Главная → Использование → Статьи, информации

Евсей Михайлович Голдовский – изобретатель кинотехники

Когда разговор заходит о кино, вспоминаются названия понравившихся фильмов, фамилии актеров, создавших интересные образы, выдающиеся режиссеры — словом, все то, что относится к художественно-изобразительной его стороне. Однако понятие «кино», «кинематография» значительно шире. Оно включает в себя не только искусство кино, но и кинотехнику. Само рождение кино обязано бурному прогрессу науки и техники XX в., творчеству инженеров, конструкторов и ученых.

Неоценимый вклад в развитие отечественной кинотехники внес советский ученый, изобретатель, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947 г.), доктор технических наук (1939 г.) Евсей Михайлович Голдовский.

В 1924–1930 гг. он работал в Государственном техникуме кинематографии, в 1930-1932 гг. – на кинофабрике «Союзкино». С 1932 г. стал научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ). Руководил разработкой теории современных процессов кинотехники, системы оборудования для освещения киностудий, техники узкопленочной кинематографии. Разрабатывал советские системы широкоэкранного кинематографа, трехпленочного панорамного кинематографа, широкоформатной киноаппаратуры для съемок и демонстрации фильмов на 70-мм кинопленке и др., а также методы проектирования зрительных залов кинотеатров [1, с. 290].

Рис. 1. Общий вид КШС-1

Евсей Михайлович Голдовский был непревзойденным гением в области кинематографической техники, оптики, механики, проекции. Он был среди тех, кто конструировал первые отечественные установки звукового, цветного и стереоскопического кино, разрабатывал и воплощал в жизнь отечественные технологии панорамного, широкоэкранного и кругорамного кино.

Стоит отметить, что, как и многие люди его поколения, он не избежал репрессий. Это случилось в памятном 38-м году. Его арестовали по делу руководителя кинематографа Б.З. Шумяцкого, мечтавшего о создании советского Голливуда [2]. Поводом для ареста стал один случай. Во время оборудования маленького кремлевского кинозала, где просматривал фильмы И.В. Сталин и его окружение, лопнула какая-то ртутная лампа. Евсея Михайловича арестовали по обвинению в попытки теракта против первых лиц партии. Весь лубянский ад он выдержал героически. Никого не предал, не оговорил себя. И вышел на волю в короткую «оттепель» после снятия палача-наркома Н.И. Ежова [3]. Ему повезло, другим везло меньше. И после этого он продолжал работать над усовершенствованием советского кино.

Важнейшими этапами в развитии кинотехники были: появление звукового кино, цветного и стереоскопического кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофоническим воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного кино и многое др. Для каждого из них характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также реконструкция или замена существующих технических средств.

Звуковое кино, расширившее выразительные свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Западной Европы. В 50-х гг. в кинотехнике получили распространение запись звука на магнитной ленте и стереофоническая звукозапись, широкое применение в системе цветного кино нашел метод получения трехцветного изображения на многослойной кинопленке - все это шаги технического прогресса кино. Ученые и изобретатели разных стран работали над решением трудной задачи: соединить изображение и голос, постоянно совершенствовать характеристики и того, и другого.

Так, 28 февраля 1950 г. Е.М. Голдовским и В.П. Петровым был предложен «Способ фотографической обработки звуковых кинофильмов на многослойной цветной кинопленке» [4]. Данный способ подразумевал улучшение качество звучания фонограммы на многослойных цветных кинопленках. В основу предложенного способа был заложен принцип перевода металлического серебра, образующегося в результате цветного проявления, в светочувствительное галоидное серебро. При этом изобразительная часть проходила полную отбелку серебра и потому давала наилучшее качество изображения, а звуковая дорожка образовывалась серебром, оптическая плотность которого достигала величины 1,2 и более, что улучшало звук и избавляло его от постороннего шума. Изобретение было защищено авторским свидетельством.

Зрительные залы советских кинотеатров всегда были переполнены. Луч яркого света оживлял на экране героев таких известных картин, как: «чужая родня», «Мать», «Максим Перепелица», «Неоконченная повесть», «Два капитана». Именно в год выхода этих фильмов на экран (1955 г.) сотрудниками НИКФИ был разработан стационарный кинопроектор КШС-1 для демонстрации 35-мм фильмов на широкий экран со стереофонией (рис. 1, 2).

Рис. 2 Схема зарядки КШС-1

Руководителем темы являлся Е.М. Голдовский. Конструкция данного проектора позволяла демонстрировать как широкоэкранные фильмы с анаморфированным изображением, так и обычные фильмы с фотографической фонограммой. Световой поток такого проектора был равен 7 500 люмен, что позволяло проецировать фильмы на широкий экран в кинотеатрах вместимостью до 1 000 зрителей. Образцы кинопроектора КШС-1 были установлены в первом советском широкоэкранном кинотеатре «Художественный» в Москве в июле 1955 г. Показав превосходные результаты, они были одобрены специальной Комиссией Министерства культуры и переданы для серийного промышленного производства на киевской завод «Кинодеталь» [5].

В плане устройства кинотеатров Е.М. Голдовским предлагались следующие изобретения: «Киноэкран с изменяющимся радиусом кривизны» (1958 г.), «Круговая кинопанорама» [6] (1959 г.) и др.

Киноэкран с изменяющимся радиусом кривизны или универсальный панорамный киноэкран, как назвал его автор, стал решением вопроса о создании экрана, приспособленного для демонстрации фильмов обычных, широкоэкранных, широкоформатных и панорамных. Рама такого экрана была выполнена из нечетного числа шарнирно-связанных элементов, из которых боковые перемещались относительно среднего неподвижного (рис. 3). По предложенному изобретению было выдано авторское свидетельство.

Переписка с Комитетом по изобретениям и открытиям по другому заявочному свидетельству затянулась не на один год. «Ваш отказ считаем неправомерным...», - так начинали свое заявления авторы изобретения «Круговая кинопанорама» Е.М. Голдовский и Б.В. Тимофеев-Рясовский. Они с упорством доказывали, что предложенная ими система в мире еще не известна. 18 сентября 1962 г. вышло решение Комитета по делам изобретений и открытий о выдаче авторского свидетельства. Большое содействие авторам в его получении оказало Министерство культуры СССР. Так, в письме заместителя Министра культуры СССР И. Цветкова заместителю председателя Комитета по делам изобретений и открытий Е.И. Артемьеву отмечалось: «... ни в зарубежной, ни в отечественной практике не описывалось, не предлагалось и не использовалось вертикальное анаморфирование применительно к системе круговой кинопанорамы. Между тем применение вертикального анаморфирования в круговой кинопанораме дает качественно новый эффект и вдвое сокращает количество устанавливаемой кинопроекционной аппаратуры. Учитывая эти обстоятельства,

Рис. 3. Киноэкран с изменяющимся углом кривизны

Министерство культуры СССР считает целесообразным возвратиться к рассмотрению заявки и найти пути к выдаче авторского свидетельства... В случае положительного решения о выдаче авторского свидетельства необходимо принять меры к обеспечению патентной защиты данной системы и запатентовать ее в Японии, Индии, Англии, Франции и США» [7, л. 75]. Патентование было поручено Центральной студии документальных фильмов. Был составлен «Лицензионный паспорт на продажу системы круговой кинопанорамы», в котором находим много интересных фактов: преимущества предлагаемой системы (11 проекционных аппаратов вместо 22-х, размер изображения по вертикали вдвое больше, чем в системе круговой кинопанорамы с одним рядом экранов); сведения о выпуске первого фильма, снятого Центральной студией документальных фильмов по системе круговой кинопанорамы, под названием «Москва»; ориентировочная стоимость кинотеатра на 350 мест оценивалась в 310 000 руб., на 150-180 мест - в 140 000 рублей, сведения о уже построенном таком кинотеатре в Москве на ВДНХ [7, л. 20, 21].

К сожалению, в процессе работы над составлением описания зарубежного патентования выяснилось, что фирмой «Филипс» уже изготовлено по заказу одной из английских кинофирм оборудование для демонстрации фильмов на круговой панораме. Заявку пришлось с патентования снять.

Но до сих пор кинопанорама, открытая в 1959 г. на ВДНХ дееспособна. На проспекте Мира в здании кинотеатра «Круговая кинопанорама» почти каждый день происходит 2-3 сеанса короткометражек: «Возьмите нас с собой туристы», «Родники неиссякаемые» и так далее. Он остался приятным памятником советской эпохи (рис. 4, см. 3 полосу обложки).

После кончины Е.М. Голдовского в его честь Международная кинотехническая ассоциация учредила специальную премию за самое значительное достижение года в области кинотехники [2]. А документы филиала Российского государственного архива научно-технической документации навсегда сохранят свидетельство того, что технический прогресс кинематографа связан с именем нашего соотечественника Евсея Михайловича Голдовского

Рис. 4. Кинотеатр круговой панорамамы. 1960-е гг.


1.         Голдовский Евсей Михайлович // Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2002.

2.         Богомолов Ю. Не последний из могикан // Известия. 2003. 20 января.

3.         Садыкова Ф. Мьсье Евсей // URL: http://www.peoples.ru/technics/engineer/goldovskiy.

4.         Способ получения фонограммы при изготовлении фильмокопий на цветной многослойной пленке. А.с. 88415 (заявочные материалы на изобретение) // Российский государственный архив в г. Самаре (РГА в г. Самаре). Ф.Р-1. Оп. 58-5. Д. 1330.

5.         Отчет по теме «Разработка широкоэкранного стереофонического кинематографа». Раздел 7. Разработка стационарного кинопроектора для демонстрации 35-мм фильмов на широкий экран со стереофонией. 1955 г. Голдовский Е.М. НИКФИ // РГА в г. Самаре. Ф.Р-162. Оп. 2-1. Д. 2209.

6.         Голдовский Е.М. Универсальный панорамный киноэкран. А.с. 118138 (заявочные материалы на изобретение) // РГА в г. Самаре. Ф.Р-1. Оп. 70-5. Д. 440.

7.         Голдовский Е.М. Система круговой киноаппаратуры. А.с. 161228 (заявочные материалы на изобретение) // РГА в г. Самаре. Ф.Р-1. Оп. 74-5. Д. 2437.

Главный специалист РГА в г. Самаре М.К. Сурнина

Опубликовано: «История науки и техники». М., 2017. №6. с. 75-79

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД