Главная → Использование → Статьи, информации

Есть такая профессия – водитель.

10 октября 2014 г. в г. Сочи впервые в истории современной России пройдет этап «Гран-При» «Формулы-1». Сочинский этап «Формулы-1» тем значимее, что последние большие гонки в нашей стране прошли сто лет назад, еще до революции. 31 мая 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся гран-при России, который выиграл гонщик Вилли Шолль.

И если в дореволюционной России автомобиль являлся роскошью, то сегодня один личный автомобиль есть практически в каждой семье, а иногда их и несколько. И это отличный повод отмечать на один праздник больше. День водителя в 2014 г. будет отмечаться 26 октября (по традиции он отмечается в последнее воскресенье октября).

В связи с этим кажется небезынтересным будет познакомиться с некоторыми фактами отечественной автоистории. И поскольку в последние десятилетия явление «женщины за рулем» приобрело массовый характер, остановимся на исследовании его некоторых моментов.

С 1930-х годов овладеть профессией водителя стали стремиться и женщины, причём явление это носило массовый характер. Советские женщины хотели доказать, что ничем не уступают мужчинам — чего только стоят дальние перелёты советских летчиц, рекорды трактористок и стахановок.

Образ женщины-водителя ярко изображен советским художником Ю. Пименовым в его широко известной картине 1937 г. «Новая Москва», где прекрасная незнакомка, ведет свой открытый автомобиль по центру столицы и это так необычно для столицы конца 1930-х, но художник как бы увидел будущее, он смог заглянуть в наше время.  А картина Полякова В.И. «Женщина за рулем» представляет нам  девушку, которая крутит баранку грузового автомобиля и в этом можно разглядеть заявление о независимости женщины.

 
 Ю. Пименов «Новая Москва»     В.И. Поляков   «Женщина за рулем»

По инициативе центрального комитета профсоюза шоферов Москвы и Ленинграда для дам был организован специальный автопробег. Первый большой Всесоюзный женский автопробег имени Сталинской Конституции проходил по маршруту Москва – Малые Кара-Кумы – Москва с 30 июля по 30 сентября 1936 г. Протяженность маршрута 10 тысяч километров.1  Маршрут проходил в разнообразных дорожных и климатических условиях.

В отчете бригады резинщиц участвовавших в автопробеге, так обозначены цель и значение пробега «… показать политический и технический рост советской женщины. Как показывает само название «имени Сталинской Конституции» политическая сторона пробега выдвигалась на первый план. Колонна на своем пути, особенно в селах, деревнях и колхозах проводила большую массово-политическую работу по разъяснению Сталинской Конституции»2

В пробеге участвовало 15 машин, в том числе 10 легковых и 5 пикапов модели ГАЗ-А, все они были вышедшими из капитальных ремонтов3. Всего в пробег ушли 45 женщин, среди которых были водители, механики, слесари, контролеры, врачи, журналисты, техники по резине и кинооператор. Самой старшей из участниц было 34 года, самой молодой — всего 20.

Москва – Ярославль – Горький – Уфа – Челябинск – Петропавловск – Голодная степь – Джусалы – Аральск - Аральское море) – Пески Малые Кара-Кумы – Джангала – Сталинград – Ростов-на-Дону – Запорожье – Днепропетровск – Киев – Минск – Москва. Через крутые уральские хребты, жаркие и пыльные казахские степи, леса Белоруссии приключения путешественниц продолжались 2 месяца, которые автомобилистки героически выдержали.

В филиале РГАНТД был обнаружен отчет Ярославского резино-асбестового комбината «Испытания шин в первом большом Всесоюзном женском автопробеге имени Сталинской Конституции по маршруту Москва – Малые Кара-Кумы – Москва» составленный участницами пробега Ф.И. Яшунской, К.Ф. Гагиной и Н.В. Кошелевой. Это отчет бригады резинщиц, перед которыми была поставлена задача испытать серийную продукцию Ярославского резинкомбината. Для этого на автомобили были надеты покрышки качественно изготовленной серийной продукции. Наблюдения велись за покрышками, баллонами и золотниками.

Но интересен такой факт, упоминающийся в отчете «…после июньской статьи Горбунова в «Правде» о большом браке камер, выпущенных Ярославским резинкомбинатом, и после того как покрышки действительно в массовом количестве стали выбывать из строя – дурная слава о Ярославской шинной продукции быстро облетела Союз. Эта плохая репутация чрезвычайно враждебно настроила остальных участниц пробега к включению резинщиц в состав колонны. Все считали, что резина провалит пробег. Бригаде резинщиц пришлось упорно бороться против этих настроений…».4 Монтаж всей резины перед стартом был проведен при их участии с занесением в специальные путевые дневники.

Дорожные условия пробега были разнообразными – самыми прекрасными были белорусские и украинские дороги, хорошими – дороги Чувашии. Дневные переходы в среднем составляли около 220 км. Большая скорость и дневные перегоны отзывались на шинах повышенным количеством смен баллонов. По окончании пробега испытывавшаяся резина была демонтирована и тщательно осмотрена, наблюдателям был представлен отчет по эксплуатации каждой покрышки. А девушками были запечатлены как фото покрышек, прошедших полный километраж пробега и вернувшихся к финишу в прекрасном состоянии, с сохранившимся рисунком прожектора, так и покрышки с большим износом.

 













После возвращения десять участниц пробега были награждены орденом «Знак Почета» и 35 — Почетными грамотами ЦИК СССР. И теперь уже вопрос, под силу ли слабому полу такая специальность как водитель автомобиля, не стоял.

После этого профессии водителя и механика стали ещё более популярны среди женщин. Повсюду на водительских курсах начали создавать женские группы. Но часто и этого было недостаточно, мест на всех желающих не хватало. Дело дошло до того, что 25 октября 1939 года Наркомат автотранспорта СССР издал приказ, обязывающий руководителей курсов принимать в число слушателей не менее четверти женщин. В результате число женщин-водителей среди выпускников, получивших права, возросло с 5,9% в 1939 году до 12,3% в первом полугодии 1940-го. На некоторых предприятиях стали появляться целые женские колонны. Например, на автобазе Московского почтамта такая колонна существовала с 1936 года, а уже в 1939 там работали 130 женщин-водителей.

Великая отечественная война оказала огромное влияние на развитие отечественного автопрома. В условиях бездорожья и отсутствия разветвлённой сети железных дорог на плечи профессиональных водителей легли основные заботы по переброске войск, подвозу боеприпасов, продовольствия, медикаментов, моторного топлива для танков и самолетов, вывозу раненых. Героические рейды по знаменитой «Дороге жизни» в блокадный Ленинград помогли спасти жизнь сотням тысяч людей и отстоять город на Неве. Это была очень востребованная и важная профессия. В Самаре есть памятник, посвященный памяти шоферов, погибших в годы ВОВ, он  располагается на перекрестке ул. ХХ11 партсъезда и ул. Кр. Коммунаров и представляет собой автомобиль ЗИС на пьедестале.

                                        

А в тылу, мужчин ушедших на фронт заменяли женщины. На краткосрочных курсах при МТС женщины постигали азы вождения и ремонта сельскохозяйственной и автомобильной техники, чтобы проводить посевные и уборочные компании на селе.

                                     

Каждая профессия переживает свой романтический период и период, когда она превращается в рутинную. Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Даже российскому императору было сложно отыскать хорошего водителя для царского экипажа. В годы войны профессия водителя была связана с риском и ответственностью за своевременно доставленный груз, переброску солдат и пр. Профессия прошла полный цикл от  романтической до  повседневной всего за некоторое количество десятилетий. Возможно, когда-то наступит время, когда профессия шофёра-водителя станет экзотикой, а человек сможет добраться до места назначения, лишь задав средству передвижения маршрут. Уже сегодня ряд компаний трудится над созданием умных робокаров, которые смогут обходиться без помощи водителя. Возможно, совсем скоро профессия шофёра станет такой же редкой, как сегодня профессия кучера или погонщика верблюдов.

Ведущий специалист отдела ИОПАД

М.К. Сурнина

1 Филиал РГАНТД . Ф. Р-297. Оп. 2-1. Д. 18. Л. 1а.
2 Там же Л.1 а
3 Там же Л. 2
4 Там же Л. 4

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД