Главная → Использование → Статьи, информации

Микулин Александр Александрович (1895-1985)

Выдающийся конструктор авиационных двигателей.

После окончания Киевского реального училища Микулин поступил в Киевский политехнический институт. Учился в МВТУ, занимался в кружке Н. Е. Жуковского1.

Трудовая деятельность началась в 1923 году с должности конструктора Научного авиамоторного института (НАМИ).

В 1925 году А. А. Микулин был назначен главным конструктором НАМИ. После перехода в 1930 году в ЦИАМ, был назначен главным конструктором по мотору М-34, работу над которым начал еще в НАМИ.

В 1931 году под руководством А. А. Микулина был сконструирован первый отечественный мощный авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34. В том же году, после успешных испытаний, АМ-34 (по инициалам конструктора А. Микулина) был установлен на самолетах АМТ-25.

В 1937 году АМ-34 подтвердил свою надежность во время дальних беспосадочных перелетов через Северный полюс в США летчиков В.П. Чкалова и М.М. Громова.

В 1940 году А. А. Микулину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

На базе М-34 было создано семейство двигателей различной мощности и назначения (АМ-34, АМ-35А, АМ-38Ф и АМ-42), широко применявшихся в годы Великой Отечественной войны на штурмовиках ИЛ-2 и катерах береговой обороны2.

В 1943-1955 годах А. А. Микулин – главный конструктор опытного авиамоторостроительного завода № 300 в Москве. Под его руководством был создан ряд турбореактивных двигателей, в том числе двигатель АМ-3 для самолета ТУ-104. Как трудно рождался этот двигатель и как тщательно прорабатывались каждая деталь, каждый узел видно из заявочных материалов А. А. Микулина, хранящихся в филиале РГАНТД. 36 заявок были поданы им в 1943-1949 годах, среди них «Система смазки для двигателя внутреннего сгорания»3, «Турбокомпрессор»4, «Способ защиты от износа шеек коленчатых валов»5, «Головка прицепного шатуна»6, «Способ изготовления резиновых шин»7, «Способ увеличения мощности и коэффициента полезного действия мотора»8, «Способ охлаждения масла в турбореактивном двигателе»9, «Лопатка для турбин внутреннего сгорания»10 и др.

Наряду с конструированием авиационных двигателей и усовершенствованием турбореактивных установок, в 1945 году А. А. Микулин заинтересовался вопросом далеким от авиации: 15 октября им была подана заявка на изобретение «Машина-Здоровье, конструкции А. А. Микулина». Положительные замечания о тренировочном аппарате дали заведующий методическим кабинетом ЦС ДСО «Крылья Советов» Шафран, начальник учебно-спортивного отдела ЦС ДСО Семенов, мастер спорта СССР, мировой рекордсмен по штанге Навак.

4 января 1946 года А. А. Микулину было выдано авторское свидетельство № 65930 на «Устройство для управления и развития мышц человеческого тела». При выдаче авторского свидетельства был поставлен вопрос о патентовании изобретения за границей, однако при распространении информации о «Машине-здоровье» среди различных организаций, автор посчитал возможным ограничится получением авторского свидетельства, защищающего его право внутри Советского Союза.

В 1955-1959 годах А.А. Микулин работал в лаборатории двигателей АН СССР.

За свой самоотверженный труд академик Микулин был награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова 1-ой и 2-ой степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями, неоднократно удостаивался звания лауреата Государственной премии (1941, 1942, 1943, 1946). Умер А.А. Микулин в 1985 году в возрасте 90 лет.

1 Авиадвигателестроение. Энциклопедия. М., 1999. С. 268.
2 Там же.
3 Филиал РГАНТД. Ф.Р.-1 Оп. 40-5. Д. 887.
4 Там же. Д 926.
5 Там же. Оп. 44-5. Д. 1028.
6 Там же. Д. 758.
7 Там же. Д. 903.
8 Там же. Д. 950.
9 Там же. Оп. 46-5. Д. 399.
10 Там же. Оп. 45-5. Д. 1947.

Н.В. Дорофеева.

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД