Главная → Использование → Статьи, информации

Антонов Олег Константинович (1906-1984)

В филиале РГАНТД на вечном хранении находятся 5 заявок на изобретения всемирно известного авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, поданных им в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР в конце 20-х – начале 40-х годов ХХ века. Большая часть этих изобретений была сделана в области планеризма, столь популярного в нашей стране в те годы. Но именно они стали той стартовой площадкой для дальнейшей конструкторской деятельности О.К. Антонова в области авиации, которая привела его к созданию знаменитых самолетов АН-10, АН-22 («Антей»), АН-24, АН-72, АН-124 («Руслан») и др. Описания изобретений, чертежи, рисунки, анкеты, переписка по предмету изобретения, рассказывают не только о самих изобретениях, но и об их авторе.

В 1924 году восемнадцатилетний Олег Антонов построил свой первый планер «Голубь». Пять лет спустя, в 1929 году студент О. Антонов подает свою первую в жизни заявку на изобретение «Соединительная муфта для шлангов и труб»1 и получил патент, замененный впоследствии авторским свидетельством2.

В феврале 1930 года О.К. Антонов подал еще две заявки, где предлагал изобретения «Аэропланное крыло»3 и «Складной балочный фюзеляж»4. Но ни на одно изобретение патент выдан не был, хотя к моменту подачи заявок оба были применены на практике.

За годы учебы в Ленинградском политехническом институте О.К. Антонов построил несколько планеров, став признанным авторитетом среди планеристов, что сыграло значительную роль в его дальнейшей судьбе. По окончании института он был назначен начальником Московского планерного КБ, а затем главным конструктором Планерного завода Осовиахима.

В 1930-е годы многих захватила идея создания планерлетов – больших планеров, снабженных авиадвигателем малой мощности. Первый планерлет конструкции О.К. Антонова получил название ЛЕМ-2 (ОКА-33). Этот грузовой планерлет стал первой ступенькой конструктора на пути в большую авиацию.

В 1937 году Антонов подает заявку на изобретение «Аварийная лыжа для посадки самолетов»5. Однако, превосходное знание планеров, в этом случае сыграло с конструктором злую шутку. В отказе на выдачу авторского свидетельства говорилось: «Принимая во внимание, что использование шасси типа планера для самолетов является простым перенесением известной конструкции из одной области техники в другую родственную область, а потому на такие предложения авторские свидетельства не выдаются»6.

Заявка на «Устройство для соединения воздушного поезда»7 была подана в годы Великой Отечественной войны. Тактическое значение этого изобретения заключалось в возможности использования истребителей, в случае необходимости, в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков. Изобретение получило авторское свидетельство8.

Будучи уже известным авиаконструктором, О.К. Антонов не оставлял изобретательство. 46 заявок было подано им в 1961-1976 гг., 45 из них посвящены самолетам. Только одна, с приоритетом от 16 октября 1967 года, выбивается из общей тематики: «Карманный пылесос»9. Эксперты, специалисты легкой промышленности не нашли оснований для выдачи авторского свидетельства. О.К. Антонов не стал оспаривать данное решение.

1 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 23029.
2 Там же. Л. 16.
3 Там же. Оп. 2-5. Д. 3107.
4 Там же. Д. 3108.
5 Там же. Оп. 29-5. Д. 308.
6 Там же. Л. 5.
7 Там же. Оп. 50-5. Д. 919.
8 Там же. Л. 19.
9 Там же. Оп. 319-5. Д. 1313.

О.С. Максакова.

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД