Главная → Использование → Публикации документов

Архивные находки: сооружение московской окружной железной дороги: альбом исполнительных типовых чертежей 1903 - 1908 гг. Публикация документов в специальном выпуске научного альманаха «Телескоп: Государственной архивной службе России – 90 лет», стр.109-126.

В 2008 г. отмечается 100-летие Московской Окружной дороги1. А какова же история ее строительства?

Сооружение Московской Окружной железной дороги с самого начала осуществлялось в интересах города. Уже в середине XIX столетия многие дальновидные люди говорили о необходи­мости ее строительства. Первый проект купца Сушкина (1869 г.) был встречен с недоверием и даже с насмешкой. Однако еще несколько проектов строительства дороги были разработаны: инженерами Горчаковым и Пороховщиковым (1872 г.), Обществом Московско-Курской железной дороги, Обществом Рязанско- Уральской дороги (1897 г.), инженером Антоновичем (1897 г.)2.

И только 7 ноября 1897 г. на Особом совещании, прохо­дившем в присутствии императора Николая II, было признано желательным сооружение Московской окружной железной дороги, учитывая ее особую важность для первопрестольной. Город переживал промышленный бум. Москва превращалась в крупней­ший железнодорожный узел. Между вокзалами по всем десяти направлениям через центр везли свою поклажу около 20 тысяч ломовых извозчиков, создавая угрозу для жителей, устраивая зато­ры на улицах, вызывая жалобы клиентов на несвоевременную доставку грузов. Хорошо понятная сегодняшним горожанам картина.

А в 1898 г. «была созвана при Министерстве Путей Сооб­щения Комиссия под председательством Тайного Советника, ныне Товарища Министра, В.А. Мясоедова-Иванова3, имевшая заседания 2, 6 и 28 июля 1898 года; кроме этой Комиссии имели место еще две Подкомиссии: одна под председательством Директора Нико­лаевской дороги Тайного Советника П.П. Михальцева, заседавшая в июле 1898 года, а другая — под председательством вице-директора Департамента железных дорог К. К. Губера, имевшая заседания 10, 11 и 15 июля 1898 года»4.

Комиссия ВА. Мясоедова-Иванова выработала условия проектирования Московской Окружной дороги (были указаны точ­ки пересечения Московской Окружной дороги с существующими и строящимися железными дорогами), Подкомиссия П.П. Михальцева разработала технические условия для изыскания, а Подко­миссия К.К. Губера — условия эксплуатации дороги5.

7 августа 1898 г. состоялось высочайшее соизволение на производство изысканий дороги за казенный счет6.

Изыскания были начаты в начале сентября 1898 г. ин­женером П.И. Рашевским, назначенным впоследствии начальником работ по сооружению Московской Окружной железной дороги, действительным статским советником. В ноябре он представил ми­нистру путей сообщения князю М.И. Хилкову проект, по которому железнодорожное кольцо около 51 версты (54,4 км) опоясывало город, шло лесами, болотами, проходило по районам фабрик и заводов, по дачной местности, а также вблизи исторических райо­нов Москвы7. Дорога была предназначена для грузовых перевозок, а также для перевозки пассажиров, к услугам которых были пре­доставлены благоустроенные вокзалы (ст. Владыкино, Воробьёвы Горы (документ № 4), Петровско-Разумовская, Братцево, Серебря­ный Бор, Лихоборы и другие), в том числе для экскурсионных поездок вокруг столицы.

Николай II начертал на титульном листе проекта, что дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид.

В итоге для руководства при составлении проектов сооруже­ний и зданий дороги были привлечены лучшие технические силы: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщена! Н.А. Белелюбский8, спроектировавший фермы моста через р. Москву; профессор Императорского Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков9, по проекту которого построены два арочных моста через р. Москву (документ № 2); профессор Импе­раторской академии художеств А.Н. Померанцев10, спроектировав­ший и разработавший художественную отделку опор арочных мос­тов (документ № 2) и порталов Алексеевского моста (документ № З).11

Первый участок, 7 верст, был готов в июле 1904 г. Это был перегон от Павелецкой линии к станции Канатчиково.

Под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова12 были построены 17 вокзалов (документы № 4, № 5) в едином стиле — из красного кирпича с белой отделкой, а также дома для персонала станций, столовые, казармы, кузницы, мастерские. В зданиях были установлены голландские и русские печи, точные часы фирмы «Павел Буре», по которым москвичи сверяли время.

В 1908 г. дорога перешла в ведение Николаевской железной дороги13. В июле новенький паровоз серии 0в100714 окропили святой водой, и великая княгиня Елизавета Федоровна15, супруга генерал-губернатора перерезала ленту с надписью «Открытие Московской окружной железной дороги. 19 июля 1908 года». Затем грянуло ликующее «Ура!» и оркестр, как в честь большого празд­ника, трижды исполнил национальный гимн.

С 20 июля 1908 г. было открыто регулярное движение по­ездов. В сутки проходило четыре поезда. Схема движения была такова: поезда выходили с Николаевского вокзала16, отправлялись через Московско-Брестскую дорогу на станцию Пресня Окружной дороги. До этого места каждый поезд шел двойной тягой. Здесь его разъединяли: один паровоз ехал «по часовой стрелке», другой — в противоположную сторону; каждый тащил за собой состав из трех вагончиков. Обогнув кольцо, оба поезда опять возвращались на Пресню, здесь объединялись в один и возвращались на Московско- Брестскую дорогу.

К открытию дороги были изданы путеводители и альбомы по Московской Окружной железной дороге с историей Москвы и описанием исторических памятников и торгово-промышленных заведений, находящихся в окрестностях Москвы и прилегающих к кольцу дороги, с рисунками и картой.

После окончания строительства Управлением по соору­жению Московской окружной дороги были изданы «Альбом ис­полнительных типовых чертежей. 1903—1908 гг.», «Отчет по по­стройке Московской Окружной железной дороги. 1903—1908 гг.», экземпляры которых находятся на хранении в филиале РГАНТД.

«Альбом исполнительных типовых чертежей. 1903—1908 гг.» предназначался для подарков руководителям строительства и вы­сокопоставленным чиновникам. В этом уникальном альбоме при­веден большой цветной план города и дороги (документ № I)17, дана историческая справка о сооружении Московской Окружной железной дороги, статья о коммерческом значении и техническое описание различных ее частей: земляного полотна, временных деревянных сооружений, искусственных сооружений (труб, про­ложенных под железной дорогой), каменных опор мостов (доку­менты № 2, № 3) и металлических конструкций, строения путей, расположения путей и зданий на станциях (документы № 4, № 5). Отдельные разделы посвящены принадлежностям станций, устрой­ству гражданских сооружений (документы № 6, № 7), типам окон и дверей, печному (документ № 8) и водному хозяйству, водоснаб­жению и нефтеснабжению дороги, меблировке зданий (документ № 9), схемам телеграфной и телефонной сетей (документ № 10), внутреннему освещению (документ № 11), описаны паровозные здания и мастерские. В альбоме собраны чертежи, планы, виды всех строений на Московской Окружной дороге, приведены снимки с фасадов станций, даны их литографированные планы и виды.18

В «Отчете по постройке Московской Окружной железной дороги. 1903 — 1908 гг.», составленном инженерами П. Рашевским, Е. Гибшман, главным бухгалтером А. Пешекеровым, приводятся «Пояснительная записка к отчету по постройке дороги», «Общий свод стоимости постройки дороги» (документ № 12), «Сравнитель­ная ведомость стоимости работ, поставок и расходов по постройке дороги», «Баланс счетов Управления по постройке дороги с прило­жениями» и др.19

Московская Окружная дорога объединила тогдашние мос­ковские пригороды. Все ее станции с прилегающими к ним много­численными сооружениями и два остановочных пункта («Поты- лиха» и «Военное поле») возводились по единому архитектурному замыслу. Московскую Окружную железную дорогу называли од­ним из грандиознейших и красивейших сооружений России.

В публикацию включены 11 документов из «Альбома исполнительных типовых чертежей. 1903 — 1908 гг.», документ № 12 из «Отчета по постройке Московской Окружной железной дороги. 1903 — 1908 гг.», типографские копии.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии С.А. Рыжковой.








План Московской Окружной
железной дороги.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
 Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 18.
Каменные опоры арочного
императора Николая II моста.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 37об.
Каменные опоры
Алексеевского моста.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 39об.






        Пассажирское здание      
на ст. Воробьевы горы.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 54об.
         Пассажирское здание             
на ст. Пресня.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
 Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 57об.
Дом для кондукторских бригад.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 76об.






Сторожевой и двойной сторожевой дома.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 80об.
Типы голландских изразчатых печей для
жилых домов и пассажирских зданий.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 87об.
Меблировка пассажирских зданий.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 89.






Схемы телеграфной и телефонной сетей
Московской Окружной железной дороги.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 111.
Типы люстр, ламп, фонарей
Московской Окружной железной дороги.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-787.
Оп. 2-4. Д. 14б. Л. 113об.
Общий свод стоимости  сооружения
Московской Окружной железной дороги.
Филиал РГАНТД. Ф. 6.
Оп. 1-4. Д. 10. Л. 48об.-49

  

1    Московская Окружная железная дорога — Малое кольцо Москов­ской железной дороги / Малая Окружная железная дорога.

2    Филиал РГАНТД. Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 10. Л. 6, боб.

3     Мясоедов-Иванов Виктор Андреевич — управляющий Курско- Харьковско-Азовской железной дорогой, товарищ министра путей сообщения.

4    Филиал РГАНТД. Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 10. Л. 7.

5    Там же.

6    Там же.

7    Филиал РГАНТД. Ф. Р-787. Оп. 2-4. Д. 146. Л. 5об.

8  Белелюбский Николай Аполлонович (1845 - 1922) — российский инженер и ученый в области мостостроения, строительной меха­ники, материаловедения. По проектам Белелюбского построены крупные металлические ж.-д. мосты через Волгу, Днепр, Обь и др. Под его руководством разработаны методы испытания строймате­риалов, нормы и технические условия на железобетонные работы.

9   Проскуряков Лаврентий Дмитриевич (1858 — 1926) — российский ученый в области мостостроения и строительной механики, про­фессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через р. Нарву, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчета мостовых ферм.

10 Померанцев Александр Никанорович (1848/49 — 1918) — российский архитектор. Большепролетные металлические конструкции сочетал с архитектурным декором в псевдорусском стиле.

11   Филиал РГАНТД. Ф. Р-787. Оп. 2-4. Д. 146. Л. 7об.

12  Марковников Николай Владимирович (1869 — 1942) — архитектор, археолог. Учился в петербургской Академии художеств (1888—1892). Основатель первых женских технических и строительных курсов (1905—1916) и архитектурного отделения Женского политехнического института в Москве. Главный архитектор Кремля в 1914—1919, руководил реставрацией стен и башен, в 1918 — переоборудованием помещений для правительственных учреждений. По проектам Марковникова построены многие сооружения Малой Окружной железной дороги (ныне Малое кольцо Московской железной дороги, 1903—1910), а также посёлок Сокол, где была предпринята одна из первых попыток разработать для индивидуальных застройщиков типовые решения домов с применением сборных деталей из дешёвых строительных материалов — дерева, кирпича, шлакобетона (1923). С 1930 г. возглавлял в Гипрогоре отдел жилищного строительства.

13   Николаевская железная дорога — ныне Октябрьская железная дорога.

14  История паровоза серии «О» началась в 1889 г., когда известный русский инженер В. Лопушинский совместно с конструкторами Коломенского машиностроительного завода разработал проект паровоза с колесной формулой 0-4-0. Серия «Ов» товарного паровоза «Нормального типа 1901 года» в начале XX века была принята в качестве основного типа императорских железных дорог, а индекс «в» означал, что на паровозах применено улучшенное парораспре­деление системы Вальсхарта.

15   Елизавета Федоровна Романова (01.11.1864 — 18.07.1918) - великая княгиня. Дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и супруга (с 1884) великого князя Сергея Александровича (московский генерал-губернатор). После его убийства (04.02.1905) посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. После Октябрь­ской революции 1917 г. арестована (1918) и вместе с другими Рома­новыми вывезена в город Алапаевск, где в ночь с 17 на 18 июля 1918 г. сброшена живой в шахту рудника.

16   Николаевский вокзал — ныне Ленинградский вокзал в г. Москве.

17  Кроме того, план Московской Окружной железной дороги, составленный в 1903 г., приводится в фонде 6 (Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 8), но в силу больших размеров его невозможно опубликовать.

18   Филиал РГАНТД. Ф. Р-787. Оп. 2-4. Д. 146.

19   Филиал РГАНТД. Ф. 6. Оп. 1-4. Д. 10.

Все публикации

РГАНТД
РГАНТД