Главная → Использование → Статьи, информации

«Изобретатель тормозов» (Матросов Иван Константинович 1886-1965)

Январь 1930 года. По сложнейшему участку Северо-Кавказской железной дороги движется необычный двухкилометровый состав, снабженный сразу тремя различными системами торможения. После тяжелейшего крутого спуска поезд входит в тоннель, дальше - Джаджурский перевал. Здесь, на протяжении 80 км, проходит крутой уклон. Именно этот уклон и должен был решить судьбу установленных на составе тормозов. Проводимые испытания позволяли выбрать из них наиболее совершенные.

В испытаниях приняли участие три известных инженера-тормозника: Ф.П. Казанцев, Б.Л. Карвацкий, И.К. Матросов. Результаты испытаний показали: тормоз Казанцева, когда-то один из лучших, начал сдавать свои позиции; система Карвацкого - наиболее современна, но далека от совершенства. Победителем был объявлен Матросов со своим тормозом, признанным самым неистощимым, самым плавным, самым чувствительным в управлении и дающим наиболее постоянный тормозной путь. Все это дополнялось простотой конструкции, малым числом деталей и легкой доступностью для разборки и ремонта. Такие качества делали тормозную систему Матросова лучшей не только в СССР, но и во всем мире1.

За годы своей творческой деятельности Иван Константинович Матросов подал в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР большое количество заявок на свои изобретения, посвященные различным усовершенствованиям в оснастке тормозов, на 53 из них были получены авторские свидетельства2.

Более 30 заявок на изобретения И.К. Матросова хранятся в филиале Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД). Почти на все эти заявки выданы авторские свидетельства или патенты, а заявка «Концевой кран главного трубопровода воздушного тормоза» была запатентована в Германии3.

В 40-е годы перед И.К. Матросовым встала проблема создания универсального тормоза, сочетающего в себе качества прямодействующего и непрямодействующего. Сохранив свойство неистощимости, присущее прямодействующим тормозам, система должна была иметь и легкий отпуск, свойственный тормозам непрямого действия. Разработка этой системы проводилась не только И.К. Матросовым, но и другими инженерами-тормозниками.

В 40-х-50-х годах настоящая многолетняя борьба была организована изобретателями тормозов Е.А. Шавгулидзе и Н.В. Васильевым за приоритет изобретения воздухораспределителя к тормозам, предложенного И.К. Матросовым.

В своей заявке «Локомотивный воздухораспределитель системы Матросова» 4 Иван Константинович пишет: «В 1940 году я предложил ЦТ МПС изменить схему тормозного оборудования - соединить общим проводом тормозные цилиндры паровоза и тендера при одном воздухораспределителе на паровозе. Новая схема тормозного оборудования паровоза тормозной комиссией при НТС была принята для проведения в жизнь.

Эта схема была запатентована тов. Шавгулидзе на свое имя, хотя он и не внес в нее никаких своих предложений… «Автор», не зная хорошо природу тормоза, сделал ряд ошибок, нарушающих основные требования способа торможения паровоза. Паровозный тормоз по схеме Шавгулидзе работает так же, как тормоз на вагоне, т. е. со скачком, быстрым наполнением и быстрым отпуском. Такой тормоз, как показали испытания и исследования на закавказской железной дороге в 1933 году, постоянно вызывал разрывы при винтовой упряже»5.

Доктор технических наук, профессор В.Ф. Егорченко пишет в Бюро по делам изобретательства МПС: «Просмотр переданных мне материалов и беседы с Е.А. Шавгулидзе, И.К. Матросовым и другими изобретателями-тормозниками привели меня к заключению, что Постановление Бюро изобретений Госплана СССР от 20 февраля 1947 года по заявке Е.А. Шавгулидзе № 4466 сформулировано неправильно со всех основных возможных в СССР точек зрения на авторские свидетельства.

Во-первых, потому что вопрос о частичном смягчении отпуска тормоза Матросова обсуждался в тормозных кругах с 1931 года, а вопрос о полном смягчении тормоза - с 1940 года. Отмечаю, что слово «непрямодействующий» по отношению к тормозу Матросова впервые встречается в авторском свидетельстве №50577 в 1935 году.

Обращаю внимание на то, что в заявке Е.В. Шавгулидзе 1943 года принципы выпуска воздуха из рабочей камеры повторяют известные по 1935-1941 годам принципы, но не в работоспособном виде. Поэтому закрепление за Е.А. Шавгулидзе права на владение принципа выпуска воздуха из рабочей камеры, в частности - соединение рабочей и золотниковой камер в тормозе Матросова, явно противоречит фактам.
В данном случае, новым тормозом, использующим принцип соединения камер в «тормозе Матросова», занимается Матросов, а не Шавгулидзе. В интересах общества - не подчинять работающего в данной области Матросова неработающему в данной области Шавгулидзе. Такое подчинение вызовет охлаждение И.К. Матросова к его изобретению и возможный провал государственного дела»6.

В 1950 году Управление по изобретениям и открытиям отклонило протест Шавгулидзе на основании того, что воздухораспределитель по его заявке не имеет экстренного торможения, а авторское свидетельство было выдано Матросову на автоматический воздушный тормоз, заключающий в себе поршень экстренного торможения7.

По поводу подтверждения приоритета возник конфликт и по заявке «Автоматический прямодействующий тормоз»8. Свои права на данное изобретение просил подтвердить изобретатель Н.В. Васильев.

Через 12 лет после выдачи И.К. Матросову трех авторских свидетельств за №77313, 77314, 77315 с приоритетом от 28 ноября 1946 года, 5 ноября 1958 года на имя председателя Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР поступил протест от Н.В. Васильева против выдачи авторского свидетельства № 77314.

Направляя копию протеста Н.В. Васильева в адрес И.К. Матросова, начальник отдела транспорта Комитета В. Дробышевский сообщил изобретателю, что «Н.В. Васильев уже подавал несколько протестов с просьбой аннулировать выданные Ивану Константиновичу авторские свидетельства9.

В своем протесте Н.В. Васильев просит:

  1. Проверить в отношении полной охраны моих авторских интересов редакцию предмета изобретения к авторскому свидетельству на «Воздухораспределитель автоматического тормоза полужесткого типа».
  2. Ускорить регистрацию и выдачу авторского свидетельства.
  3. Аннулировать независимое авторское свидетельство №77314 с приоритетом от 28 ноября 1946 года, выданное на имя Матросова И.К.
  4. Вынести обязательное для МПС решение о моем авторском вознаграждении в справедливых размерах»10.

Несмотря на все эти конфликты, первенство в изобретении самого лучшего тормоза навсегда закреплено за И.К. Матросовым.

Его имя вошло в историю развития мировой техники, а современный грузовой подвижной состав до сих пор оборудован воздухораспределителями Матросова различных модификаций. За работы в области создания тормозных систем И.К. Матросову было присвоено звание лауреата Сталинской премии11. Изобретатель никогда не искал славы, но его имя красовалось на сотнях вагонов, на которых было написано: «Тормоз Матросова».

Ф.Р-1. Оп.60-5. Д.1910. Л.6.

Примечания:
1 Смирнов С. Изобретатели тормозов. М.: Трансжелдориздат, 1950. С.67.
2 Там же. С.23.
3 Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.3-5. Д.6534.
4 Там же. Ф.Р-1. Оп.15-5. Д.2151.
5 Там же. Оп.56-5. Д.1661. Л.2, 3.
6 Там же. Оп.39-5. Д.405. .63, 63об, 64.
7 Там же. Л.70 об.
8 Там же. 74-5.Д.332.
9 Там же. Л.82.
10 Там же. л.83-94.
11 Там же. Оп. 53-5. Д.907.Л.33.

Л.Е. Антонова.

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД