Главная → Использование → Выставки

Репортаж с открытия выставки «Дорога – это жизнь!»

Афиша       Фоторепортаж

«Железные дороги крайне необходимы для России, они, можно сказать, выдуманы для нее…», - эти слова известного русского инженера и ученого ХІХ века, первого министра путей сообщения России П.П. Мельникова стали эпиграфом историко-документальной выставки «Дорога - это жизнь!», открывшейся 1 декабря 2005 г. в Круглом зале Самарского историко-краеведческого музея (СОИКМ) имени П.В. Алабина.

Ее организаторами стали филиал Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД), Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Управление государственной архивной службы Самарской области и СОИКМ им. П.В. Алабина.

В экспозиции выставки использованы документы из фондов 7 федеральных и 2 областных архивов, а также экспонаты 2 музеев.

В экспозиции представлена история строительства и эксплуатации в ХІХ-ХХІ в.в. важнейших дорог России: Царскосельской, Николаевской, Самаро-Златоустовской (Куйбышевской), Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

Комплекс уникальных документов из фондов РГИА рассказывает о сооружении первой в России Царскосельской железной дороги, о строительстве и открытии движения по одной из лучших в мире (в середине ХІХ века) двухпутной железнодорожной магистрали Петербург-Москва.

Украшением экспозиции стали изображения пассажирских и товарных локомотивов и вагонов, созданных в 1850-1890-х г.г. в России специально для Николаевской железной дороги ( РГИА, РГВИА, филиал РГАНТД), акварельные рисунки форменной одежды служащих Николаевской железной дороги (РГИА).

Особое место в экспозиции заняли докладные записки различных должностных лиц на высочайшее имя: статского советника А.А. Абазы и главноуправляющего путями сообщений Клейнмихеля - Николаю І (РГИА), военных министров П.С. Ванновского и А.Н. Куропаткина, начальника Генерального штаба Ф.Ф. Палицына – Николаю ІІ (РГВИА). На полях документов сохранились многочисленные резолюции и пометы императоров цветными карандашами: «Прочел с горечью», «Очевидно», «Согласен».

Документы РГАЭ, ГАСО и СОГАСПИ подробно и ярко рассказывают о жизни Самаро-Златоустовской железной дороги на протяжении почти 100 лет (в 1936 г. дорогу переименовали в Куйбышевскую), убедительно показывают трудовые подвиги железнодорожников, их инициативы, творческий энтузиазм.

Своеобразным связующим звеном выставки между первыми железными дорогами и Самаро-Златоустовской магистралью стал Александровский мост. Этот мост через р. Волгу под Сызранью, построенный в 1880 году по проекту профессора Н.А. Белелюбского, стоит до сих пор.

В 80-90-х годах ХІХ в. в связи с необходимостью освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока со всей остротой встал вопрос о строительстве Транссибирской магистрали, ставшей эпохальным событием в жизни страны.

Изыскательскими и строительными работами на разных участках трассы руководили К.Я. Михайловский (Западно-Сибирский участок), Н.Г. Гарин-Михайловский и Н.П. Меженинов (Среднесибирский участок), А.Н. Пушечников (Забайкальский участок), О.П. Вяземский (Уссурийский участок), Г.В. Адрианов, И.В. Мушкетов, Е.Ю. Подруцкий и др. Изыскательские работы Транссиба представлены документами и фотографиями из фондов РГВИА и филиала РГАНТД.

С появлением Великой магистрали богатство и потенциал Сибири стали активно использоваться Россией, подтверждая слова М.В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».

Успех Транссиба породил множество проектов нового железнодорожного строительства в Сибири, общей идеей которых было создание второй широтной магистрали с выходом к Тихоокеанскому побережью. Этот проект положительно воспринимался как в дореволюционный период, так и в первые годы Советской власти. Название «Байкало-Амурская магистраль» впервые появилось в 1930 г. А с 1931 г. начались натурные изыскания по возможным направлениям трассы. Но из-за сложности природных условий, бездорожья, недостаточного финансирования полевых работ, даже к 1937 году окончательное направление трассы еще не было установлено. К началу 40-х годов было возведено несколько участков трассы, но начавшаяся Великая Отечественная война приостановила строительство. К проектированию БАМа вернулись в 60-е годы. К нему были привлечены многие научно-исследовательские и проектные организации, ряд видных ученых и специалистов. Координацию всех проектно-изыскательских работ осуществлял Мосгипротранс – генеральный проектировщик БАМа. На выставке представлены документы, фотографии, карты, перспективные планы строительства и развития БАМа до 2000 г. из фондов РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД.

Железнодорожный транспорт страны как основной вид путей сообщения имеет богатую историю и замечательные патриотические, трудовые и научно-технические традиции. Их не надо забывать. Нельзя строить новое, не зная своих корней, своего прошлого, не используя богатейшего опыта многих поколений тружеников стальных магистралей.

На открытие выставки собралось огромное количество народа – представителей научной общественности и средств массовой информации, архивистов, музейщиков, студентов и просто заинтересованных людей.

В своем вступительном слове директор СОИКМ им. П.В. Алабина Л.В. Кузнецова, отметила, что такой масштабности мероприятие в стенах музея проходит впервые и высказала надежду о дальнейшем сотрудничестве с архивистами.

Руководитель Управления государственной архивной службы Самарской области В.А. Белорусцев от лица Оргкомитета представил поименно всех участников выставки: РГАЭ, РГИА, РГВИА, РГАНТД, филиал РГАНТД, РГАНИ, РГАКФД, ГАСО, СОГАСПИ, СОИКМ имени П.В. Алабина и музей Куйбышевской железной дороги.

Высокую оценку выставке дал прибывший на открытие Руководитель Федерального архивного агентства В.П. Козлов, отметивший, что данная выставка может стать началом многочисленных совместных проектов периферийных архивов и музеев со столичными.

Эта мысль была поддержана председателем Совета директоров федеральных архивов, директором РГАЭ Е.А. Тюриной и директором филиала РГАНТД И.Н. Давыдовой.

С благодарностью организаторам выступил и.о. проректора Самарской государственной академии путей сообщения Б.Г. Иванов, подчеркнувший неоценимую роль подобных мероприятий в деле воспитания подрастающего поколения, отметивший редчайшую возможность знакомства с уникальнейшими документами из разных архивов, не выезжая из Самары.

Под удары станционного колокола была перерезана традиционная красная ленточка, гости вошли в экспозиционный зал, где их ждала экскурсовод, одетая в железнодорожную форму. Ее рассказ сопровождался показом видового фильма по истории железных дорог России ( из фондов РГАКФД).

Вниманию посетителей, кроме документов, были представлены различные предметы из музейных фондов: инструменты, фонари, кирки, масленки, разводные ключи; предметы верхней одежды ( от кителя путевого обходчика начала прошлого века, до современной, знакомой всем, оранжевой жилетки дорожных рабочих); головные уборы (от красной фуражки кондуктора до каски строителя БАМа). Особый интерес вызвали модели различных марок паровозов и локомотивов. Центральное место в экспозиции занял действующий макет железной дороги, выполненный умельцем из г. Отрадного Самарской области С. В. Андриановым.

Выставка состоялась, ее работа продлится до конца декабря.

О.С. Максакова.

РГАНТД
РГАНТД