководитель

В.Н. Яшанова

1 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 25. Л. 6

2 Там же. Л.7

3 Там же. Л.17

4 Там же. Л.19, 20об.

5 Там же. Л 26

6  Там же. Оп.44-5. Д.1864. Л.1

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД