Главная → Использование → Статьи, информации

Котельников Глеб Евгеньевич (1872-1944)


1. Биографический очерк
2. Изобретение парашюта
3. «Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»
4. Перечень изобретений Г.Е. Котельникова, находящихся на постоянном хранении в филиале РГАНТД
5. Что можно почитать о Г.Е. Котельникове

1. Биографический очерк

Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 января 1872г. в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики Е. Г. Котельникова, автора популярного в те годы «Элементарного курса механики» и ряда других работ.

Родоначальником семьи Котельниковых был первый русский профессор математики Семён Котельников, учёный и сподвижник великого Ломоносова. Увлечение точными науками и техникой в семье Котельниковых было традиционным, но не единственным.

Е.Г. Котельников был разносторонним человеком. Помимо механики и математики, он увлекался вопросами механизации сельского хозяйства и выступил в этой области с рядом конструкторских предложений. В то же время он страстно любил музыку и любительский театр. Его сын был еще более талантливым человеком. Уже в детстве Глеб обнаружил большие способности к пению, игре на скрипке и других инструментах. Изобретение первого легкового автомобиля не прошло для него бесследно. Именно после этого события Г.Е. Котельников стал проявлять огромный интерес к автомобилестроению и авиации.

В 1889г. Г. Котельников поступил в Киевское военное училище, которое окончил с отличием и стал офицером артиллерии. Обстановка в царской армии была ему не по душе, поэтому он вскоре, вышел в отставку и поступил в Акцизное ведомство. Обязанности акцизного чиновника тяготили его ещё больше, чем служба в гарнизонах Польши.

Истинным его увлечением в те годы стал театр. Где бы ни жил.

Г.Е. Котельников, всюду он организовывал любительские театральные кружки, играл на сцене, режиссировал, создавал народные дома, выступал в концертах в качестве чтеца и скрипача.

Наряду с этим у него проявлялись и склонности к изобретательству. В 1902г. он изобрёл укупорочную машину для винокуренных заводов.

В 1907-1909гг. в Сочи он увлёкся автомобилями, а также жадно следил за бурным развитием авиации. В эти же годы он изобрел велосипед под парусом, на котором сам совершал служебные поездки по степным просторам Дона на скоростях, превышающих скорость поезда.

В 1910г. Г.Е. Котельников оставил службу в Акцизном ведомстве и перебрался в Петербург, где стал артистом Глебовым – Котельниковым. Многочисленные рецензии отмечали его крупные сценические удачи, о нем говорили как об артисте большого дарования и широкого диапазона.

Живя в Петербурге, он часто посещал ипподром за Каменным островом, где в то время проходили полеты аэропланов. 6 октября 1910г. Котельников стал свидетелем гибели летчика Л. Мациевича. Потрясенный этой смертью, Г.Е. Котельников задался целью создать спасательное устройство для авиаторов и решению этой задачи посвятил большую часть своей жизни.

Великая Отечественная война застала Г.Е. Котельникова в родном Ленинграде. Несмотря на сильно ослабевшее перед войной зрение, он принял активнейшее участие в работе постов ПВХО, мужественно переносил все лишения блокады. В конце 1941г. его в тяжелом состоянии эвакуировали в Москву. Там, несмотря на ослабевшее здоровье, Глеб Евгеньевич продолжал свою изобретательскую и творческую деятельность. Уже в 1943г. в Москве вышла его первая книга, под названием «Парашют», а чуть позже – более общее исследование «История парашюта и развитие парашютизма».

В январе 1944г. Г.Е. Котельников был удостоен высокой правительственной награды - ордена Красной Звезды, который ему вручили как «старейшему русскому конструктору парашютов». Воодушевленный этим изобретатель начал ряд новых работ в области совершенствования парашютов, но планам не суждено было осуществить. 22 ноября 1944г. Глеб Евгеньевич Котельников скоропостижно скончался.

Глеб Евгеньевич Котельников был удивительным изобретателем. За короткий срок, с февраля 1929г. по июль 1930г., он подал 12 заявок на изобретения, на 9 из которых он получил авторские свидетельства. Изобретения Г.Е. Котельникова раскрывают нам насколько многообразна была его изобретательская мысль и каким широким кругозором он обладал.

В филиале РГАНТД на государственном хранении находится 17 заявочных материалов на изобретения Г.Е. Котельникова. Каждое из этих нововведений является интересным и уникальным.

2. Изобретение парашюта

Многие люди знают Г.Е. Котельникова как изобретателя первого в мире парашюта.

Еще в 1910г. Г.Е. Котельников задался целью создать спасательное устройство для авиаторов. Многие зарубежные конструкторы пытались решить эту задачу, но предложенные ими парашютные конструкции оказывались тяжёлыми, громоздкими, сложными в действии. Котельников пошел другим путём. «Всегда при мне», - так формулировал он принцип авиационного парашюта. Но как постоянно иметь при себе огромный тяжелый тюк? Этот вопрос и предстояло решить изобретателю. Как и многим великим изобретателям, ему помог случай. Увидев однажды, как одна актриса извлекла из маленькой сумочки восточную шелковую шаль, Котельников понял, что ему нужно: не тяжелый брезент, пропитанный каучуком, а легкий и плотный шелк без пропитки.

С присущим ему увлечением Г.Е. Котельников стал разрабатывать свою мысль, изучая законы падения тел, их ускорения, сопротивление воздуха. Здесь ему помогли математические знания, полученные в военном училище. После ряда попыток в ноябре 1910г. изобретатель построил первую в мире модель ранцевого авиационного парашюта универсального действия. Крышка ранца откидывалась особыми пружинами. Внутренняя полка на сильных пружинах выбрасывала парашют из ранца, как только открывался весьма простой и надежный затвор. Купол кроился из плотного шелка в форме плоского круга из 24 клиньев. Впервые в практике парашютостроения Г.Е. Котельников разделил стропы парашюта на 2 группы. Это дало возможность летчику при падении с парашютом выполнять скольжение и развороты в любом направлении. Кроме того, для быстрого наполнения купола была предусмотрена прокладка под кромку парашюта тонкого стального троса сечением 1 мм?. Именно эта схема легла в основу всех дальнейших модификаций. Г.Е. Котельников назвал свое изобретение «РК-1» - «Русский». После ряда пробных испытаний 1 июля 1912г. в Воздухоплавательном парке около деревни Салюзи под Гатчиной состоялись настоящие испытания. Пятипудовый манекен с парашютом был сброшен с аэростата, поднятого на 200м. Позднее сбрасывания проводили с самолета. Чиновники из военного министерства и летный состав с недоверием относились к новинке. Лишь спустя десятилетие, в начале 20-х годов, парашют Котельникова начал пользоваться популярностью.

В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, в т. ч. РК-2 с полумягким ранцем, РК – 3 и ряд грузовых парашютов, которые были приняты на вооружение советскими ВВС.

В филиале РГАНТД на государственном хранении находятся заявочные материалы на изобретения Г.Е. Котельникова, свидетельствующие о том, как шла работа изобретателя над усовершенствованием своего изобретения.

7 июня 1936г. он подал на рассмотрение Бюро новизны Комитета по изобретательству при СТО СССР заявку на «Способ устранения кувыркания в воздухе при парашютном затяжном прыжке». ( Ф. Р-1. Оп. 15-5. Д. 2288.)

16 декабря того же года - на новое приспособление, которое называлось «Устройство в парашюте для регулирования скорости спуска».

Отличительной особенностью предлагаемого устройства было то, что у каждого продольного шва его прекрепляются кольца и сквозь них продергиваются шнурки, которыми весь край парашюта может быть стянут.

Концы этих шнурков соединяются в одну регулировочную стропу, прикрепленную к одной из лямок подвесной системы. Отпуская этот строп, парашютист даёт возможность куполу парашюта раскрываться и тем замедлять скорость падения.

Преимущество этого способа перед другими заключалось в том, что при спуске со значительной высоты происходило весьма быстрое падение без кувыркания в воздухе, а полное раскрытия купола - без резкого удара при этом. Однако эксперт бюро новизны Ю. Калинин дал отрицательный отзыв на изобретение Г.Е. Котельникова, которому и было отказано в выдаче авторского свидетельства.

Изобретатель продолжил работу над усовершенствованием своего изобретения совместно с Б.М. Юскевич – Красковским. 29 мая 1942г. они подали заявку на «Приспособление для автоматического открывания парашютного ранца».

Чем же данное изобретение отличалось от предыдущих предложений? «Это приспособление могло быть пристегнуто к парашютному ранцу любого назначения. Оно гарантировало безопасность спуска особенно в тех случаях, когда в боевой обстановке парашютист по какой-либо причине не сможет раскрыть парашюта самостоятельно, а будет в состоянии лишь выброситься из самолёта. А также данное приспособление может оказаться далеко не бесполезным и в гражданской авиации, где пассажиры самолёта в большинстве случаев совершенно не подготовлены к обращению с парашютом». (Ф. Р-1. Оп. 42-5. Д. 2913. Л. 2).

Бюро изобретений Госплана при Совнаркоме СССР изучало это дело в течение 3-х лет и 8 февраля 1945г. изобретателям было выдано авторское свидетельство. К сожалению, Глеб Евгеньевич так и не узнал об этом, так как скоропостижно скончался 22 ноября 1944г.

3. «Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»

Заявление на данное изобретение Г.Е. Котельников подал в Комитет по делам изобретений при ВСНХ СССР 14 января 1929г.

После подробного изучения предоставленных чертежей, а также всех относящихся к делу документов, 14 августа 1929г. I Секция Комитета по делам изобретений при ВСНХ СССР постановила выдать патент на «Автоматическую песочницу для самодвижущихся повозок (трамваев)». (Ф.Р-1, Оп. 1-5, Д. 14441, Л. 11.)

Сейчас это приспособление установлено в каждом трамвайном вагоне любого города нашей страны. Благодаря данному изобретению стало намного безопаснее ездить в трамвае даже в очень плохую погоду и гололёд.

«Предлагаемый аппарат основан на применении центробежного регулятора, заставляемого открываться в нужный момент (при буксовании колёс) клапан трубы подающей песок из резервуара. Данное устройство состояло из регулятора снабженного пружиной, и двух муфт к которым были прикреплены грузы на шарнирных полосках из обоймы с шариковым подшипником, которые в свою очередь были присоединены к другой подвижной муфте, и пластиковому клапану, который имел отверстия для подачи песка. Посредством воронки с двумя отверстиями для подачи, песок направляется под колёса. Как сила пружины, так и передача рассчитывается так, что бы клапан открывался лишь в том случае, когда число оборотов рабочей оси значительно превысит скорость вращения её во время допускаемого хода вагона, то есть, например, при буксовании колёс, когда они вращаются практически в холостую, это может происходить при крутом спуске». ( Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 14441. Л. 6.)

«Автоматическая песочница для трамвайных вагонов», изобретенная Г.Е. Котельниковым, применяется и по сей день в работе трамваев.

4. Перечень изобретений Г.Е. Котельникова, находящихся на постоянном государственном хранении в филиале РГАНТД

1. «Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»

Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 14441.

2.«Приспособление для автоматической смазки рельсов на криволинейных участках пути»

Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 14442.

3.«Аппарат для автоматической подачи песка на рельсы при буксовании колёс»

Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 16957.

4.«Машина для нанесения сургучных печатей на пакеты»

Ф. Р-1. Оп.1-5. Д. 32291.

5.«Респиратор»

Ф.Р-1. Оп. 1-5. Д. 32892.

6.«Машина для штемпелевания»

Ф.Р-1. Оп. 1-5. Д. 33797.

7.«Приспособление для пломбирования»

Ф.Р-1. Оп. 1-5. Д. 34877.

8.«Копилка»

Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 35143.

9.«Аппарат для штемпелевания пакетов разной толщины»

Ф. Р-1. Оп.2-5. Д. 467.

10.«Картотека»

Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 6769.

11.«Прибор для определения кривизны буровых скважин»

Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 6916.

12.«Приспособление для торможения поезда с пути»

Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 336.

13.«Приспособление для подачи определённого количества жидкой смолы»

Ф. Р-1. Оп. 10-5. Д. 3389.

14.«Устройство в парашюте для регулирования скорости спуска»

Ф. Р-1. Оп. 11-5. Д.1045.

15.«Способ уничтожения кувыркания в воздухе при парашютном затяжном прыжке»

Ф. Р-1. Оп. 15-5. Д. 2288.

16.«Способ уничтожения акролеина, выделяющегося при варке олифы»

Ф. Р-1. Оп. 35-5. Д. 1387.

17.«Приспособление для автоматического открытия парашютного ранца»

Ф. Р-1. Оп. 42-5. Д. 2913.

5. Что можно почитать о Г.Е. Котельникове

1. Глебов А.Г. Глеб Евгеньевич Котельников В кн.: Люди русской науки.

Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М., 1965.

2. Глебов А., Залуцкий Г., Создатель авиационного парашюта. М., 1951.

3. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в Росси. М., 1981.

4. Залуцкий Г. В. Изобретатель авиационного парашюта Г.Е. Котельников. 2-е изд., М., 1953.

5. Сигитова С. И. Котельников Глеб Евгеньевич. В кн.: Люди пытливой мысли (по архивным документам). Историко-технический альманах. Самара, 2006.

Материал подготовил ведущий специалист Л.М. Клычкова.
При использовании информации ссылка на сайт обязательна.

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД