Главная → Использование → Статьи, информации

А.Г. Иосифьян(1905–1993) и развитие отечественной электротехники


Иосифьян Андроник Гевондович (1905–1993)        

Специалист в области электротехники и электромеханики, один из создателей первых метеорологических спутников, конструктор электродвигателей для вертолетов, д.т.н., профессор, Герой Социалистического Труда, академик АН Армянской ССР   заслуженный деятель науки и техники РСФСР и Армянской ССР.  

  

  Андроник Гевондович Иосифьян родился 21 июля 1905г. в семье учителя в небольшом армянском селении Нагорного Карабаха. В 1917г.  семья переехала в Туркестан.  

 В 1922г. А.Г, Иосифьян уехал в Тбилиси и пошел добровольцем в Отдельную кавказскую армию  Красной Армии, где прослужил 2,5 года телефонистом и познакомился с основами электротехники.

В 1925г. поступил на электромеханический факультет Бакинского политехнического института. В 1928г. студент А.Г. Иосифьян  представил в Комитет по делам изобретений  эскиз  и идею машины «Безъякорного  преобразователя системы КИМ»1. А.Г. Иосифьян просил  ВСНХ «отпустить  или предоставить средства для конструкции модели с целью проектирования Преобразователя для применения в нашей Социалистической промышленности»2, так как получая стипендию в размере 25 рублей   не  имел   средств для создания модели преобразователя.

В 1931г.  А.Г. Иосифьян  начал  работать  во Всесоюзном электротехническом институте, который   занимался  вопросами обеспечения Красной Армии и Военно-Морского флота новыми образцами военной электротехники. Там, совместно с инженерами Р.Г. Самхиянцем, И.Е. Черновым, И.П. Шуруповым, механиком  Н.П. Пшенко и техником И.Е. Гарецким реализовал изобретение, созданного ими дискового электромеханического пулемета. Это была электрическая винтовая пушка, созданная на основе линейного асинхронного двигателя с переменным шагом.   Один из основоположников отечественного ракетостроения  Г.Э. Лангемак, который выступил экспертом по данной заявке,   в своем  отзыве   предложил выдать  изобретателям несколько неподлежащих опубликованию, т.е. секретных, авторских свидетельств:  «Электромагнитное орудие» и «Асинхронная электрическая машина высокой частоты»3. Эти изобретения А.Г. Иосифьян  защитил  как дипломный проект и  приступил к работе в отделе, которым руководил академик К.И.  Шенфер, известный в то время специалист по электротехническим машинам. К.И. Шенфер так оценивал   деятельность А.Г. Иосифьяна  в ВЭИ за предвоенный период: «Обладая блестящими способностями, А.Г. Иосифьян мог бы написать многие тома исследований. Однако он являет собой тип ученого, который видит главную цель своей работы не только в разработке теоретических вопросов, но также и в реальном осуществлении своих научных предложений - построении на заводе изобретенных им машин и аппаратов»4

В 1932г. совместно с М. Ременюк  молодой инженер создал проект центробежной электромеханической мелкокалиберной скорострельной   пушки, которую сопроводил рабочими чертежами для изготовления опытного образца5 и в этом же году подал заявку на изобретение устройства для синхронной передачи6.

В 1933г. совместно с Б.Д. Садовским провел расчеты и разработал конструкцию длинной электрической пушки, которая не требовала специального источника электрической энергии, а   непосредственно использовала энергию районных электрических станций путем прямого включения пушки на шины станций7.   

Вскоре А.Г. Иосифьян стал начальником лаборатории и познакомился с А.П. Казанцевым - будущим писателем-фантастом, который в то время тоже работал над созданием  электрической пушки.  Он пригласил А.П. Казанцева для совместной работы. А.П. Казанцев присоединился к уже сложившемуся творческому союзу А.Г. Иосифьяна с  Б.Д. Садовским, и  новым коллективом   была разработана  еще одна электрическая пушка, которая имела целый ряд полюсов, создающих магнитное поле, в которое вводился снаряд, имеющий форму диска из антимагнитного вещества. Для разгона тяжелого снаряда с большой скоростью требовались сильные магнитные поля и  большие токи. В качестве источника энергии для них предлагался заряженный конденсатор8. Для решения этой задачи требовалась мгновенная энергия громадной величины. А такую энергию можно было получить, как считал А.Г. Иосифьян, путем создания ударного генератора напряжением 10 миллионов вольт. Он запросил на это один миллион рублей. Денег, конечно, не дали, у молодой Республики Советов их не было, но неудача с «ударным генератором» не смутила А.Г. Иосифьяна, а послужила толчком к продолжению исследований по линейным двигателям. А.Г. Иосифьян и А.П. Казанцев совместно разработали способ сообщения удара бойку отбойника и в 1935г.  получили на изобретение  секретное авторское свидетельство №22579.

В 1933г. А.Г. Иосифьян совместно с Лопыревым разработал конструкцию центробежного электромеханического пулемета и провел    испытания первого его полигонного образца10. Предложенная авторами система   давала возможность получать бесшумную стрельбу, обладала свойством плавного безударного нарастания скорости от нуля до максимума, разрешала наводку в любых плоскостях, предполагалась для стрельбы не только по живым целям, но и по защищенным (танкам, самолетам), а также позволяла автоматически управлять стрельбой на расстоянии с помощью проводной и беспроводной связи, как в вертикальной, так и горизонтальной плоскостях. В  1934 г. авторы конструкции уже провели испытание лабораторной модели и самого пулемета11. Опыты, проведенные  с пулями от трехлинейной винтовки,  показали полную надежность и четкость работы модели центробежного пулемета для нормальных пуль. Однако проблеме разработки  пулемета со стороны руководящих военных органов должного внимания не уделялось.  Член ЦКК ВКП(б)   М.И. Геммерверт в письме  К.Е. Ворошилову от 28 мая 1933г. пишет: «…мне кажется, этому делу не уделяется достаточного внимания. Опыты проводятся в сарайчике, товарищи, ведущие опыты материально не обставлены, изготовление деталей для опытных моделей находится без внимания заводов и поэтому задерживается, несмотря на то, что сейчас производимые опыты находятся в первом приближении к действительному пулемету. Я убежден, что этот пулемет имеет исключительную перспективу… Необходимо обеспечить этих товарищей и материально обставить опыты, дать хорошее помещение, а если нужно,  построить специальное помещение. Пулемет будет иметь особое применение в укрепленных точках наших границ»12.

В 1933 г. Штаб вооружений  Красной Армии направил в Англию группу специалистов, среди которых был и  сотрудник ВЭИ - А.Г. Иосифьян, для приема купленных на золото прожекторно - уловительных установок. В закупленных установках звуколокатор и прожектор имели сельсинную, т.е. следящую электромеханическую связь. Недостаточная надежность этой связи определялась наличием щеток и контактных колец. А.Г. Иосифьян обратил внимание на этот недостаток и, возвратившись из командировки, начал активно работать над бесконтактным сельсином - синтезом электрической машины и трансформатора.   Он первым в мире нашел способ, позволяющий обходиться без контактов в электрических машинах, предложил вывести магнитный поток во внешний магнитопровод.

Работая над синхронно-следящими системами управления, А.Г. Иосифьян совместно с физиками Н.Д. Смирновым и К.С. Вульфсоном разработали, по заданию Наркомата обороны и Военно-Морского флота  теплопеленгатор. Это был прожектор, который ловил корабль в радиусе 8 км и следил за ним с помощью синхронно-следящей системы и датчиков инфракрасного излучения от горячих труб корабля. Несколько месяцев разработчики проводили испытания, систематически следили за движением кораблей в тумане Финского залива по теплопеленгаторам, установленным на фортах Кронштадта. Это был первый опыт в направлении, предшествующем радиолокации, в которой синхронно-следящие системы А.Г. Иосифьяна нашли самое широкое применение.    

В процессе отработки силовых синхронно-следящих устройств с дистанционным управлением в лаборатории А.Г. Иосифьяна была создана многоорудийная магнитная система, управляемая от блока прецизионной наводки при стрельбе. В 1940г. в процессе испытаний она демонстрировалась И.В. Сталину.

В 1931–1935гг. А.Г. Иосифьян занимался вопросами   комбинированной схемы синхронного управления коллекторным генератором переменного тока, разработкой схемы электроуправления на постоянном токе для самолета К-7 и ее испытаниями13, созданием прибора для управления артиллерийским огнем14, идея которого  заключалась в создании пространственной пирамиды-пантографа.  

 В числе сделанных им в этот период разработок значатся различные виды  электрогеликоптеров (вертолетов с электродвигателями). Воздушная артиллерийская наблюдательная боевая система «Электровертолет»  была предложена им как артиллерийская торпедно-минная наблюдательная прожекторная система, отличающаяся от известных электрогеликоптеров тем, что в качестве двигателя был взят трехфазный асинхронный двигатель с вращающим статором и ротором в разные стороны, позволяющих без механических передач и без уравновешивания сил реакции  при вращении лопастей создавать устойчиво висящую в воздухе систему15.

В документах ВЭИ по электрогеликоптеру за 1937г.16 содержатся расчетные данные, схема и чертежи аппарата, переписка и  доклад автора на аппарат в спроектированном варианте, являвшемся лабораторной моделью на тягу в пределах 250-300 кг. Задача  такого электрогеликоптера заключалась в том, чтобы осуществить подъем человека с автоматами для управления и стабилизации на высоту 5-10 м.

Винт электрогеликоптера. ВЭИ. 1937 г. Фото. Общий вид. Филиал РГАНТД. Ф. Р-164. Оп. 4-1. Д.48. Л.35
Испытания винта электрогеликоптера. На переднем плане предположительно А.Г. Иосифьян. ВЭИ. 1937 г. Фото. Филиал РГАНТД. Ф.Р-164. Оп.4-1. Д. 48. Л. 35

Заключение КБ № 3 завода № 156 НКОП СССР на проект привязного электрогеликоптера А.Г. Иосифьяна

  В конце 30-х годов в соавторстве с П.К. Пономаренко А.Г. Иосифьян получил от Наркомата обороны авторское свидетельство № 2831 на изобретение  «Центробежный пулемет с расположением ведущего канала от центра к периферии диска»17. Изобретателями был предложен центробежный пулемет с расположением ведущего канала от центра к периферии в диске, против которого в неподвижной части образован направляющий канал криволинейной формы, а для смещения пуль  с центра предназначено электромагнитное  устройство, отличающееся тем, что с целью стрельбы из пулемета пулями различной формы при наличии только одного канала, имеющего криволинейную форму, применены съемные в каналах профили. Вместе с этим он создал теорию бесконтактного сельсина как обобщенной синхронной электрической машины, чем дал мощный толчок развитию нового класса бесконтактных электрических машин.

В 1938-1939гг. А.Г. Иосифьян, в соавторстве с Д.В. Свечарником, И.М. Садовским и В.Ф. Федоровым,   сделал ряд заявок   на изобретение  бесконтактных сельсинов и получил на них 4 авторских свидетельства18.

Бесконтактный сельсин - одно из наиважнейших изобретений А.Г. Иосифьяна в предвоенные годы. Это было изобретение мирового уровня, как телефон или телеграф. В последствии  они   были приняты для массового производства на заводах и нашли широкое применение в оборудовании для Советской Армии и Военно-Морского флота. Право на изготовление бесконтактного сельсина приобрели в том же году США, Англия, Франция, Германия и Италия. Во время Великой Отечественной войны бесконтактные сельсины применялись в системах управления артиллерийским огнем, в радиолокационных установках, авиации и т.д.). До сих пор бесконтактный сельсин - неотъемлемая часть следящего привода и системы автоматического регулирования во многих конструкциях машин.

Затем последовало изобретение амплидна (двухкаскадного электромашинного усилителя), нашедшего наряду с сельсином широкое применение в системах автоматизированного электропривода. 

 В 1939г. А.Г. Иосифьян был назначен начальником ОКБ ВЭИ, а в 1940г.   защитил докторскую диссертацию по теме «Теория и практика бесконтактных сельсинных схем».

В 1939 г. А.Г. Иосифьян впервые в мире создал асинхронный линейный двигатель длинною несколько десятков метров для макета «Магнитогорск» на Всемирной выставке «Мир будущего» в Нью-Йорке. В панораме было проложено более 60м железнодорожных путей. Осуществлялось бесперебойное движение моделей железнодорожных составов, некоторые из них пробегали до 130-150км в день. По  воспоминаниям А.П. Казанцева, друга и соратника А.Г. Иосифьяна, сопровождавшего выставку в США,  американцы часами простаивали у макета, наблюдая, как какая-то невидимая сила движет вагончики, останавливает их и вновь отправляет в рейс. Может быть, это изобретение было бы применено в более широком масштабе, но помешала война19.

Накануне войны А.Г. Иосифьян  разработал проект «биротативного генератора и двигателя»  для применения на 2-х моторных самолетах типа ПС-84. По оценке специалистов ЦАГИ, в котором проводилось изготовление проекта, перспективность такого проекта не подлежала сомнению, а лишь требовала проверки  применения его в авиации.  В «Докладной записке к эскизному проекту ЭМС-1» подготовленной  военным инженер - механиком ВВС РККА А. Сеньковым было записано: «Полеты электро - самолета вызовут развитие газовых турбин, которые заменят авиадвигатели и дадут удельный вес силовой  установки – турбина – генератор – эл. мотор не более 1 кд/л.с. Следует вспомнить, что авиация начала с двигателями значительно превосходящими этот удельный вес. Авиационный вес новой установки даст  новые резервы нашей авиации, т.к. будет значительно выгоднее современной силовой установки. Кто знает?»20. Сам А.Г. Иосифьян  был в этом уверен: «В перспективе  развития авиации, в части создания тяжелых транспортных самолетов, электромоторный метод распределения мощности на большой поверхности, может оказаться единственным методом решения проблемы создания крупных воздушных кораблей»21, но война помешала его дальнейшим  исследованиям в этом направлении. Всего до начала войны  А.Г. Иосифьяну было выдано 13 авторских свидетельств на изобретения.

Сразу же после начала войны, для разработки и быстрейшего выпуска электротехнических средств для обороны столицы был образован завод №627, который в 1944г. был преобразован в научно-исследовательский институт (НИИ-627). Днем рождения института принято считать 24 сентября 1941г., когда Народным Комиссаром   электротехнической промышленности СССР был подписан приказ о назначении директором завода А.Г. Иосифьяна, который и заложил фундамент института как многопрофильной политехнической организации. Наркомом и Управлением отдела кадров ЦК ВКП(б)  А.Г. Иосифьяну был предоставлен бывший Московский электромоторный завод для организации производства разработок ОКБ  и реализации  оборонных изобретений22. В кратчайшие сроки, в пустых помещениях завода  он развернул производство электротехники для всех видов вооружения и партизан.

Во второй половине октября 1941г.  решением Наркомата основное оборудование и кадры завода были переброшены в г. Горький, где был организован филиал завода для обеспечения выпуска машин ДРП.  В первых числах ноября заводу № 627 было передано пустующее помещение НИИ-20 и два полигона на ст. Мытищи и Заветы Ильича. С помощью МК ВКП (б) и РК г. Москвы с различных организаций было завезено оборудование, а в конце января 1942г. из г. Горького было переброшено все оборудование, вывезенное туда в октябре23.  

     В приказах  и   докладных записках  А.Г. Иосифьяна по основной деятельности  завода  в партийные органы  о работе института за 1942г.24,  хранящихся в  филиале РГАНТД, отражены вопросы организации работы  прибывающих на завод рабочих колонн; электро-минной лаборатории,     изготовления рабочих чертежей на заводские изделия, содержатся сведения о выполнении заводом ежемесячных планов и др.

Новый бесконтактный сельсин, динаморучной привод, радиостанция с частотной модуляцией и подрывная машина для партизан, биротативный электродвигатель для морских торпед, сухопутная электротанкетка для борьбы с танками противника, новые образцы мин и взрывателей, система автоматической наводки противотанковых пушек, новые образцы электропиротехнической артиллерии для ближнего боя - вот неполный перечень изобретений, выполненных на заводе  № 627 только в первый год войны и примененных в действующей армии. Недаром остряки, осведомленные о том, что творилось у А.Г. Иосифьяна, говорили о существовании в Москве «завода имени Жюля Верна».

Среди изобретений военных лет особо следует упомянуть о сухопутных электротанкетках, которые изготовляли на случай прорыва немецких танков к Москве. В боях на московских улицах они не понадобились, но свою роль электротанкетки сыграли при прорыве обороны немцев на Синявинских высотах под Ленинградом, где перед тем была уложена целая дивизия в безуспешной попытке прорвать оборону. В 1942г. за работы на оборону страны А.Г. Иосифьян получил свой первый орден Ленина.

Занимаясь большой административной работой А.Г. Иосифьян не оставлял в стороне  и  научно-исследовательскую  деятельность. В 1942г. совместно с К.Н. Тер-Мкртичьяном он проводит экспериментально-теоретический анализ причин преждевременного разрыва гранат ЛМГ-2 и устанавливает, что основная причина преждевременного разрыва гранаты при выстреле  заключалась в  сочетании   прочности хвостового соединения, характеристики пружины ударника, баллистических качеств пороха и условий заряжания. Избежать явление преждевременного разрыва гранаты  ученые предлагали    за счет повышения прочности хвостового соединения, увеличения максимальной потенциальной энергии пружины, применения не очень сильного пороха при данных условиях заряжания25.

Принципиальная схема сельсина, предложенная  А.Г. Иосифьяном и Д.В. Свечарником еще до войны успешно использовалась и в дальнейшем. Так, например,  она была положена  в основу  бесконтактных сельсинов  БС-5 и БС-6, разработанных  Б.М. Коганом и П. Исаевым   в 1945 г.26

В 1945г. им был предложен «Автолет (комбинация автомобиля и гелиокоптера)»27. Эта автомашина обладала свойством передвижения, как по земле, так и в воздухе.

В послевоенный период, в связи с бурным развитием ракетной техники, космонавтики, атомной энергетики, вычислительной техники, А.Г. Иосифьян смело вторгается и в эти области. Им были разработаны серии электрических машин как оборонного, так и общепромышленного применения, в том числе микродвигатели постоянного и переменного тока, электромашинные и статические преобразователи бортовых источников питания для ракет и космических аппаратов, Военно-Морского Флота, а также единые серии асинхронных электродвигателей для народного хозяйства.

Новейшие достижения электронной, вычислительной и полупроводниковой техники по мере их появления быстро внедрялись в комплексные электромеханические системы автоматического управления и регулирования, разрабатываемые во  Всесоюзном научно-исследовательском электромеханическом институте (ВНИИЭМ)28.

 Оценив возможности кибернетики, А.Г. Иосифьян приступил к созданию цифровых вычислительных и управляющих машин для инженерных расчетов, научных исследований, а также для управления технологическими и производственными процессами в электропромышленности29. Использование ЭВМ «М-3» при проектировании единых серий асинхронных двигателей послужило основой создания САПР для других задач. ЭВМ стали широко применяться при проектировании электрических машин. Таким образом, под руководством А.Г. Иосифьяна была создана первая в нашей стране автоматическая система управления отраслью народного хозяйства применительно к электротехнике.

С начала 60-х годов ВНИИЭМ под руководством А.Г. Иосифьяна начал разрабатывать и изготовлять электрооборудование для атомных электростанций, в том числе системы управления и аварийной защиты (СУЗ) для водо-водяных реакторов и автоматизированные информационные системы «Скала»30 для реакторов типа «РБМЕ»31.

С момента начала работ по созданию ракет-носителей и освоению космоса А.Г. Иосифьян и руководимый им институт привлекаются к разработке электротехнического оборудования ракет.32 Первой была знаменитая ракета Р-7 конструктора С.П. Королева, с помощью которой сначала был выведен на орбиту первый спутник, а затем и первый космический корабль «Восток». Как говорил сам А.Г. Иосифьян, «за Гагарина» он получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

Когда в Советском Союзе наряду с использованием автоматических аппаратов приступили к созданию мощной ракеты-носителя Н-1 для исследования Луны с помощью пилотируемых космических кораблей, институтом А.Г. Иосифьяна была создана уникальная по своим параметрам и характеристикам турбогенераторная система электропитания ракеты переменным током. Конструкция турбины совмещалась с подшипниками генератора, который был выполнен по схеме с внешнезамкнутым потоком. А.Г. Иосифьян считал большой государственной ошибкой прекращение работ по «лунной ракете».

Приобщение ВНИИЭМ к космической тематике произошло благодаря А.Г. Иосифьяну. Его изобретательская деятельность   в широком диапазоне электротехники,  наклонности исследователя подтолкнули  А.Г. Иосифьяна к идее создания первой в мире электротехнической лаборатории в космосе. С помощью такой лаборатории  он планировал испытывать в натурных условиях космического полета основные системы космических аппаратов будущего: энергетики, терморегулирования, системы ориентации, управления и стабилизации. В спутниках серии «Космос» были спутники разного назначения, разных конструкторов, в том числе и спутники А.Г. Иосифьяна. На основании решения ВПК № 217 от 06.10.1965 г. и постановления СМ СССР № 29-7 от 16.01.1967 г. работы по созданию метеорологических спутников велись в институте ВНИИЭМ, а А.Г. Иосифьян был назначен главным конструктором33. 25 июня 1966 г. на орбиту был выведен первый экспериментальный метеорологический спутник «Космос-122», а весной 1967 г., запуском сразу двух спутников «Космос-144» и «Космос-156», была создана оперативная метеорологическая система,   принятая в эксплуатацию, как Государственная МКС «Метеор».

 Впервые в СССР была создана метеорологическая космическая система, превосходящая по ряду параметров (комплектность получаемой метеорологической информации, большое разряжение телевизионной аппаратуры, трехосная ориентация на Землю и по курсу) американскую метеорологическую космическую систему «ESSO»34.

 Материалы спутниковых наблюдений  особенно большую пользу приносили при анализе состояния погоды над районами с редкой сетью метеорологических станций. Так метеоспутник «Космос -122» первым обнаружил опасные тайфуны «Алиса» и «Кора», способствовал предупреждению кораблей, находящихся в Индийском океане, об урагане в районе острова Мадагаскар. Информация с метеоспутников «Космос -144» и «Космос – 156» использовалась при проводке через несколько океанов большого плавучего дока, а также для составления ледовых прогнозов, необходимых для успешной проводки судов Северным Морским путем. Метеоинформация, полученная  со спутников, передавалась метеоцентрам многих стран: в США, Чехословакию, Болгарию, Индию и другие страны35.

За создание спутников «Метеор» А.Г. Иосифьяну была присуждена Ленинская премия

Родина высоко оценила заслуги А.Г. Иосифьяна: он был награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Ему были присуждены Сталинская, Ленинская и Государственная премии, присвоено звание Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и Армянской ССР. В 1996 г. НПП ВНИИЭМ было присвоено его имя.  О заслугах А.Г. Иосифьяна с теплотой отзывались академики Б.Н. Юрьев, А.Н. Туполев, М.К. Янгель, В.С. Кулебакин, В.Ф. Миткевич, А.И. Берг, А.П. Александров, А.Ю. Ишлинский, Н.А. Пилюгин и многие другие известные ученые.

Приложение


Заключение КБ № 3 завода № 156 НКОП СССР на проект привязного электрогеликоптера А.Г. Иосифьяна

3 февраля 1937 г.

г. Москва

Совершенно секретно

Из рассмотрения проекта привязного электрогеликоптера мы приходим к следующим выводам:

1.     Схема аппарата выбрана удачно и представляет технический интерес. Постановка мотора с тянущими винтами на лопастях несущего винта, решая вопрос об уравновешивании реактивного крутящего момента на аппарате и давая возможность подбора выгодных соотношений момента и тяги несущего винта, при наличии электромоторов, устраняет недостатки сопутствующие этой схеме при двигателях внутреннего сгорания.

2.     В части аэродинамический проект основан на реальных данных и цифры, которые приведены в расчете и основных характеристиках, не вызывают сомнения, если, конечно, мощности электромоторов, которые указаны в проекте действительно будут получены при проектном весе моторов. Подбор тянущих винтов на лопастях и подбор ротора произведены в аэродинамических расчетах методами.

3.     Дифференциальное изменение угла установки лопастей при помощи механизма, называемого автоматом перекосом для обеспечения управляемости и устойчивости аппарата, проверено на ряде подобных машин и сомнений в своей принципиальной сущности не вызывает.

4.     Электротехническая часть проекта нами совершенно не рассматривалась, исходя из тех соображений, что работники ВЭИ являются наиболее компетентными в этой области.

5.     По тем же соображениям не рассматривался вопрос об обеспечении автоматической устойчивости аппарата при помощи гирогоризонта и соответствующей электропередачи. Осуществление подобной схемы стабилизации представляет большой практический интерес, и с этой точки зрения ее опытная проверка является целесообразной и желательной. Однако при этом должно быть учтено, что период времени, протекающий от возникновения внешней силы, выводящей аппарат из состояния равновесия, до момента создания сил восстанавливающих равновесие должен быть минимальным порядка доли секунды.

6.     В отношении конструкции наибольшее внимание должно быть уделено конструкции лопасти несущего винта. Конструктивная разработка элементов лопасти и ее расчет на прочность и деформацию должны быть приведены в соответствие с принятыми в авиации методами. В частности, закрутка лопасти вдоль радиуса должна быть сведена к минимально возможной величине, для чего все моменты, действующие относительно продольной оси лопасти, должны быть учтены.

Далее необходимо в соответствии с кинематикой лопасти разработать ограничения перемещения лопасти относительно горизонтального и вертикального шарниров. Затем все конструктивные элементы аппарата должны быть просмотрены под углом зрения облегчения веса и достаточной прочности. В частности целесообразным является применение авиационных норм прочности и авиационных нормалей при конструировании и изготовлении рабочих чертежей экспериментального аппарата.

7.     В общем, проект по своим целям и техническому существу представляет интерес и по нашему мнению подлежит реализации в первую очередь для экспериментальных целей. При проведении испытаний привязного электрогеликоптера рекомендуем учесть опыт испытаний подобных машин.

 

Старшие инженеры КБ № 3

завода № 156 НКОП                                                           И.П. Братухин

                                                                                              В.П. Лаписов

  Филиал РГАНТД. Ф. Р-164. Оп. 4-1. Д. 48. Л. 2, 2об. Подлинник. Автографы

Солдатова О.Н. – к.и.н.,

 нач. отдела филиала РГАНТД



1 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 9798

2  Там же. Л.12

3  Там же. Д.1011, 1012

4  Инженер /Патриот. М.  № 15. 8 апреля 2003.

5  Филиал РГАНТД. Ф. Р-164. Оп. 4-1. Д. 11

6 Там же. Ф. Р-1. Оп. 47-5 Д. 1360

7 Там же. Ф. Р-164. Оп. 4-1. Д. 12

8 Там же. Ф.Р-164. Оп. 4-1. Д.28, 29

9 Там же. Ф.Р.-1. Оп. 47-5. Д. 2002

10 Там же.  Д.26

11 Там же.  Д. 34, 41

12  Там же. Д. 34. Л.2        

13  Там же. Д. 23

14 Там же. Ф.Р-1. Оп. 48-5. Д. 8

15  Там же. Оп. 47-5. Д. 2749

16 Там же. Ф. Р-164. Оп. 4-1. Д. 48

17 Там же. Ф.Р-1. Оп. 48-5. Д. 1633

18  Там  же. Оп. 29-5. Д. 84, 85, 104; Оп. 28-5. Д. 626

19 Практическая реализация железных дорог  со сверхскоростными поездами началась в Японии и ФРГ в 1975-1980 гг. 

20  Филиал РГАНТД. Ф. Р-217. Оп. 3-1. Д. 116. Л. 7

21  Там же. Л. 18

22 Там же. Ф. Р-480. Оп. 3-6. Д. 3. Л. 31    

23  Там же. Д.8. Л.6

24  Там же. Д. 5, 8

25  Там  же. Оп. 4-1. Д.7

26 Там же. Ф. Р-480. Оп. 2-1. Д. 150

27 Там же. Ф. Р-1. Оп. 43-5. Д. 2813

28  Там же. Оп. 4-1. Д. 18-20

29  Там же. Д. 18. Л. 188

30 «Скала» - система комплексной автоматизации Ленинградской атомной - была разработана на базе созданной во ВНИИЭМ вычислительной машины «В-3М». Эта система была настолько удачной, что была принята в эксплуатацию на всех АЭС с реакторами типа РБМК.  

31  Филиал РГАНТД.  Ф. Р-480. Оп. 4-1.  Д. 18,19   

32  Там же. Д. 17-19   

33  Там же. Оп. 3-6. Д. 231. Л. 219

34  Там же. Д.216. Л.10

35 Там же. Л.11

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД