Главная → Использование → Статьи, информации

«Защитник мирного неба» (Грушин Пётр Дмитриевич 1906-1993)

Пётр Дмитриевич Грушин (15 января 1906, Вольск - 29 ноября 1993, Москва)- выдающийся инженер, конструктор,  ученый, академик АН СССР (1966), основатель отечественной школы зенитного ракетостроения, генеральный конструктор Московского конструкторского бюро (МКБ) «Факел». Ракетно-зенитные комплексы, разработанные им, защищали небо над 60 странами мира. За создание изделия «В-750» комплекса «Двина» П.Д. Грушин был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда (1958). Такой ракетой 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит самолет-шпион У-2, пилотируемый американским летчиком Пауэрсом. За создание комплекса «С-300» П. Д. Грушин стал дважды Героем Социалистического Труда (1981). Награжден 7 орденами Ленина (1943, 1945, 1953, 1958, 1966, 1981, 1986), орденом Октябрьской Революции и медалями. Лауреат Ленинской премии (1963). Имя академика П.Д. Грушина  присвоено МКБ «Факел»,  вписано в «Золотую книгу Петербурга».

Для родившегося в небольшом волжском городке Вольске Петра Дмитриевича Грушина увлечение авиацией пришло еще в детские годы, вместе с первым увиденным самолетом. В юности,  увлекшись авиамоделизмом, начал с простейших моделей, став вскоре среди друзей признанным авторитетом в вопросах авиации и авиамоделизма.  «Заболев» большой авиацией, Петр не представлял дальнейшей своей жизни без самолетов. Но попытка   стать летчиком провалилась - в училище военных летчиков его не пропустила медкомиссия. Не став летчиком, в 1928 году по путевке Вольского райкома комсомола, П.Д.  Грушин стал студентом группы гидроавиации кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института (ЛПИ) имени М.И. Калинина. Поселили студента Грушина на втором этаже в  комнате № 41 общежития, которое размещалось в доме № 5/7 на улице Короленко1. Так неожиданно осуществилась мечта его юности. Не растеряв юношескую увлеченность,  отдавал учебе в институте все свои силы, пытаясь в совершенстве овладеть будущей профессией.  Учебу сочетал с активной работой в научно-техническом обществе, с конструкторской  и общественной работой. В период с 30 мая 1929 по   19 мая 1930 П.Д. Грушиным были поданы в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР 6 заявок2 на выдачу ему патента на изобретения в области авиации, на две из которых были выданы патенты3. В официальной биографии академика П.Д. Грушина этих сведений нет.

Свое первое заявление в Комитет по делам изобретений ВСНХ Союза  ССР на выдачу патента на изобретение «Аэро-динамический регулятор» Грушин подает 31 мая 1929 г., будучи студентом (учащимся, как он пишет в своем заявлении) 1-го курса ЛПИ. К заявлению были приложены описание изобретения, чертежи и утверждение об авторстве. Заявка была зарегистрирована под № 483004.  И сразу удача.Эксперт Лн. Ф. Нагель высоко отозвался об изобретении, посчитав возможным выдать патент: «Заявитель предполагает использовать динамическое воздействие потока силы на крылья 2 для автоматического управления дроссельным клапаном. Схема соединения клапана с крыльями ясна из чертежа.  Для управления тем же клапаном от руки предусмотрен поводок «с», свободно вращаемый вокруг оси 4 лишь на определенный угол. Полагал бы возможным выдать патент»5.

9 января 1930 г.  на заседании 1 секции Комитета по делам изобретений ВСНХ Союза ССР было принято решение о выдаче П.Д. Грушину  патента № 18059 на «Приспособление для автоматического регулирования притока смеси к двигателю внутреннего сгорания»6.

Месяц спустя, 1 февраля 1930 г.,  в Комитет по делам изобретений ВСНХ Союза ССР поступило заявление П.Д. Грушина с просьбой  «рассматривать материалы на предмет выдачи патента не по первой заявке (№ 48300), а по материалу, приложенному к данному заявлению»7. Причина же была в том, что Грушин  изменил конструкцию регулятора, на первый вариант которого ему уже был выдан патент     № 18059 с приоритетом от 31 мая 1929 г.8.

К достоинствам нового регулятора для двигателей легкого топлива П.Грушин отнес компактность, дешевизну производства, сохранение постоянного числа оборотов независимо от нагрузки, в отличие от существующих регуляторов9.

22 мая 1930 г. заявителю было сообщено: «препровождая при сем заяв[очное] свид[етельство] за № 63497,  Комитет сообщает, что это  заяв[очное] свид[етельство] выдается по материалу изменяющему конструкцию регулятора по заяв[очному] св[идетельству] за № 48300, к которому он приложен быть не может, так как по д[елу] № 48300 уже состоялось решение Секции о выдаче Вам патента»10.

Успешно сдав сессию, Петр уезжает  на каникулы в родной Вольск, к родителям. Но, понимая, что дело по заявке не закончено, сообщает в Комитет о том, что до 15 сентября 1930 г. переписку с ним  следует вести по адресу: г. Вольск, Верхневолжский край, Первомайская улица, дом 6811.

28 августа 1930 г. по рассмотрении описания, чертежа и всех относящихся к делу документов, 1 секция Комитета, принимая во внимание, что предлагаемое устройство является лишь видоизменением устройства по з[аявке №] 48300 от 31 мая 1929 г. того же заявителя, по которой ему выдан патент, постановила: «выдать дополнительный патент на приспособление для автоматического регулирования притока смеси к двигателю внутреннего горения к патенту № 8059 по з[аявке №] 48300»12. О выдаче дополнительного патента № 20458 на приспособление для автоматического регулирования притока смеси к двигателю внутреннего горения было опубликовано 30 апреля 1931 года. Действие дополнительного патента простиралось на срок до 29 сентября 1945 года13. Это был уже второй патент талантливого студента Петра Грушина.

В промежутке между этими двумя  удачными заявками у Грушина была еще одна, но несколько иной тематики: «Обтекатель для снарядов»14.

 28 октября 1929 г. Грушин подает в Военный подотдел Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР заявку на предмет патентования обтекателя для снарядов15.  К заявлению были приложены описание изобретения и чертеж предлагаемого обтекателя16. Заявка была зарегистрирована 29 октября 1929 г. под № 57359 и засекречена17.

Эксперт М.И. Глобус  в своем отзыве «о полезности» отмечал: «Для получения обтекаемой донной части снаряда уже на полете, заявитель предлагает в донной части поместить телескопический ряд колец, которые должны выдвигаться друг на друга. Предложение не заслуживает внимания, так оно к тому же не ново, секретность с него следует снять»18.

3 февраля 1930 года по рассмотрении описания, чертежа и всех относящихся к делу документов, 1У секция Комитета, «принимая во внимание, что снаряды, снабженные в донной части приспособлением для образования на полете донной части удобообтекаемой формы путем выдвижения под действием пружины оживального наконечника уже известны (см. герм[анский] пат[ент] за № 303914 от 7.1-20г. по кл[ассу] 72-d, 16), что замена пружины зарядом пороха не может составить предмет патента»,  постановила в выдаче патента отказать19.

2 сентября 1930 г.  Военный отдел Комитета по делам изобретений НТУ ВСНХ СССР сообщил П.Д. Грушину о снятии секретности с его заявки и о прекращении делопроизводства по ней20.

В феврале 1930 года с разницей в несколько дней П.Грушин подал сразу две новые заявки в Военный отдел Комитета, непосредственно связанные с конструкцией самолета.

Заявку на изобретение «Передвижной руль поворота» П.Грушин подает 6 февраля 1930 г.21. Как отмечал сам изобретатель, «такая  конструкция руля позволяет расширить зону обстрела»22. Заявка была зарегистрирована под № 63673 и сразу получила категорию секретной, но  под  новым названием «Руль направления»23.

К сожалению, в деле нет промежуточных документов рассмотрения заявки экспертами, кроме незаконченного отзыва Н. Морозова, давшего изобретению очередное новое название «Передвижной руль поворота»24.  Судя по отметкам на вкладном листе: «Возвращ[ено] без рассмотр[ения] 27/П-31»  и «Заявлен[ие]  о прекращ[ении] наход[ится] в деле 70349. Иделевич. 27/П-31»25 дело не рассматривалось.

На основании отказа самого П. Грушина26 12 февраля 1930 г. дело было прекращено, а само заявочное свидетельство на «Руль направления» стало считаться недействительным. 21 февраля 1930 г., согласно отметки на том же вкладном листе, с заявки  была снята секретность27, о чем 18 декабря 1930 г. было сообщено заявителю28.

6 февраля 1930 года П.Грушин подает заявку в Военную секцию Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР на «предмет использования в военном деле» его изобретения «Крыло с изменяющимся профилем»29. В описании изобретения Грушин писал: «Такая конструкция обшивки дает возможность расширить интервал между посадочной и летной скоростью»30.

12 февраля  1930 г. ему было выслано заявочное свидетельство № 63679 на изобретение «Крыло самолета», получившее гриф «секретно». Эксперт 1У секции Мячин,   после  рассмотрения описания, чертежа и всех относящихся к делу материалов отметил:

«1) что устройство крыльев переменного профиля с верхней обшивкой выполненной  в виде пластин известно (см. герм. Патент 62 b, 8 № 445182);

2) что применение пружин удерживающих cкладные стенки крыла, известно (см. советский  патент № 1302 от 1926 года);

3) что устройство в крыле камер, могущих в полете наполняться воздухом и тем изменять профиль крыла, известно из вышеуказанного патента № 1302, а также герм. пат. № 330773, Кл. 62 b, 8, и не усматривая в остальных деталях предложения таких характерных особенностей, которые могли бы составить предмет патента»31, предложил в выдаче патента отказать. 22 ноября 1930 г. мнение эксперта было поддержано  на заседании 1У секции  Комитета. Вскоре делопроизводство по заявке № 63679 было прекращено, к тому же  у Комитета  имелось заявление самого П.Грушина о прекращении дела, о чем есть отметка в журнале Комитета32.

Последняя, из хранящихся в фондах филиала РГАНТД,  заявка студента Петра Грушина была подана 19 мая 1930 года. На заявление  о выдаче патента на изобретение двухтактного авиационного двигателя,  зарегистрированное под № 70349,  сразу же был наложен гриф секретности33.

5 июля 1930 г. Грушин отправляет в Комитет заявление, где  просит вести переписку по заявкам № 63679, 63673, 70349 до 15 сентября 1930 г. по адресу в  г. Вольске. Кроме того, отмечал, что после указанного срока адрес будет указан особо34.

27 августа 1930 г. Военный отдел Комитета по делам изобретений известил П. Грушина о том, что на основании отношения Техштаба Нач[альника]Воор[ужения] РККА от 10.УШ.1930 г. с  его заявки № 70349 от 9 мая 1930 г. на двухтактный авиационный двигатель  снята секретность. Дело передано в Общий отдел Комитета35.

7 января 1931 г. в Комитет поступило заявление Грушина, где он просил «дела  № 63673,  63679 и 70349 на предмет выдачи мне патента закрыть»36.

Грушин проучился в Ленинградском политехническом институте  только два года, так как   неожиданно в сентябре 1930 года весь курс для продолжения учебы был переведен в только что образованный Московский авиационный институт (МАИ). Учился он только на "отлично", принимая участие во всех соревнованиях по учебе, которые тогда регулярно проводились в институте.

В мае 1932 г. Грушин закончил МАИ по специальности инженер-механик по самолетостроению.  Впереди была работа, долгая творческая жизнь и всеобщее признание.

П.Д. Грушин. Руль направления. 1930. (Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 1882. Л.5)









П.Д. Грушин. Руль направления. 1930. (Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 1882. Л.5)

П.Д. Грушин. Аэродинамический регулятор. 1929 . пат. № 18059. (Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 23462. Л.4)








П.Д. Грушин. Аэродинамический регулятор. 1929 . пат. № 18059. (Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 23462. Л.4)

П.Д. Грушин.  Приспособление для автоматического регулирования притока смеси к двигателю внутреннего горения. 1930. доп. пат. № 20458. (Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 1720. Л. 19)








П.Д. Грушин.  Приспособление для автоматического регулирования притока смеси к двигателю внутреннего горения. 1930. доп. пат. № 20458. (Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 1720. Л. 19)

1      Филиал РГАНТД в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 23462. Л.1.

2      Там же. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д.д. 23462, 31899; Оп. 2-5. Д.д. 1720, 1882, 1888, 7963.

3       Там же.  Оп. 1-5. Д. 23462;Оп. 2-5. Д. 1720.

4       Там же. Оп. 1-5. Д. 23462.  Л.л. 1-5.

5       Там же. Л. 8об.

6       Там же. Л. 10.

7       Там же.  Оп. 2-5. Д. 1720. Л. 1.

8       Там же. Оп. 1-5. Д. 23462. Л. 10.

9       Там же.  Оп. 2-5. Д. 1720. Л. 3об.

10     Там же. Л. 11.

11     Там же. Л. 12.

12     Там же.  Л. 14об.

13     Там же. Л. 16.

14     Там же. Оп. 1-5. Д. 31899.

15     Там же. Л. 1.

16     Там же. Л.л. 2, 3.

17     Там же. Л.7.

18     Там же. Л. 8.

19     Там же. Л. 12.

20     Там же. Л. 9.

21     Там же. Оп. 2-5. Д. 1882. Л.1.

22     Там же. Л. 2об.

23     Там же. Л. 7.

24     Там же. Л. 9об.

25     Там же. Л. 8.

26     Там же. Д. 7963. Л. 13.

27     Там же. Д. 1882. Л. 8.

28     Там же. Л. 11.

29     Там же. Оп. 2-5. Д. 1888. Л.л. 1-2.

30     Там же. Л. 2об.

31     Там же. Л. 8об.

32     Там же. Л.10.

33     Там же. Д. 7963. Л. 1.

34     Там же. Л.9.

35     Там же. Л.11.

36     Там же. Л. 13.

 

                                                                                                                                     О.С. Максакова

               

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД