Главная → Использование → Статьи, информации

Из истории 4-ГПЗ

В соответствии с приказом Росархива № 73 от 6 сентября 1994 г. в г. Самаре в здании филиала Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) было организовано архивохранилище Российского государственного архива экономики (РГАЭ), в результате чего с 1995 г. во вновь созданное архивохранилище из г. Москвы стали передаваться некоторые фонды РГАЭ.

На сегодняшний день в архивохранилище РГАЭ находится свыше 257 тыс. дел 97 фондов за 1918-1994 гг. Одним из интересных фондов является фонд № 180 «Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники при Совете Министров СССР», имеющий в своем составе документы по присуждению Сталинских премий.

Одна из историй присуждения Сталинской премии 1942 года предлагается Вашему вниманию.

 

23 января 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны, вышел указ  Президиума Верховного Совета СССР № 144   о награждении работников подшипниковой промышленности Народного комиссариата среднего машиностроения СССР за «образцовое выполнение заданий Правительства по освоению и производству подшипников для нужд обороны». Среди награжденных  орденами и медалями были 114 работников Куйбышевского подшипникового завода (ГПЗ-4), в том числе 3 человека, Лурье Герц Борисович, главный инженер, Юсим Яков Соломонович, директор и Якунов Семен Иванович, наладчик автоматов – высшей наградой государства – орденами Ленина.

Становление Государственного подшипникового завода № 4 пришлось на самое тяжелое  время – сентябрь 1941 г. – 1942 г.   Завод был создан как выделенный в самостоятельное предприятие из состава эвакуированного  из Москвы в сентябре 1941 г. 1 ГПЗ им. Кагановича. 5 октября 1941 г. на станцию Куйбышев прибыл последний эшелон с заводским оборудованием, состоящий из 17 платформ.

Завод был размещен на четырех площадках, разбросанных по городу на расстоянии 8-15 км между собой. Основная часть завода была расположена на территории Линдова военного городка в 150 отдельно стоящих зданиях бывших казарм, конюшен и холодных складов, совершенно не пригодных для производственных нужд, тем более для производства авиамоторных и других точных подшипников.

Коллективу завода требовалось  в самые сжатые сроки осуществить  строительные и монтажные работы, необходимые для организации сложного подшипникового производства. Надо было  приспособить имеющиеся здания Линдова городка под производственные помещения; произвести приемку  прибывшего  на завод эвакуированного  оборудования, инструмента, незавершенного производства, основных и вспомогательных материалов и других материально-имущественных ценностей; провести монтаж рабочих машин в цехах завода; освоить выпуск оборонных типов подшипников на вновь установленном оборудовании; переправить оборудование и эвакуированных работников 1-го ГПЗ из г. Куйбышева на Томский, Саратовский и Свердловский подшипниковые заводы; подготовить производство для выпуска требуемых подшипников в 1942 году.

В тяжелых условиях наступившей зимы, при температуре, доходившей до   - 45°,  велись  реконструкция помещений (конюшен, складов)  под монтаж оборудования, рытье котлованов, траншей и другие строительные работы.

 В цехах завода был осуществлен монтаж 1262 ед. оборудования.

Самоотверженной работой коллектива завода, с помощью местных партийных и советских организаций, была организована  транспортировка и разгрузка оборудования без разгрузочных средств. Но, несмотря на все  усилия, в декабре на станции оставались не разгруженными 272 вагона с оборудованием.

 В результате ввод в эксплуатацию цехов первой очереди к 15 октября    1941 г., как отмечало бюро Куйбышевского горкома ВКП (б),   был сорван, а пуск завода на полную мощность к 1 марта 1942 г. поставлен под угрозу срыва1.

 Но, несмотря на это, уже в ноябре 1941 г. начался выпуск подшипников и составил 3 тыс. шт., в декабре 1941 г. было выпущено 59 тыс. шт.  До 1 января 1942 г. было освоено 102 оборонных типа подшипников и выпущено по ним  в 1941 г. 62 тыс. подшипников2

Но этого было слишком мало. В  приказе Наркомата Среднего Машиностроения (НКСМ) СССР № 131 от 8/17 декабря    1941 г., подписанным  заместителем  Наркома  Кучумовым,  предписывалось: «Директору ГПЗ в г. Куйбышеве т. Юсиму принять заказ от завода АТЭ-1 на изготовление штамповочных деталей для Т-60. Срок исполнения – немедленно»3.

Приказом по Наркомату среднего машиностроения СССР № 132 от 31 декабря 1941 г.  подшипниковым заводам устанавливалась жесткая  программа производства на 1 квартал 1942 г.:

«…Куйбышевскому подшипниковому заводу  - 1, 65 млн. штук подшипников, из них в январе месяце 400 тыс. штук, в феврале 500 тыс. штук, марте – 750 тыс. штук…»4.

Для достижения этой чрезвычайно напряженной задачи и набора максимальных мощностей в первый же год восстановления (1942)  потребовалось проведение следующих строительно-монтажных работ:

уложено 10 000 кбм бетона;

проложено 40 км трубопроводов;

смонтировано 3000 единиц оборудования;

уложено 16 км кабельных фидеров;

произведена коренная реконструкция подземного хозяйства в кузнице на филиале завода;

сооружено 40 крупных фундаментов и смонтировано 100 единиц крупного ковочного оборудования;

в зимних условиях проложена 15-км железнодорожная ветка, связавшая  завод с филиалом и Куйбышевской железной дорогой 5.

Решающим вопросом в деле развертывания работы завода на протяжении всего 1942 г. был вопрос о кадрах. Завод в течение всего 1942 г. ощущал большой недостаток квалифицированных кадров, особенно резко не хватало наладчиков, слесарей, токарей и электромонтеров. Из Москвы  было привезено всего 20% необходимых рабочих. Остальные 80% набирались и обучались здесь же,  в Куйбышеве.

Главным источников набора рабочей силы был вольный наем, в результате которого в течение 1942 г. был принят 4851 чел.6.

 Для того чтобы обеспечить производство квалифицированными кадрами, применялись различные формы  производственного обучения: индивидуально-бригадное обучение молодых рабочих непосредственно на их рабочих местах, стахановские школы и т.д. Эти формы позволили обучить в 1942 г. 5157 рабочих.

Особое внимание обращалось на подготовку рабочих универсальных профессий – токарей, фрезеровщиков, шлифовальщиков-универсалов. Их было подготовлено из вновь принятых рабочих 1250 чел. Стахановские школы окончили 588 чел., в результате чего процент выработки увеличился с 73% до 118%7.

В течение 1942 года коллектив завода провел большую работу по скоростному освоению и налаживанию массового выпуска ранее импортируемых из-за границы важнейших, специальных подшипников для авиационной и танковой промышленности и точного приборостроения (в том числе и миниатюрных подшипников качения с наружным диаметром от 1,8 до 4 мм, заменяющих опоры из драгоценных камней,  изготавливаемых до этого времени только в Швейцарии).

Именно на ГПЗ-4 в Куйбышеве (и на ГПЗ-3 в Саратове) с 1942 г. стали выпускаться наиболее трудоемкие, специальные подшипники: винтовые, моторные, приборные, техника производства которых была засекречена крупнейшими мировыми подшипниковыми фирмами «Фафнир», «Федераль», «Норма-Гофман»,. «Сперри» и др. в количествах, обеспечивающих потребность в них авиационной, танковой промышленности и нужд фронта (амортизация фронтовых машин)8.

Среди наиболее востребованных оборонных типов подшипников, выпускаемых в 1942 г. коллективом ГПЗ-4  были:

моторные –  подшипник ОКБ-11 - для  средней части колен.  вала авиамотора М-82; подшипник 1-92218 - для задней части колен. вала авиамотора М-62 ИР;

винтовые - 700-б, подшипник переменного шага винта для бомбардировщиков и штурмовиков, для ИЛов; подшипник 699 - для винтов ВИШ 21, 22, 23 (для бомбардировщиков и транспортных «Дуглас»); подшипник ОКБ-27 - для винта истребителей и штурмовиков;

приборные -  подшипники 768 и 809 -  для приборов автоматического управления самолетов;

танковые – подшипники 3522 и 244для тяжелых  танков «КВ» 9. Скоростное освоение технологии и массовый выпуск указанных подшипников, как отмечал начальник технического отдела НКСМ Гарбузов,  был обеспечен за счет:

-  внедрения заново разработанных конструкторским отделом бывшего ГПЗ-1 единых нормалей по расчету всех конструкций подшипников взамен устаревших, ранее действующих нормалей инофирм;

- организации обособленных специальных цехов с замкнутым технологическим циклом по выпуску: авиационных подшипников винтомоторной группы, танковых подшипников, приборных подшипников;

-  широкой модернизации существующего оборудования (ранее занятого на обработке подшипников основного производства), увеличения его точностей и диапазонов обработки;

-  организации новых производств (центробежного литья латунных труб для сепараторов, специальных абразивных изделий, калибровки металла, литья массивных сепараторов под давлением);

- создания целого ряда новых станков оригинальных конструкций и высокопроизводительных приспособлений, организации новых технологических участков;

- освоения и внедрения более совершенных новых технологических процессов как в области механической обработки, так и термообработки колец и тел качения10.

В 1942 году начался бурный рост выпуска подшипников и освоение новых мощностей завода: в январе. было выпущено 225 000 подшипников; в марте – 658 100; в июне – 1 087 100, в ноябре – 117 500 . Всего в 1942 г. было выпущено 10 703,5 тыс. подшипников11.

Задание Наркомата о выпуске в 1 квартале 1942 г. 1, 65 млн. штук подшипников  было  перевыполнено.

За образцовое выполнение заданий правительства по производству подшипников для нужд обороны 23 января 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР 4-й государственный подшипниковый завод был награжден орденом Ленина12.

Основную работу по освоению и налаживанию массового выпуска  специальных оборонных подшипников провел коллектив заводских инженеров под руководством главного инженера завода Г.Б. Лурье.  Отчет о технико-производственной деятельности завода за 1942 год, подготовленный ими,  послужил для Наркомата среднего машиностроения основанием к представлению его авторов на соискание Сталинской премии. В Комитет по Сталинским премиям в области науки и изобретательства при СНК СССР были  отправлены отчет и анкетные данные его составителей13.

22 марта 1943 г. «за работу по освоению и налаживанию массового выпуска специальных подшипников»  Лурье Герцу Борисовичу, главному инженеру ГПЗ-4, Андросову Григорию Васильевичу, Васильеву Александру Ивановичу, Марусову Якову Васильевичу - работникам  того же завода была присуждена  Сталинская премия первой степени14

 

   О.С. Максакова

Статья опубликована в №18 научного альманаха «Телескоп»

1 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Документы и материалы. Куйбышев. 1966. С. 117.

2 Там же. С. 188.

3 Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1942-1945 гг.). Сборник документов. Самара, 2005. С.с. 162-163.

4  Там же. С. 163.

5 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы. Куйбышев. 1966. С. 189.

6 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Документы и материалы. Самара, 1995. С. 92.

7  Там же. С. 94.

8  Филиал РГАНТД. Архивохранилище РГАЭ. Ф. 180. Оп. 1. Д. 176. Л. 22.

9  Там же. Л. 24.

10 Там же. Л. 25.

11 Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Документы и   материалы. Куйбышев, 1966. С. 189.

12  Ведомости Верховного Совета СССР. 1943, № 41. С. 1.

13  Филиал РГАНТД. Архивохранилище РГАЭ. Ф. 180. Оп. 1. Д. 176. Л. 20.

14  Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1943. 30 апреля. № 4. Ст. 74.  С. 67, 69.


Все статьи

РГАНТД
РГАНТД