Главная → Использование → Статьи, информации

Ретро-автомобили марки "ГАЗ"


Ретро-автомобили марки «ГАЗ»
Первые отечественные автомобили (1896 -1929 гг.)
Становление и развитие Горьковского автомобильного завода (1929-1941 гг.)
ГАЗ в годы войны (1941-1945 гг.)
ГАЗ в послевоенный период (1946 -1990-е гг.)
Перечень марок автомобилей ГАЗ, на которые имеются документы в филиале РГАНТД
Литература по истории завода «ГАЗ» и созданию автомобилей этой марки, имеющаяся в справочно-информационном фонде (СИФ) филиала РГАНТД

Ретро-автомобили марки «ГАЗ»

В филиале Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД в г. Самаре) на государственном хранении находятся документы, рассказывающие об автомобилестроении в нашей стране и создании автомобилей марки «ГАЗ». Эти документы отложились в 5 фондах

  • Коллекция «Проекты легковых, грузовых и специальных автомобилей, разработанные Горьковским автомобильным заводом»;
  • Коллекция «Заявочные материалы на изобретения»;

  • Государственный институт по проектированию промышленных предприятий «Промстройпроект»;

  • Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»;

  • Научно-исследовательский институт технологии автомобильной промышленности «НИИТавтопром».

Коллекция «Проекты легковых, грузовых и специальных автомобилей, разработанные Горьковским автомобильным заводом», содержит документы по проектированию легковых автомобилей: ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-М 1 – первого отечественного лимузина, ГАЗ-67Б – армейского автомобиля с бронированным кузовом, легкового автомобиля «Волга», грузового автомобиля ГАЗ-62 повышенной проходимости, танков – Т-60, Т-70, Т-80, аэросаней, плавающих автомобилей, гусеничных машин.

Среди заявочных материалов на изобретения - документы выдающихся деятелей науки и техники, внесших большой вклад в развитие автомобильной отрасли нашей страны: Н.Р. Бриллинга, Е.А.Чудакова, а также сотрудников ГАЗа: А.А. Липгарта, Л.В. Косткина, И.С. Мухина и др.

Институт «Промстройпроект» занимался разработкой строительной части проектов промышленных зданий для черной и цветной металлургии, химической и автомобильной промышленности и других отраслей народного хозяйства СССР. В фондах архива отложились документы по проектированию автомобильных заводов, в том числе Горьковского автозавода.

Документы НАМИ представлены отчетами по испытаниям автомобилей на проходимость, прочность различных их частей и заключениями по этим испытаниям.

Материалы «НИИТавтопром» представлены разработками технологических процессов производства автомобилей, документами по проектированию автоматических линий литья, штамповки панелей, сборки колес и пр., а также управленческой документацией в виде приказов и распоряжений по основной деятельности института, тематических планов научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ, отчетами о внедрении новой техники и т.д.

В год 75-летнего юбилея ОАО «ГАЗ» филиал РГАНТД в г. Самаре представляет информационный материал с привлечением уникальных документов о деятельности автозавода.

Первые отечественные автомобили (1896-1929 гг.)

Самодвижущийся экипаж с автономным двигателем всегда занимал умы изобретателей в разных странах. Попытка изготовить «самобеглую» коляску в России была предпринята изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным еще в 1791 году. В 1896 году петербургскими изобретателями Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе был построен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

                               

Русский изобретатель, один из конструкторов первого российского автомобиля (май 1896 г.). Окончил Петербургский горный институт, в 1899 г. организовал «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей» - «Фрезе и К». В 1903 г. на фабрике «Фрезе» был выпущен первый автобус в России. В 1905 г. на фирме был сконструирован первый в мире автомобильный поезд с активными прицепами. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке фирма была награждена Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. В 1910 г. продал свою фирму Автомобильному отделу Русско-Балтийского вагоностроительного завода.

         Фрезе П. А. (1844-1918).

Что представляла собой эта машина? Четырехтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром находился в задней части кузова; для охлаждения двигателя служила вода; рабочую смесь воспламеняла электрическая искра. Автомобиль прошел испытания и в июне этого же года экспонировался на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, но интереса у официальных кругов он не вызвал. И, тем не менее, конструкция Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе открыла новую эпоху в отечественном транспортном машиностроении, и с 1896 года мы вправе вести отсчет истории автомобилестроения нашей страны.

Мелкосерийное производство автомобилей в России было начато П.А. Фрезе в начале 1890-х годов в Петербурге на его заводе «Фрезе и К». Это были грузовые и легковые автомобили, которые выпускались больше для спортивных целей, чем для хозяйственных нужд и приносили одни убытки.

В 1910 году П.А. Фрезе продал свое производство Русско-Балтийскому вагонному заводу (РБВЗ), основанному в Риге в 1869 году, который впоследствии и сыграл самую значительную роль в развитии отечественного автомобилестроения перед Первой мировой войной.

К этому времени спрос на автомобили в России заметно вырос и составил более тысячи машин в год. Первые легковые автомобили «Руссо-Балт» были выпущены к началу 1909 года, успешно демонстрировались на различных выставках, участвовали в пробегах, гонках и соревнованиях, завоевывали призы и дипломы на различных выставках. Можно сказать, что усилиями РБВЗ было положено начало промышленному производству автомобилей.

После 1917 года наиболее значимым для страны в вопросе производства собственных автомобилей, а также ремонта и восстановления иностранных, имеющихся в России, стал завод АМО в г. Москве.

Именно с момента выпуска на АМО первых десяти грузовиков, которые дали начало непрерывному выпуску автомобилей в России, можно начать историю серийного российского автомобилестроения. С приходом на АМО в конце 1920-х годов нового директора Ивана Алексеевича Лихачева производство автомобилей стало неуклонно расти. И все же завод был не в состоянии удовлетворить запросы быстро развивающейся экономики, необходимо было создавать новые современные предприятия по производству автомобилей и разрабатывать новые модели.

Поэтому в 1918 году при научно-техническом отделе Высшего Совета Народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) была образована научная автомобильная лаборатория. В состав основных сотрудников лаборатории вошли доктор технических наук Н.Р. Бриллинг, инженеры Е.А. Чудаков, В.Я. Климов и др. В дальнейшем лаборатория была преобразована в Научный автомоторный институт (НАМИ).

Первой разработкой института стала первая российская малолитражка НАМИ-1, в конструкции которой впервые воплотились новые и весьма прогрессивные решения. Автомобиль стал выпускаться на заводе «Спартак» в г. Москве, но маленькое предприятие, зажатое жилыми домами в центре города, не могло выпустить больше 160 автомобилей в год. Накопив немалый опыт в ремонте машин, налаживании серийного производства, отечественное автомобилестроение подошло к новому рубежу - массовому производству автомобилей.

Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК СССР) и приказом ВСНХ СССР №498 от 4 марта 1929 года в Нижнем Новгороде решено было построить новый современный автомобильный завод по выпуску грузовых и легковых автомобилей.

Этот город был выбран не случайно. Он находился далеко от государственных границ, имел возможность получать сырье и материалы дешевым водным транспортом, в городе и области было достаточное количество рабочей силы.

Проектированием завода занимался институт Промстройпроект, а многие проекты корпусов завода были выполнены под руководством известного архитектора Александра Николаевича Аршинова. А. Н. Аршинов работал в «Промстройпроекте» с 1931 по 1941 гг. Основные его работы в «Прормстройпроекте»: эскизный генплан реконструкции автозавода им. Молотова в г. Горьком, проекты предзаводских зданий (главные конторы, лаборатории, общежития), Промышленные сооружения Луганского паровозостроительного завода и др.

А. Н. Аршинов Технический проект планировки ГАЗа (предварительный),
выполненный А. Н. Аршиновым в 1934,1937,1938 гг.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-7. Оп. 1-4. Д.119

Анализируя зарубежный опыт производства автомобилей, специалистами страны было принято решение отказаться от разработки собственной конструкции автомобиля и взять за основу одну из зарубежных моделей. Внимание конструкторов было остановлено на автомобилях американской фирмы «Форд», работающей несколько лет по отлаженной, высокопроизводительной технологии.

Первым был грузовик «ГАЗ-АА», который сошел с конвейера завода в 1932 году. В то время ГАЗ не производил автомобили целиком, значительную часть комплектующих поставляли организации-смежники. Это позволило быстро нарастить темпы выпуска автомобилей. В 1935 году на заводе было выпущено почти 45 тыс. грузовиков «ГАЗ-АА» и 19 тыс. легковых автомобилей «ГАЗ-А», что позволило нашей стране занять достойное место среди мировых производителей автомобильной техники.




ГАЗ-АА с газогенераторной установкой НАТИ Г-14. 1936 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351.Оп. 2-1. Д. 869. Л. 8.

Становление и развитие Горьковского автомобильного завода (1929-1941 гг.)

Одним из первых инициаторов производства новой легковой автомашины на основе «Форда-40» стал главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт.

                  

А.А.Липгарт. Главный конструктор завода с 1933 по 1951 гг., под руководством которого были выпущены первые поколения автомобилей и велись разработки в годы войны и позже. За творческий вклад в создание отечественной автомобильной техники А.А. Липгарт был 5 раз удостоен звания лауреата Государственной премии, награжден орденами Трудового Красного Знамени. Заслуженный деятель науки и техники.

ГАЗ-М1 не повторял полностью конструкцию «Форда». Конструкторами завода были впервые разработаны криволинейная поверхность передних крыльев, «плавающая» подвеска двигателя, дисковые штампованные колеса. Главным новшеством стал закрытый цельнометаллический кузов.

 



Общий вид автомобиля М-1.
Филиал РГАНТД. Ф. Р – 351. Оп. 2-1 Д. 708.

В конструкции ГАЗ-М 1 завод многое применил впервые: регулируемое сиденье водителя, обивка из сукна, бессквозняковая вентиляция салона с 4 поворотными форточками в боковых окнах и т.д.

17 марта 1936 года два первых серийных образца осматривали в Кремле И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов.

Освоение ГАЗ-М1 давалось нелегко, но из года в год автомобиль модернизировался, в дальнейшем зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, пользовался любовью автомобилистов и в народе стал ласково называться «Эмкой». Всего было выпущено 62888 автомобилей ГАЗ-М1.

В предвоенные годы специалисты автомобильной промышленности очень большое значение уделяли использованию газового топлива.

Данное направление разрабатывалось и на Горьковском автозаводе, что выражалось в проектировании и создании газогенераторных установок.

Опытные газогенераторные установки для двигателей моделей ГАЗ-А и ГАЗ-М были сконструированы И.С. Мезиным и А.И. Пельтцером. Наиболее практичным в то время представлялось использование машин не с запасом сжатого или сжиженного газа на борту, а с установкой газогенератора для получения газа из органического сырья – дерева, угля, торфа. Особое внимание уделялось получению газа из деревянных чурок.

ГАЗ-М 1 с газогенераторной установкой конструкции И.С. Мезина.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д.1764 Л.29, 30.

Испытания газогенераторных установок производились с целью выявления работоспособности автомобилей и оценки качества работы отдельных агрегатов с таким расчетом, чтобы на базе полученных материалов произвести выбор схемы газогенераторной установки и ее отдельных узлов для проектирования серийного образца для «эмки». В деле представлена таблица, в которой сведены все основные результаты испытаний, а также отчет о обнаруженных дефектах конструкции (а именно замасливание двигателя, замерзание конденсата в установке и пр).

    


Схема газогенераторной установки конструкции А.И. Пельтцера для легкового автомобиля ГАЗ-М 1.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 1764.

Но освоение газогенераторных установок не решало проблем усовершенствования двигателей. Проблема автомобильной отрасли России по–прежнему заключалась в отсутствии новых моделей современных отечественных двигателей. Они начали появляться только в начале 30-х годов, видную роль в их создании сыграл Николай Романович Брилинг, основоположник теории автотракторных двигателей.

                  

Н. Р. Бриллинг (1876-1961).

Известный ученый, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент АН СССР, один из основоположников теории поршневых двигателей внутреннего сгорания, крупнейший ученый-теплотехник, автор фундаментальных работ по паровым и газовым турбинам, основатель отечественной школы специалистов по теории и конструированию автотракторных двигателей внутреннего сгорания.

Несмотря на имеющиеся проблемы к началу войны страна вошла в пятерку сильнейших автомобилестроительных держав, а по производству грузовых автомобилей вышла на второе место после США.

ГАЗ в годы войны (1941-1945 гг.)

К концу 1930-х годов заводы автомобильной промышленности начали ориентироваться на оборонные виды продукции, поэтому, начиная с 1939 года, ГАЗ стал резко сокращать выпуск легковых автомобилей и наращивать производство грузовых ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, а также занялся разработкой и выпуском военной техники. ГАЗом проектировались, а с первых дней войны стали выпускаться танки Т-60, Т-70, самоходные пушки, минометы. В сжатые сроки автозаводцы освоили производство танков, бронеавтомобилей и аэросаней.

К концу 1930-х годов заводы автомобильной промышленности начали ориентироваться на оборонные виды продукции, поэтому, начиная с 1939 года, ГАЗ стал резко сокращать выпуск легковых автомобилей и наращивать производство грузовых ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, а также занялся разработкой и выпуском военной техники. ГАЗом проектировались, а с первых дней войны стали выпускаться танки Т-60, Т-70, самоходные пушки, минометы. В сжатые сроки автозаводцы освоили производство танков, бронеавтомобилей и аэросаней.

                   

T-60 - первый легкий танк с крупнокалиберным пулеметом,спроектированный на базе транспортных автомобилей уже в конце 30-х годов, начал изготавливаться в первые дни войны.



Танк Т-70, по сравнению с Т-60, имел большую огневую мощь, увеличенную бронестойкость. В дальнейшем на основе шасси Т-70 была спроектирована и выпускалась самоходная установка СУ-76 М, имеющая на вооружении 76 мм пушку.

В ходе войны многие заводы центральной части России по производству автомобилей были эвакуированы, производства свернуты, поэтому Горьковский автозавод стал одним из основных поставщиков техники для фронта. Хорошо зарекомендовали себя на дорогах войны автомобили: ГАЗ-М, использовавшийся для штабной работы; ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ - для перевозки раненых, боеприпасов, продовольствия; ГАЗ-61-417 – для буксировки пушек.

Модернизированный джип ГАЗ-64, получивший в дальнейшем индекс ГАЗ-67, хорошо показал себя как высокопроходимый, выносливый автомобиль. Машина легко проходила по снежной целине, преодолевала подъемы. Благодаря отсутствию дверей ГАЗ-67 позволял пассажирам при необходимости быстро его покидать, что было высоко оценено в военное время.

За заслуги в области оборонной техники и танкостроения, самоотверженный труд в годы войны многие сотрудники ГАЗа были награждены правительственными наградами. Среди них В.А. Грачев, Л.В. Косткин, А.А. Липгарт.

ГАЗ в послевоенный период (1946 -1990-е гг.)

За военные годы автомобильный парк страны пополнился автомобильной техникой из других стран, поступившей в качестве трофеев. Эксплуатация столь разнотипной техники была весьма сложной, но дала конструкторам и эксплуатационникам богатейший опыт многостороннего сравнения десятков различных технических концепций, помогла сформулировать основные требования к послевоенным конструкциям автомобилей, выбрать лучшие инженерные решения применительно к специфике отечественных условий эксплуатации.

Еще в феврале 1939 года А.А. Липгарт начал работы по разработке нового легкового автомобиля ГАЗ-20, первый опытный образец которого сошел с конвейера в 1944 году.

При осмотре И.В. Сталиным в 1945 году опытного образца ГАЗ-20 директор завода И.К. Лоскутов обратился к вождю с просьбой назвать автомобиль «Победа», на что И.В. Сталин ответил: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Это название закрепилось за машиной навсегда.

    


Общий вид автомобиля ГАЗ М-20 «Победа»
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д.3573. Л. 4

Серийно ГАЗ-20 «Победа» начал выпускаться в 1946 году и скоро стал известен и узнаваем далеко за пределами нашей страны, прежде всего за счет оригинальной формы несущего кузова, который создавал малое аэродинамическое сопротивление при движении. Бескрылая форма кузова ГАЗ-20 была быстро принята на вооружение другими производителями автомобилей и нашла распространение при проектировании новых автомобилей в Америке, Англии, Чехословакии.

В 1949 году автомобиль ГАЗ-20 и его создатели были награждены Государственной премией.

Всего было выпущено 241497 автомобилей, 253 - в Польше по советской лицензии под названием «Варшава».

В фондах филиала РГАНТД в г. Самаре отложились документы и по испытанию этой легендарной машины. Они представляют собой отчеты по испытанию автомашин с целью установления показателей по динамике, комфортабельности и другим ездовым качествам, для оценки степени совершенства данной модели, ее перспективности и целесообразности производства; проектные материалы по улучшению кузова под руководством Ю. Долматовского и др.

Оценка проходимости по плохим местам дорог
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп.2-1. Д.2550. Л. 50, 50 об.

В отчете по теме «Испытания опытного образца легкового автомобиля Горьковского автомобильного завода им. Молотова ГАЗ М-20 «Победа» (1945 г.) представлено исследование ГАЗ М-20 для оценки качества кузова (руководителем которого был старший инженер Ю.А. Долматовский). Заключение его гласило, что форма кузова - передовая, очень удачная с точки зрения аэродинамики и архитектурной композиции, но обзорность заднего стекла была признана неудовлетворительной, а корпус кузова перетяжелен за счет большого количества припоя. Данные недостатки позволили в дальнейшем провести исследование по улучшению кузова. Данные испытания были проведены по заданию Министра автомобильной и тракторной промышленности СССР тов. Акопова. Вопросами формы автомобиля НАМИ начал заниматься еще в 1944 г. По истечении 4-х лет к 1948 г., накопив определенный опыт, было создано несколько эскизов формы (фиг. 4-7).

  
Фиг. 4 Фиг. 5  Фиг. 6  Фиг. 7
Эскизы формы автомобилей. Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д.2994
 
 

Согласно проекту в форму кузова, согласно документам внесены такие изменения:

  1. Высота крыши увеличена, крыша более округленная.
  2. Задняя часть корпуса выполнена ступенчатой, что делает ее более легкой, позволяет увеличить размеры заднего окна, улучшить обзорность и освещенность в кузове.

Замысел был претворен в модели масштаба 1:5 и в макете (фиг. 8-9):

Фиг. 8
Филиал РГАНТД. Ф. Р-35 .Оп.2-1. Д. 2994
Фиг. 9
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351 Оп. 2-1 Д.2994

Кроме того, были выполнены эскизы оформления облицовки радиатора, на одной из них в схематической форме была выполнена фигура оленя – символа городского герба. (фиг 18,19,21).

Фиг. 18
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351.
Оп. 2-1. Д.2994 Л.15
Фиг.19
Филиал РГАНТД. Ф.Р-351.
Оп. 2-1. Д.2994. Л.15
Фиг. 21
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351.
Оп. 2-1. Д.2994. Л.16

Не прошли незамеченными на ГАЗе и довоенные разработки заводских конструкторов моделей высокопроходимых грузовых автомобилей.

Самой известной маркой такого автомобиля стал ГАЗ-51, который начал производиться в 1946 году.

Для своего времени ГАЗ-51 представлял собой весьма передовую и совершенную конструкцию. Машина обладала большим запасом прочности и эксплуатировалась при больших перегрузках.

Конструкция этого полуторатонного грузовика было настолько удачной, что выпуск его по советской документации был развернут в Польше, Корее, Китае. В дальнейшем на основе автомобиля ГАЗ-51 были выпущены его различные модификации.

В 1947 году автомобиль ГАЗ-51 и его конструкторы были награждены Государственной премией.

Всего было выпущено 3 млн. 481 автомобиль марки ГАЗ-51.

В дальнейшем на основе автомобиля ГАЗ-51 были выпущены его различные модификации: ГАЗ-51Н, ГАЗ-51С, ГАЗ-51Т и др.

Для успешной разработки этих модификаций необходимо было проводить разносторонние исследования и испытания, чем и занимался научно-исследовательский центр автомобильной отрасли институт НАМИ.

Большую роль в этой работе сыграли его сотрудники, ученые, специалисты, внесшие большой вклад в развитие автомобильной науки (Е.А. Чудаков, Н.Р. Бриллинг, Ю.А. Долматовский, И.С.Мезин, А.И. Пельтцер и др.).

В первые послевоенные годы в тематику исследований НАМИ вошли эксперименты и испытания по теоретической разработке повышения проходимости, аэродинамики автомобиля, гидромеханических коробок передач и др.

Испытания проводились отделом испытания автомобилей НАМИ, на основании приказа Министра автомобильной промышленности за № 19.05.–III-1946 г. Целью испытаний являлось выявление общих качеств грузовика ГАЗ-51 и оценка работоспособности отдельных его агрегатов. В испытаниях участвовали два опытных образца. Испытания осуществлялись по утвержденным маршрутам по различным типам дорог.

Опытный автомобиль ГАЗ-51 и грузовые автомобили, которые были испытаны в сравнении.
Филиал РГАНТД. Ф.Р-351. Оп. 2-1. Д. 2740 Л. 6.
      
Участки грейдерной дороги в весенний период.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2740.

На этих дорогах автомобили ГАЗ-51 показали свое явное преимущество. Там, где остальные машины переходили на низшие передачи, ГАЗ-51 проходил, не снижая скорости. На тех же участках остальные машины буксовали, так как не смогли обеспечить достаточной первоначальной скорости для преодоления препятствия. Даже непроходимые лесные дороги, размытые весенними водами ГАЗ-51 преодолевал с легкостью, показав высокую проходимость.

    
 
Преодоление препятствий с явным преимуществом
 над остальными участниками испытаний.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2740. Л.33.
 Застревание автомобилей ГАЗ-ММ и Форд-6
на участке грейдерной дороги в весенний период.
Филиал РГАНТД Ф. Р – 351. Оп. 2-1. Д. 2740. Л. 35, 36.
 

По всем основным эксплуатационным качествам проведенные испытания дали положительные результаты. Все основные агрегаты показали достаточную надежность и износостойкость.

Заключение за подписью инженеров-конструкторов гласило, что ГАЗ-51 явился надежной, экономичной и удобной в эксплуатации массовой машиной для народно-хозяйственного и армейского транспорта Советского Союза.

Обеспечение проходимости автомобилей по мягкой поверхности, особенно по снегу - было одной из важнейших задач. Поэтому целью программы очередных испытаний стала проверка возможности движения по снегу стандартного автомобиля ГАЗ-51, снабженного колесным двигателем, а также оценка маневренности и способности двигаться по пересеченной местности.

Испытания автомобиля ГАЗ-51 НАМИ на снежной целине и на затяжных подъемах полезной нагрузкой 2000 кг
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп.2-1. Л.10.

Испытания проводились в районе г. Дмитрова в начале 1961 г. Они показали, что автомобиль ГАЗ-51 с нагрузкой до 2 тонн устойчиво двигался по снегу любой глубины, причем движение было устойчивым и на затяжных подъемах.

Проекты, не рекомендованные к внедрению, также представляют интерес для исследователей и любителей истории автомобиля. Одним из примеров, может служить история с испытаниями крытого кузова ГАЗ-51, предложенного Министерством заготовок СССР. Она навсегда зафиксирована в архивных документах.

Крытым кузовом был оборудован один автомобиль ГАЗ-51. Крыша кузова, предназначенная для защиты перевозимого груза от атмосферных влияний (дождя, пыли) и в целях его сохранности, состояла из четырех створок.

Но результаты лабораторных и эксплуатационных испытаний свидетельствовали о неудобстве крытого кузова и трудностях в его обслуживании. Заключение гласило, что кузов не отвечает требованиям эксплуатации, недолговечный, неудобный и опасный в обслуживании. В виду всего изложенного в отчете кузов не был рекомендован к внедрению.

 
Общий вид автомобиля ГАЗ-51 с крытым кузовом
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д.3994. Л.3.
 Момент открытия двух сдвигающихся створок
Филиал РГАНТД.Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д.3994. Л. 4

Выпуск в 1950-е годы новой модели легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга» явился заметным шагом в развитии конструкции того времени. ГАЗ-20 устарел, ЗИМ был машиной представительского класса, а возросшие потребности людей и рост их материального благополучия требовали создания удобной и доступной автомашины.



Общий вид ГАЗ-21.
Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 4775. Л. 5

ГАЗ-21 «Волга» сошла с конвейера в 1956 году, сочетая в себе эффектный дизайн со стремительной формой кузова, гнутыми передними и задними стеклами, просторным салоном с сиденьями, раскладывающимися в постель.

«Волга» стала всеобщей любимицей. Дизайнеры специально для нее подбирали современные синтетические материалы ткани для оформления салона, институты разрабатывали новые ткани для обивки сидений, подбирались краски для окраски кузова, часто использовалось сочетание двух цветов. С участием «Волги» было снято более 60-ти художественных фильмов.

На международной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году «Волга» была удостоена «Гран при».

Последняя «Волга ГАЗ-21 сошла с конвейера в 1970 году. Всего было выпущено 63887 автомобилей.

После выпуска ГАЗ-21 «Волги» завод начал стремительно наращивать темпы в расширении модификаций этой машины. Появились: ГАЗ-24, с более изящными формами, просторным и комфортабельным салоном; ГАЗ-24-10 с кузовом «седан» и ее модификации (скорая помощь, такси, универсал); ГАЗ-3102; ГАЗ-3110. Последняя отличалась от всех предыдущих марок «Волги» измененным внешним видом (новый капот, задние крылья, крышка багажника) и возможностью установки в салоне таких усовершенствований, как электростеклоподъемники, кондиционер, подушки безопасности.

Заводом продолжали выпускаться машины представительского класса, например, ГАЗ-14 «Чайка» (1977г.). Эти машины имели 6-7 местный салон, высокий уровень комфорта, плавный ход.

Не отставали от времени и разработки грузовых автомобилей. После удачной разработки ГАЗ-51, последовали ГАЗ-53 (1965г.), ГАЗ-3306, (1994г.), ГАЗ-3307. Грузоподъемность с 2,5 т была увеличена до 4-4,5 т, повысился уровень комфорта автомобиля, улучшена обзорность. В конструкции двигателя происходили постоянные изменения в сторону повышения его надежности, снижения трудоемкости в ремонте, увеличения производительности, срока эксплуатации.

На базе ГАЗ-51 выпускались и полноприводные грузовые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-62, ГАЗ-63, ГАЗ-66. Создание последнего стало революционным этапом в развитии конструкции автомобиля данного класса не только в истории завода, но и в автомобилестроения страны. Многие технические решения, используемые в данном автомобиле, остаются современными до настоящего времени, обеспечивая ГАЗ-66 устойчивое преимущество перед зарубежными и отечественными аналогами по проходимости и динамике.

В настоящее время завод продолжает развиваться и разрабатывать новые современные модели автомобилей. Это автомобили будущего - с усовершенствованным дизайном кузова, салона, улучшением ходовых и скоростных характеристик.

Однако до сих пор на дорогах нашей страны встречаются автомобили марок ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-22, ГАЗ-51, ГАЗ-67, ГАЗ-69, вызывающие восхищение окружающих и особую гордость их обладателей.

 
ГАЗ-21 «Волга» ГАЗ-67  ГАЗ-М 20 «Победа»






 
ГАЗ-22 ГАЗ-69  ГАЗ-21 «Волга»

Участники ретропарада, организованного филиалом РГАНТД в г. Самаре в рамках выставки «Юбилейные автомобили марки «ГАЗ», проходившей с 21 по 24 ноября 2006 г.

Перечень марок автомобилей ГАЗ, на которые имеются документы в филиале РГАНТД

Автомобили:

ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-АА-82, ГАЗ-011, ГАЗ-М 1, ГАЗ-М-73, ГАЗ-М-415, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ММ-410, ГАЗ-11, ГАЗ-11-40, ГАЗ-11-73, ГАЗ-125, ГАЗ-12, ГАЗ-124, ГАЗ-12В, ГАЗ-20, ГАЗ-20А, ГАЗ-20Б, ГАЗ-21, ГАЗ-21А, ГАЗ-21ЮА, ГАЗ-21В, ГАЗ-21Д, ГАЗ-21И, ГАЗ-21КЮ, ГАЗ-21Л, ГАЗ-21Н, ГАЗ-21НЮ, ГАЗ-321 Ш, ГАЗ-321ПЮ, ГАЗ-21Р, ГАЗ-21С, ГАЗ-21СЮ, ГАЗ-21Т, ГАЗ-21Ю, ГАЗ-22, ГАЗ-22Б, ГАЗ-22В, ГАЗ-22Г, ГАЗ-22Д, ГАЗ-22Е, ГАЗ-30, ГАЗ-30А, ГАЗ-30Б, ГАЗ-31, ГАЗ-32, ГАЗ-32А, ГАЗ-32Б, ГАЗ-42, ГАЗ-42-120, ГАЗ-44, ГАЗ-44-120, ГАЗ-51А, ГАЗ-51АС, ГАЗ-51АУ, ГАЗ-51АЮ, ГАЗ-51Б, ГАЗ-51В, ГАЗ-51Д, ГАЗ-51Ж, ГАЗ-51И, ГАЗ-51ИУ, ГАЗ-51Н, ГАЗ-51Ш, ГАЗ-51ПЖ, ГАЗ-51ШУ, ГАЗ-51Р, ГАЗ-51РУ, ГАЗ-51ФА, ГАЗ-51Т, ГАЗ-51С, ГАЗ-51СЭ, ГАЗ-51Ю, ГАЗ-62, ГАЗ-63, ГАЗ-63А, ГАЗ-63АУ, ГАЗ-63АЮ, ГАЗ-63Д, ГАЗ-63Е, ГАЗ-63У, ГАЗ-63Э, ГАЗ-63ЭУ, ГАЗ-63ЭЮ, ГАЗ-63Ю, ГАЗ-64, ГАЗ-64-416, ГАЗ-64-125, ГАЗ-64-125Б, ГАЗ-67Б, ГАЗ-67-416, ГАЗ-72.

Танки: ГАЗ-060, Т-60, Т-80
Аэросани: ГАЗ-98
Гусеничная машина: ГАЗ-75
Плавающие автомобили: ГАЗ-011, ГАЗ-46
Самоходные артиллерийские установки: СУ-76 М, СУ-15

Литература по истории завода «ГАЗ» и созданию автомобилей этой марки, имеющаяся в справочно-информационном фонде (СИФ) филиала РГАНТД

КАТАЛОГ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53А. Горьковский автомобильный завод. М: «Машиностроение», 1983.
Каталог содержит краткую техническую характеристику и развернутые спецификации всех узлов и деталей автомобиля ГАЗ-53А, сгруппированных по конструктивным и функциональным признакам. В спецификациях указаны номера узлов и деталей, их наименование и количество. Иллюстрации конструктивных узлов и деталей, расположенных в порядке сборки, могут служить наглядным пособием при разборке и сборке механизмов и узлов автомобиля. Каталог является незаменимым справочным пособием при расчете и составлении заявок на запасные части.

УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А и ГАЗ-66: Учебное пособие. Ю.Н.Комаров, Г.В.Калишев, В.М.Романов.-М.: ДОСААФ, 1981.-318с., ил.
В пособии в соответствии с программой подготовки курсантов школ ДОСААФ изложен материал по устройству и эксплуатации автомобилей МАЗ-500 и ГАЗ-66 и конструктивным особенностям КрАЗ-257 и ГАЗ-53А.

АВТОМОБИЛЬ. Описательный курс. М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1955.
В учебнике дано систематизированное изложение вопросов устройства и работы автомобильного двигателя, электрооборудования, системы питания, трансмиссии, ходовой части и систем управления автомобиля. Одновременно рассмотрены вопросы общего устройства автомобиля в целом и основные положения, связанные с его движением.
Общие принципы устройства автомобиля иллюстрируются примерами выполненных конструкций механизмов автомобиля отечественного производства. В отдельных случаях приведены примеры зарубежных конструкций, представляющих интерес по схеме устройства или принципу действия.

КАТАЛОГ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ З И М
М.:Машгиз,1956.
Составитель: Конструкторско-экспериментальный отдел Горьковского автомобильного завода имени Молотова.
Каталог запасных частей легкового автомобиля ЗИМ содержит перечень деталей необходимых при ремонте автомобиля.

А Т Л А С КОНСТРУКЦИЙ ШАССИ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-51, ГАЗ-63,ГАЗ-63А. Чертежи узлов и рабочие чертежи деталей. Под общей редакцией Н.И.Борисова. М.: «Машгиз», 1957.
В атласе приведены сборочные и детальные чертежи узлов и деталей шасси автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ГАЗ-63А: сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданного вала, заднего моста, рамы, подвески, рулевого и тормозного управления, коробки отбора мощности и лебедки. Чертежи на малоизнашиваемые детали в атласе не приводятся.

Д В И Г А Т Е Л Ь АВТОМОБИЛЯ «В О Л Г А» (Модели ЗМЗ-21А, ЗМЗ-21Д, ЗМЗ-21Д1). Альбом чертежей. М.: ГОСИНТИ, 1964 .
Альбом чертежей двигателя автомобиля «Волга» включает общий вид и рабочие чертежи узлов и деталей двигателя, технические требования, предъявляемые к деталям и узлам двигателя, а также к исходным материалам, применяемым при изготовлении деталей двигателя.
В альбоме приводятся технические характеристики двигателя, включены данные о допусках на изготовление деталей, о чистоте обработки поверхности и другие данные, необходимые работникам ремонтных и эксплуатационных предприятий.

В О Л Г А. ГАЗ-24, ГАЗ-24-02, ГАЗ-24-03. КАТАЛОГ деталей автомобиля «Волга». М.: Запчастьэкспорт, 1984.
В каталоге дан перечень узлов и деталей легковых автомобилей.
Детали и нормали расположены по группам и подгруппам в нарастающем порядке, в соответствии с установленной для всех автомобильных заводов СССР единой семизначной системой.

К А Т А Л О Г деталей автомобиля «ВОЛГА» моделей ГАЗ-24, ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24-03.М.: «Машиностроение»,1980.
Каталог содержит техническую характеристику, развернутые спецификации и иллюстрации узлов и деталей, сгруппированных по конструктивному и функциональному признакам. В спецификациях указаны номера узлов и деталей, их краткое наименование и количество на автомобиль (в данной подгруппе). Каталог является справочным пособием при расчете и составлении заявок на запасные части.

АВТОМОБИЛЬ «Ч А Й К А» ГАЗ-14. Каталог деталей и сборочных единиц. М.: Запчастьэкспорт, 1980.
Каталог является справочным пособием при расчете и составлении заявок на запчасти и предназначается для предприятий и организаций, занимающихся ремонтом автомобилей «Чайка» ГАЗ-14. Каталог составлен на основе действующей технической документации по состоянию на 1 января 1978 года и охватывает всю номенклатуру деталей, которые могут потребоваться при эксплуатации и ремонте автомобиля «Чайка» ГАЗ-14.

А В Т О М О Б И Л И С Т-89,-90. Техника. Спорт. История.
Сборник. Сост. М.Г. Тилевич. - М.: Патриот.1990.
В сборнике опубликованы статьи специалистов и журналистов, пишущих на «автомобильные» темы, представлены новые модели автомашин советских и зарубежных марок, даны рекомендации по обслуживанию автомобилей и их эксплуатации, рассказывается об автомобильном спорте и истории автомобильного дела.

А В Т О М О Б И Л И С Т- 85. Техника. Спорт. История.
Сборник. М.:Издательство ДОСААФ СССР.1985.
Т о ж е. См выше.

Т Р А Н С П О Р Т, Э Н Е Р Г Е Т И К А И Б У ДУ Щ Е Е.
Мани Л.. Пер. с англ. - М.: Мир. 1987.
В популярной форме рассмотрены перспективы развития транспорта с учетом новейших достижений науки и техники. Обсуждаются вопросы уменьшения потребления нефтяных топлив различными видами транспорта, разработки новых источников энергии, безопасности и автоматизации движения.

Т Р А Н С П О Р Т: История. Современность. Перспективы. Проблемы.
И. Я.Аксенов. М.: «Наука»,1985.
На большом фактическом материале раскрываются тенденции развития транспорта и показываются достижения отечественного транспорта за годы Советской власти. Транспорт представлен как крупная, сложная отрасль народного хозяйства и огромная сфера для использования достижений науки и техники. Освещена техническая политика дальнейшего развития транспорта и основных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области в СССР и за рубежом.

А.Н Марков. Т Р А Н С П О Р Т СССР и основные этапы его развития. М.: Издательство «Наука», 1977.
Обобщается опыт развития транспорта СССР на различных этапах хозяйственного строительства, исследуются пропорции в развитии общественного производства и транспортной системы, отдельных видов транспорта и распределения перевозок между ними, освещается роль транспорта на современном этапе в размещении производства, развитии сельского хозяйства и экономической интеграции стран социалистического содружества.

Г О Р Ь К О В С К И Й А В Т О М О Б И Л Ь Н Ы Й З А В О Д.
М. «Мысль», 1981. Редакционная коллегия: И.И.Киселев, В.Я.Доброхотов, А.В.Новиков, Е.А.Паулкин, Ф.Д.Чинченко, Е.М.Щепетов.
В книге использованы фотографии Н.Н.Добровольского, а также иллюстрации из журнала «СССР на стройке», из фондов Центрального государственного архива кинофотодокументов, Горьковского областного архива и Музея трудовой славы ГАЗ.

А В Т О М О Б И Л Ь ГАЗ-51. Инструкция по уходу, г. Горький, 1955.

А В Т О М О Б И Л И ГАЗ-63 и ГАЗ-63А. Инструкция по уходу. г.Горький, 1967.

А В Т О М О Б И Л Ь ГАЗ-51А. Руководство по эксплуатации.
г. Горький, 1973.

А В Т О М О Б И Л Ь «ВОЛГА». ГАЗ-21Р и его модификации. г.Горький, 1969.

А В Т О М О Б И Л И ГАЗ-12, ГАЗ-12А и ГАЗ-12Б. Инструкция по уходу. г.Горький, 1960.

Г О Р Ь К О В С К И Й А В Т О М О Б И Л Ь Н Ы Й З А В О Д.
Производственное объединении «ГАЗ». Проспект, 1985.

ГАЗ. Производственное объединение ГАЗ. АЛЬБОМ. Внешторгиздат, 1978.
Автор альбома Н.Добровольский. Текст В. Кропотова.

ТРАКТОРЫ и АВТОМОБИЛИ. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы. Москва-Ленинград, 1950.
Учебник для техникумов механизации сельского хозяйства.

Составитель: вед. специалист отдела ИОПАД Сурнина М.К.

Все статьи

РГАНТД
РГАНТД