Главная → Использование → Статьи, информации

Белелюбский Николай Аполлонович (1845 - 1922)

Выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский родился 1 (13) марта 1845 года в Харькове в семье инженера путей сообщения, что и определило в дальнейшем его судьбу.

В 1862 году, окончив с золотой медалью Таганрогскую гимназию, Н.А. Белелюбский поступает в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. После успешного окончания в 1867 году института, Белелюбский был удостоен занесения на мраморную доску и оставлен при институте в качестве репетитора и подготовки к профессуре, которую он получил в 1873 году.

Делом всей жизни Н.А. Белелюбского стало мостостроение. Более 100 мостов и пролетных строений , общая длина которых превышала 17 км, было спроектировано лично Н.А. Белелюбским или под его руководством. Первой самостоятельной работой молодого инженера стала замена на железные 48 деревянных мостов Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги в 1868-1872 гг. . Было составлено 26 проектов пролетных строений, для установки которых Белелюбский сконструировал специальный кран, впоследствии получивший широкое применение1. Существенные изменения внес инженер Белелюбский в конструкцию как самих металлических ферм, так и всего пролетного строения. Позднее предложенная им двухраскосая система стала применяться во всем мире.

Самым знаменитым мостом Н.А. Белелюбского стал железнодорожный мост через Волгу у Сызрани. Британская пресса писала тогда, что Сызранский мост является образцом русского строительного дела. И с чисто английским юмором отмечала, что под мостом может проплыть весь Зимний дворец вместе с Государем Императором, в честь которого он и назван Александровским2.

Этот мост, построенный в 1880 году, стоит до сих пор. Он состоит из 13 пролетов, 111 м длины каждый. Это балочный мост раскосной системы с параллельными поясами, представляющий собой как бы ажурную металлическую трубу, покоящуюся на каменных устоях. Для быков, устоев и облицовки брался бутовый камень из Жигулевских гор, ледорезы покрывались выборгским гранитом. Для возведения этих устоев из Италии были приглашены 85 каменщиков высокой квалификации.120 тыс. бревен было сплавлено по Волге из Костромы. Из Риги по железной дороге было доставлено 1 млн. пудов цемента. Только для кессонов было доставлено 150 тыс. пудов железа. В Бельгии были заказаны мостовые пролеты. На строительство этого гигантского моста в зависимости от сезона нанимались от 700 до 2,5 тыс. рабочих. Стройка длилась 6 лет. Учитывая стратегическую важность моста, строительство курировал сам Император. Общие затраты на строительство составили 7 млн. золотых рублей 3. Долгое время Сызранский мост оставался единственным звеном, соединяющим сеть русских железных дорог с Заволжьем, Уралом, Туркестаном и с громадными областями Сибири, простирающимися до берегов Тихого океана. Сызранский мост был не только самым длинным в Европе – 1 верста 195 саженей (около 1,5 км), но и самым совершенным по выполнению и расчету. Сам создатель этого моста писал о его пролетных строениях: «В них, в отличие от немецких мостов, введены особенности, которые стали принадлежностью весьма значительного количества русских мостов»4.

В филиале Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) в г. Самаре на государственном хранении находится проект этого моста, выполненный собственноручно в 1875 году профессором Н.А. Белелюбским. Чертеж, выполненный на батистовой кальке прекрасно сохранился, а угловатая подпись Николая Аполлоновича подтверждает его подлинность5.

Н.А. Белелюбский не оставлял своим вниманием этот мост на протяжении всей своей жизни. Он был председателем Комиссии по регулярному осмотру Александровского моста и лично принимал участие в его осмотре в разные годы (1909-1914)6, в своей лаборатории проводил испытания железных частей этого моста на прочность7.

Механическая лаборатория Института путей сообщения, ставшая центром для механического исследования строительных материалов, была обязана Белелюбскому своей блестящей репутацией. Поставив на научную основу испытания материалов, участвуя в выработке правил и условий их приемки, Белелюбский продвинул далеко вперед это дело. С полным правом он представлял Россию на Всемирном конгрессе механиков и строителей в 1889 году, во время Всемирной парижской выставки.

Огромное значение имеют работы Н.А. Белелюбского по изучению цементов. Он принимал самое активное участие в работах цементных совещаний, съездов русских техников и заводчиков по цементному, бетонному и железобетонному делу, сначала в качестве вице-председателя, затем председателя бюро этих съездов.

Профессор Н.А. Белелюбский воспитал целую плеяду блестящих инженеров-мостовиков: Проскуряков, Богуславский, Кривошеин, Ясинский, Передерий, Патон и др.

Н.А. Белелюбский приобрел известность и уважение в широких технических кругах как в нашей стране, так и за рубежом и был избран почетным членом многих иностранных научных обществ.

Умер Николай Аполлонович 4 августа 1922 года в возрасте 77 лет. В прощальной речи памяти Н.А. Белелюбского академик Г.П. Передерий отмечал: «Н.А. Белелюбский своей деятельностью, особенно в области мостостроения, стяжал себе мировую известность. Такая слава редко выпадает на долю инженера, и даром она не дается. Нужно родиться с талантами и задатками, с такой колоссальной энергией, какими обладал Н.А. Белелюбский. Нужно направить эту энергию на большое общественное дело, нужно суметь его довести до успешного конца, и тогда слава приходит как дань благодарности современников и последующих поколений людей»8.

1 Прокофьев И.П. Николай Аполлонович Белелюбский. В кн.: Люди русской науки. М., 1965. С. 313.
2 А. и И. Демидовы. Мелодии старой Самары. Самара. 1992. С. 16.
3 Там же.
4 Гумилевский Л. Русские инженеры. Изд. 2-е. М., 1953. С. 138.
5 Филиал РГАНЕТД в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 3. Л. 1.
6 Там же. Д. 34. Л. 5, 6,-6 об, 9; Д. 38. Л. 2, 51.
7 Там же. Д. 34. Л. 23.
8 Прокофьев И.П. Указ соч. С. 319.

О.С. Максакова

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД