Главная → Использование → Статьи, информации

Изобретательская деятельность авиаконструктора А.С. Москалева (1904-1982)


В 1999 году к 95-летнему юбилею одного из самых талантливых  авиаконструкторов Александра Сергеевича Москалева в его родном Воронеже увидела свет его автобиографическая повесть «Голубая спираль». Текст рукописи был предоставлен племянницей Москалева К.Б. Алейниковой. Мемуары написаны живо, интересно, увлекательно, талантливо. 

Александр Сергеевич Москалев автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла родился 16 ноября 1904 года. Идея Москалева - создавать самолеты с треугольным крылом, напоминающие в плане артиллерийские снаряды, предвосхитила создание немецких проектов доктора Липпиша на десять лет и лежала в основе Ту-144, аналогичного англо-французского «Конкорда» и космических челноков - советского "Бурана" и американского «Шаттла». Самолеты Александра Москалева уникальны. Они ставят его в один ряд с такими всемирно известными авиаконструкторами, как Игорь Сикорский, Андрей Туполев, Кларенс Джонсон.                                                            

Первую часть своих мемуаров Александр Сергеевич закончил в 1976 г. фразой: «В  1952 году я был призван в армию, мне присвоили воинское звание инженер-подполковник. О работе в академии, насыщенной многими интересными событиями — следующий раздел моих воспоминаний». Но не получилось - 3 января 1982 года Александра  Сергеевича не стало. В данной статье делается попытка осветить еще одну сторону деятельности А.С. Москалева - изобретательство, о которой практически не упоминал даже он сам.

 

В 1928 году А.С. Москалев  отлично оканчивает учебу в Ленинградском университете и начинает работать в техническом отделе  авиационного  завода      № 23 ВСНХ "Красный летчик".    Молодой специалист используется как расчетчик отдельных узлов и деталей  самолетов  конструкции Григоровича И-2бис и  У-1 конструкции Н.Н. Поликарпова.   

Чтобы освоить прикладные методы расчетов, технологию и конструирование, Москалев сдает экстерном экзамены в Ленинградском технологическом институте, что принесло свои плоды. В объявленном в 1930 году конкурсе на создание истребителя-перехватчика с новым мотором М-34 проект Москалева оказался лучшим, но задержки с выпуском двигателя не дали возможности построить  этот самолет.

Тогда же А.Москалев пробует свои силы в изобретательстве. В эти годы (1928–1929) в авиационной промышленности впервые развернулась широкая компания по рационализации и изобретательству.

25 августа 1930 г. А.С. Москалев подает в Комитет по делам изобретений ВСНХ Союза ССР  заявку на изобретение «Аэроопылитель», представляющий собой бак, «могущий быть помещенным в крыло самолета»1

Схема аэроопылителя системы Москалева. 1930г.
Филиал РГАНТД Ф.Р-1 Оп.3-5 Д.2625 Л.5

Эксперты 1У секции Комитета, после рассмотрения описания, чертежа и всех относящихся к делу документов, не усмотрели признаков новизны и 22 ноября 1930 г. постановили в выдаче патента отказать2. При этом эксперт Н.Н. Мячин отмечал, «что размещение баков и других грузов в крыльях общеизвестно (см. самолеты Юнкерса)3.

Сырой климат Ленинграда пагубно сказался на здоровье Москалева. В  итоге – скоротечная чахотка, длительное лечение и рекомендации врачей  срочно сменить климат.
Москалев  выбрал родной Воронеж, где началось строительство крупного авиационного завода.

На Воронежском  заводе № 18 А.С. Москалев был назначен заместителем начальника серийного конструкторского отдела (СКО). Этому отделу была поручена  подготовка рабочих чертежей тяжелого 4-моторного бомбардировщика ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева.

Вскоре  отдел Москалева стал заниматься и созданием собственных легкомоторных летающих машин: САМ 5, САМ 5бис.

Еще в бытность работы в Ленинграде, Москалев начал экспериментальные работы по исследованию сверхзвуковых скоростей. Уже тогда А.С. Москалев предположил, что наиболее оптимальной аэродинамической формой самолета должно быть летающее крыло в виде вытянутого треугольника, имеющего форму, близкую к осевому сечению артиллерийского снаряда.

В конце 1933 года в результате проведенных исследований и появился проект сверхзвукового истребителя САМ-4 "Сигма". Как отмечал позже сам А.С. Москалев: « САМ-4 я считаю наиболее интересной своей работой».

Однако, за "несусветную экзотику" проект «Сигмы» был отклонен и пролежал в архиве ГУАП НКТП почти три года. А ведь этот проект доказывал приоритет Александра Сергеевича и нашей страны в изобретении новой перспективной компоновки самолета.  «Сигму» Москалев забросил, занялся текущими делами.

Но  работа над проектом САМ-4 "Сигма" все-таки не пропала даром.  7 мая 1937 года Москалев был срочно вызван в Москву. До Сталина дошла информация о теоретических работах над крылом необычной формы  русского эмигранта Глухарева в Америке. Москалеву предписывалось в кратчайшие сроки разработать аналог самолета "Сигма", осуществить его постройку в ОКБ-31 и провести летные испытания.

А.С. Москалев разработал эскизный проект "Стрелы" всего за три дня, хотя продумывался он годами, а собственно самолет построили за семьдесят дней. Одновременно были закончены продувки модели в ЦАГИ. Наземные испытания САМ-9 начались 27 июля 1937 года.

Летчик-испытатель Чернавский вспоминал об испытаниях САМ-9: "…Мы просто не успели или, вернее, не смогли воспринять психологически самолет "Стрела". Мы не были готовы, опять же психологически, работать на машине такого типа! Винить нас за это нельзя, нас надо было просто понять! Бипланы со стойками, расчалками и вдруг стремительный изящный треугольник!"4.

После всех испытаний, составления акта и написания приложения к отчету ЦАГИ самолет САМ-9 "Стрела", который полностью выполнил свою задачу, по приказу из Москвы в конце 1938 года был... уничтожен.

С началом Великой Отечественной войны и наступлением немецких войск ОКБ-31 из Воронежа был эвакуирован на Урал в район города Ялуторовска на станцию Заводоуковск. Было решено объединить ОКБ П.Гроховского и  один из небольших московских заводов в один завод № 499.  Директором и главным конструктором назначался  А.С. Москалев. За то, что завод выполнил задание Сталина выпустить за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окруженных под Минском партизан, Александра Сергеевича наградили медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени.                                                                                                                                                     

Вернувшись из эвакуации в Ленинград в 1945 году, ОКБ Москалева создает проект сверхзвукового истребителя РМ-1 под реактивный двигатель Душкина. Самолет, получивший обозначение САМ-29 РД-2П-ЗВ, был выполнен по аэродинамической схеме "Стрелы". Аэродинамическая схема, треугольная с овальными передними кромками, и мощный двигатель обеспечивали достижение высоких летных данных. Проект поступил на рассмотрение в ЦАГИ, где получил одобрение. Предполагалось строить РМ-1 на ленинградском заводе  № 273. Но из-за смены руководства МАП приказ о строительстве РМ-1 был отменен. А в 1948 году в верхах приняли решение самолет не строить, завод у москалевцев отнять и ликвидировать ОКБ.

Перед А.С. Москалевым остро встал вопрос – что делать дальше?  Вскоре поступило предложение о работе старшим преподавателем конструкции, прочности и аэродинамики самолетов на инженерном факультете Ленинградской Краснознаменной Военно-воздушной инженерной академии (ЛКВВИА) им. Можайского. Почти одновременно пришло приглашение от С.П. Королева работать у него первым заместителем. Москалев выбрал академию. Так закончилась его 20-летняя работа в авиационной промышленности. Это был июль 1948 г. Вскоре А.С. Москалев  защитил диссертацию по теории крыла малого удлинения и стал осваиваться с новой работой и новой обстановкой.

Уйдя в преподаватели, А.С. Москалев не забросил конструкторскую практику.  30 апреля 1950 г. А.С. Москалев вместе с сотрудниками ЦКБС «Рыбосудпроект» Е.Ю. Янсоном,  А.А. Яковлевым и  В.В. Свешниковым  подает заявку на коллективное изобретение «Траловые распорные доски «РСП»5.

Как отмечали авторы, «причиной, вызвавшей настоящее изобретение,  явилось то обстоятельство, что существующие отечественные и общепринятые в заграничной практике, плоские  траловые доски прямоугольной формы, с очень малым удлинением,- не обеспечивают достаточного горизонтального раскрытия донных тралов для лова рыбы, создают благоприятные условия для частых завертов трала и выполняют  свое предназначение более или менее удовлетворительно в узком диапазоне скоростей траления, т.е. от 2 до 3 миль/час вследствие срыва струи и падения распорной силы досок, что приводит к неполному использованию мощности траулеров, невозможности скоростного         траления и отлова большей площади морских глубин, следствием чего является недостаточная эффективность тралового лова рыбы»6. И далее: «Распорные траловые доски «РСП» сконструированы с учетом вышеперечисленных и других недостатков современных досок и, благодаря удачно подобранным форме в плане, профилю и общей конструкции обладают большими преимуществами»7.

В формуле предмета изобретения авторы отметили, что «профиль сечения тонкий, симметричный, авиационного типа или  плоский,  с плавно  заостренными кромками8. Кроме того «свойства доски обеспечивают «противозавертные» свойства и спокойное устойчивое  траление с любой практической скоростью, а также возможность различных эволюций траулера с буксирующим тралом, и гарантирует  наибольшее горизонтальное раскрытие трала по сравнению со всеми существующими типами траловых досок»9.

Для получения отзыва заявка была направлена в Министерство пищевой промышленности, откуда 15 сентября 1950 г. была возвращена с просьбой направить ее по назначению в Министерство рыбной промышленности10.

Заключение из Министерства  рыбной промышленности о полезности предполагаемого изобретения, составленное  ст. инженером Управления Госрыболовства В.В. Борищевым  было получено 14 ноября 1950 г.11.

В своем заключение Борищев отмечал, что предлагаемая доска «отличается от применяемой в промысле доски своей овальной формой. Однако, в 1950 г. в траловом флоте введена в действие, виде промыслового эксперимента, овальная доска системы Матросова с поперечной щелью в ней… Дальнейшее совершенствование распорной доски системы Матросова продолжается Мурманской экспериментальной базой совместно с Ленинградским политехническим институтом…

Т.о., предложение четырех авторов, как менее совершенное, не может быть рекомендовано для внедрения в траловый флот» 12.  

20 ноября 1950 г. начальник отдела пищевой промышленности Управления по изобретениям и открытиям Гостехники СССР М. Абрамов  сообщил авторам, что «По сравнению с распорной доской  системы Матросова, предложенная заявителями ДОСа не содержит никаких преимуществ и не сможет обеспечить получение какого-либо нового эффекта»13.   

На основании изложенного, в выдаче авторского свидетельства было отказано14.      

Пока шло рассмотрение  заявки для тралового флота, 12 июня 1950 г. А.С. Москалев подает самостоятельную заявку на изобретение   «Новый вид механизации крыла самолета»15.



Заявление А.С.Москалева о выдаче авторского             
свидетельства.1950г. Филиал РГАНТД Ф.Р-1
Оп.86-5 Д.2046 Л.2
Москалев А.С. Схема механизации крыла самолета.
1953г. Филиал РГАНТД Р-1 Оп.86-5 Д. 2046 Л.11

Из заявления  видно, что автор – преподаватель  кафедры № 6 ЛКВВИА, доцент, кандидат технических наук16, но ни слова о том, что он  тот самый авиаконструктор Москалев.

К заявке была приложена   выписка из протокола № 12 от 07.06.1950 г. заседания  Общеакадемической комиссии по изобретательству и рационализации, где после рассмотрения изобретательских предложений доцента Москалева постановили:

1.     Предложение считать секретным.

2.     Направить предложение в Управление по изобретениям и открытиям Гостехники СССР для оформления авторского свидетельства.

3.     Рекомендовать кафедре аэродинамики оказать содействие т. Москалеву в экспериментальной проверке предложения17.

12 июня 1950 г. заявка была принята к рассмотрению и признана не подлежащей опубликованию18.

После рассмотрения заявки А.С. Москалеву было предложено в месячный срок представить дополнительные материалы, оформив их в виде конструктивных решений, расчетных и экспериментальных данных, характеризующих особенность и эффективность предложения19.

8 сентября 1950 г. Москалев высылает  требуемые материалы (расчеты, чертежи) и сообщает, что экспериментальные исследования в аэродинамической лаборатории будут выполнены к концу октября20.

А 19 ноября 1950 г., не дождавшись результатов экспериментальных исследований, начальник сектора транспорта Казанский отправляет А.С. Москалеву  решение  Управления по изобретениям об отказе в выдаче  авторского свидетельства на «Новый вид механизации крыла самолета», мотивированное  тем, что «в представленном виде предложение не имеет практического интереса»21.

«Постепенно мне стало ясным, - вспоминал А.С. Москалев,- что работать вольнонаемным в военном вузе — это значит не иметь возможность полностью участвовать в его жизни. Некоторое время я сопротивлялся переходу в кадры ВВС. Все думал, не возвратиться ли мне в промышленность. Наконец понял, что время уходит, а интересной творческой работы много и в вузе. В 1952 году я был призван в армию, мне присвоили воинское звание инженер-подполковник»22.

16 февраля 1953 г. Е.Ю. Янсон и А.С. Москалев подают в Бюро по изобретениям Министерства рыбной промышленности СССР заявку «Стреловидные траловые доски»23.  Москалев на тот момент преподавал уже  в Академии Воздушного флота, а Е.Ю. Янсон был начальником отдела ЦСКБ «Рыбосудпроект»24.

Испытания 20-метрового трала с оснасткой «Рыбосудпроекта» было проведено в период с 23 по 30 ноября 1952 г.  на опытных тралениях в районе Лужской губы. По итогам исследования было принято решение: «Существующий экспериментальный комплект оснастки ЦКБС … принять для дальнейшей эксплуатации в промысловых условиях на МРТ-308 Ленинградской базы Гослова треста «Ленрыба»25, т.к.:

1.     Траловые стреловидные доски… обеспечивают максимальное горизонтальное раскрытие 2—метрового трала и могут быть приняты для оснащения тралов в условиях лова, взамен траловых досок прямоугольной формы, дающих значительно меньшее горизонтальное раскрытие.

2.      Несущие кухтыши системы ЦКБС имеют хорошие гидродинамические свойства и обладают подъемной силой, значительно превышающей подъемную силу шаровых кухтылей»26.

Эти предложения были изложены в Акте испытания, к которому прилагалась  Таблица замеров испытаний траловой оснастки системы ЦКБС27.

В описании своего изобретения авторы отразили основные гидродинамические характеристики траловых стреловидных распорной доски, основные геометрические данные доски, расчет гидродинамических характеристик доски28.  К заявке приложены синьки чертежей доски29.



Москалев А.С., Янсон Е.Ю. Схема траловой
распорной доски. 1953г. Филиал РГАНТД Ф.Р-1              
Оп.122-5 Д.499 Л.5
Москалев А.С., Янсон Е.Ю. Описание предмета изобретения
распорной траловой доски. 1953г. Филиал РГАНТД
Ф.Р-1 Оп.122-5 Д.499 Л.8

Эксперты отмечали, что «заявители путем подсчета  и испытаний подобрали такую форму овала, которая обладает лучшими свойствами, обеспечивает устойчивость хода, наибольшую распорную силу и т.д.30…  Однако выдача авторского свидетельства на расчеты по нахождению центра устойчивости или на подбор опытным путем надлежащей формы овала не может быть произведена, т.к. это относится к области исследовательских работ, а не к изобретению»31. В результате Отдел по изобретательству Технического управления Министерства легкой и пищевой промышленности СССР принял решение в выдаче авторского свидетельства А.С. Москалеву и Е.Ю. Янсону отказать32.

Блестящее знание прикладных методов расчета, технологии и конструирования сыграли над А.С. Москалевым злую шутку. Расчеты бывшего авиаконструктора были недоступны пониманию  специалистов легкой и пищевой промышленности, принявшим такое решение. В очередной раз его просто не поняли.

Мы не знаем, как сложилась в дальнейшем изобретательская судьба А.С. Москалева. Не исключено, что заявки того периода могли проходить по военному ведомству: с   1952 года он вновь занимается исследованиями стратегических перспектив развития военной авиации...  Вклад Москалева в разработку авиационно-космической техники был по достоинству оценен только в 1979 году - в связи с 75-летием его наградили Золотой медалью имени академика Королева.     Скончался Александр Сергеевич 3 января 1982 года и похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.

 


1  Филиал  Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) в г. Самаре.            Ф. Р-1. Оп. 3-5.  Д. 2625.  Л. 1.

2      Там же. Л. 10.

3      Там же.

4      И. Чутко. «А они почему нас не поняли?». // История техники. № 4. 1999. С. 22.

5    Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 106-5. Д. 1339. Л.2.

6      Там же. Л.3.

7      Там же.

8      Там же. Л.7.

9      Там же.

10    Там же. Л.10.

11    Там же. Л. 11.

12    Там же.  Л.12.

13    Там же. Л. 15.

14    Там же. Л.15а.

15   Там же.  Оп. 86-5. Д. 2046. Л. 1.

16   Там же. Л.2.

17   Там же. Л.4.

18   Там же. Л. 5.

19   Там же. Л. 6.

20   Там же. Л. 9.

21   Там же. Л. 13-13об.

22   Москалев А.С. Голубая спираль. Воронеж: 1999.

23   Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 122-5. Д. 499. Л. 1.

24   Там же.

25   Там же. Л. 2.

26   Там же. Л. 2об.

27   Там же. Л. 3.

28   Там же. Л. 5-8.

29   Там же. Л. 9-10.

30   Там же. Л. 12.

31  Там же. Л. 12об.

32  Там же. Л. 12.

 

О.С. Максакова

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД