Главная → Использование → Публикации документов

«История Коломенского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны в фотографиях»

Период Великой Отечественной войны - особая страница в истории нашей страны. На фронте шли ожесточенные бои, советские солдаты, не щадя себя, сражались до последнего вздоха. Но и труженики советского тыла каждый день совершали подвиг во имя Победы. Об этом свидетельствуют архивные документы. Так, документы фонда Коломенского орденов Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени тепловозостроительного завод имени В.В. Куйбышева (Ф.Р-201) рассказывают об организации, развитии и совершенствовании производства танков, артсамоходов и другой боевой продукции, освоенной и выпускавшейся коллективом предприятия в годы Великой Отечественной войны, а также о нелегком труде и быте его рабочих.

С первых дней войны завод перестроился на выпуск боевой продукции за счет сокращения производства паровозов и дизелей (поршневых двигателей внутреннего сгорания). Резко увеличился выпуск боеприпасов (головок и корпусов авиабомб, корпусов снарядов), которые до этого завод производил в небольших количествах. Завод получил задания и по новому для него производству – изготовлению корпуса мин «М-13», спарки гвардейских минометов «М-13» (несколько минометов, объединенных в единую конструкцию) и платформы для зенитных 37 мм орудий. Основная трудность при реализации полученных заданий заключалась в том, что завод не имел ни опыта в массовом производстве, ни соответствующего оборудования. Эти трудности были преодолены стремлением всего коллектива во что бы то ни стало выполнить задания фронта. На универсальном и крупногабаритном оборудовании паровозного, в особенности дизельного цеха, производившем до этого детали крупных локомотивов и дизелей, была налажена операционная обработка деталей спарок и платформ.

Первой конструкцией, выпущенной заводом для фронта, был бронепоезд «За Сталина». Бронепоезд и его команду провожал весь завод. При передаче бронепоезда Красной армии прошел митинг. О дальнейшей судьбе бронепоезда в документах не говорится. Не указаны и точные даты  изготовления и отправки бронепоезда на фронт. Известно, что 14 октября 1941 г. (дата также не точна, по разным версиям – 10 или 13 октября) на 174-м км между станциями Колесники и Гжатск (Московская железная дорога, участок Можайск - Гжатск) бронепоезд попал в засаду и в первом же бою был уничтожен немецкими танками. Машину даже не успели зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии — то есть бронепоезда по документам просто не было.

В начале октября 1941 г. немецкие войска находились уже недалеко от Москвы, и было принято решение об эвакуации завода. Основная часть работников и оборудования завода подлежала эвакуации в г. Киров. В г. Молотов (ныне г. Пермь) эвакуировалось производство боеприпасов, а в г. Красноярск – производство платформ для зенитных орудий.

Базой для вновь организуемого завода в г. Кирове был определен завод «Имени Первого мая» (сейчас ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»  - это современное, динамично развивающееся предприятие, основным направлением деятельности которого является разработка, проектирование и изготовление дизель-электрических и гидравлических кранов, а также путевых машин для строительства, ремонта и текущего содержания магистральных железных дорог и подъездных путей промышленных предприятий). Было освоено производство реактивных минометов «Катюша» и снарядов к ним, танков Т-60 и самоходок СУ-76. Кроме коломенцев к работе подключились около 250 кировских молодых рабочих, из которых 85 % были девушки. Через 3 месяца, благодаря квалифицированной подготовке, которую организовали опытные мастера, эти молодые рабочие уже соревновались по производительности с кадровыми. В августе 1942 г. завод разрабатывал самоходные пушки и проводил их испытания.

В 1944 г. Коломенский паровозостроительный завод из г. Кирова перебазировался в г. Харьков на территорию трижды орденоносного харьковского завода № 75 Наркомата танковой промышленности (до 1939 г. - Харьковский паровозостроительный завод, до 1960-х - машиностроительный завод № 183 и его филиал завод № 75, сейчас Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, выпускающий двигатели, тепловозы и танки). Харьков и территория заводов № 75 и № 183 были дважды заняты немцами – 24 октября 1941 г. и 14 марта 1943 г. К моменту окончательного освобождения г. Харькова Красной армией заводы № 75 и № 183 представляли собой груды развалин. Рабочие и инженерно-технические работники на своих участках работали по очистке площадей от завалов и производили ремонт окон, дверей, крыш и стен. Ремонтных строительных материалов не было. Была разобрана часть деревянных бараков и сараев, находившихся на территории завода, и это служило материалом для строительных работ. Для восстановления машин нужен был ремонтный фонд в виде деталей и узлов, которых завод не мог изготавливать. Был организован сбор механизмов и деталей на полях сражений с разбитых и не подлежащих ремонту танков – таким образом, был значительно восполнен недостаток деталей. Завод также оснащал армию боевой техникой, собирая мощные гусеничные арттягачи.

Одной из форм мобилизации коллектива на выполнение производственных задач являлась хорошо организованная наглядная агитация. На территории восстановленного завода и в цехах были установлены газетные витрины, витрины для стенгазет, доски показателей хода соревнований цехов. С целью удовлетворения культурных запросов работающих был восстановлен клуб завода, при клубе созданы библиотека и читальня. Большую работу завком профсоюза провел по восстановлению заводского Дворца культуры. Была проведена заводская художественная олимпиада, в которой участвовало 19 цеховых кружков самодеятельности.

Учитывая необходимость создания условий для воспитания и оздоровления детей, были восстановлены разрушенные оккупантами детские учреждения, например, детский санаторий «Высокое» на 270 человек.

День Победы был встречен общим торжеством всего завода. 9 мая в 8 ч. утра все собрались на общезаводской митинг со знаменами, песнями и радостью в сердцах.

Публикацию подготовила ведущий специалист отдела ИОПАД Е.С. Богданова


Корпус снаряда. 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 12.



 

Спарка миномета М-13. 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 3.


 

Бронепоезд «За Сталина». 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 4. Л. 1, 1а.



Команда бронепоезда «За Сталина». 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 20.


 

Митинг у бронепоезда «За Сталина». 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 20а.




Продукция завода периода эвакуации: гранаты и противотанковые ежи. 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 36, 36 а


 


Технолог-орденоносец А.И. Потапов обучает девушку-комсомолку контролю качества деталей. 1942 г.
Место съемки: г. Киров, завод «Имени Первого мая»
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 104.



Фрезеровка наборными фрезами крышки люка водителя танка. 1942 г.
Место съемки: г. Киров, завод «Имени Первого мая»
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 187.



 

Комсомолец слесарь-сборщик цеха № 100 Н. Березин. 1944 г.
Место съемки: г. Киров, завод «Имени Первого мая»
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 214.



 

Самоходная установка СУ-12. 1942 г.
Место съемки: г. Киров, завод «Имени Первого мая»
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 4. Л. 34.



 

Самоходная установка СУ-15. 1942 г.
Место съемки: г. Киров, завод «Имени Первого мая»
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 4. Л. 38.



 

Самоходная установка ОСА-76. 1942 г.
Место съемки: г. Киров, завод «Имени Первого мая»
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 4. Л. 86








Разрушенный завод № 75 после  оккупации г. Харькова. 1943 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 4, 4а, 4б, 5, 5а.




 

Танки, прибывшие с полей сражения для ремонта. 1943 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 14.




 

Отправка эшелона с готовой продукцией завода. 1943 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 14а.



 

Рабочая Порхоменко за изготовлением деталей танков. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 72.



 

Рабочий Ткаченко за изготовлением деталей танков. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 72а.



 

АТ-45 буксирует артсистему по территории завода. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 74.



 

Первая опытная партия арттягачей на заводском дворе. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 85



 

Наглядная агитация. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 203, 218, 219.



 

Молодежный коллектив художественной самодеятельности цеха № 620. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 231.



 

Выступление кружка художественной самодеятельности. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 199.



 

Прогулка детей в санатории «Высокое», восстановленном после оккупации. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 207.



 

Общезаводской митинг в День Победы 9 мая 1945 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 96.


Все публикации

РГАНТД
РГАНТД