Главная → Использование → Публикации документов

Сверхреволюционный автомобиль НАМИ-013. Публикация документов в 27 выпуске научного альманаха «Телескоп», стр. 190-226.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 190

В отечественной автомобильной промышленности Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) всегда занимал ведущее место. Его конструкторским коллективом в содружестве с другими предприятиями автомобильной отрасли были созданы и испытаны многие модели автотехники, в результате чего жизнедеятельность и оборона страны были обеспечены автомобильной техникой преимущественно отечественного производства. Ряд перспективных моделей и конструкторских решений не могли быть освоены отечественной промышленностью, т. к. они надолго опережали время, в которое были разработаны.

В1950 г. дизайнерами НАМИ В. И. Арямовым1, Ю. А. Долматовским2, К. В. Зейвангом3 был создан первый оригинальный послевоенный, авангардный по стилистике и конструкции экспериментальный автомобиль среднего класса НАМИ-013. Автомобиль сочетал в себе немало необычных решений, среди которых были: заднее расположение силового агрегата; двигатель с верхними выпускными и нижними выпускными клапанами; автоматическая трансмиссия НАМИ-ДК; независимая пружинная подвеска колес; бездисковые колеса; радиатор в переднем бампере.

По тем временам машину можно было считать сверхреволюционной. НАМИ-013 имел три ряда сидений, несущим был кузов, а не рама, как на всех других автомобилях. Даже на Западе к этому времени ни о чем подобном даже не слышали.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 191


Работа над НАМИ-013 велась в двух направлениях: «проектирование экспериментального обтекаемого кузова» и «самоходная платформа для испытания перспективных агрегатов». Первый вариант, разработанный Ю. А. Долматовским, единодушно забраковали — он выглядел слишком необычно. Как должен выглядеть автомобиль вагонного типа на 6 пассажиров не знал никто, поэтому пришлось устраивать конкурс среди художников-конструкторов, потом делать коллективный проект.

На автомобиле впервые была применена гидромеханическая трансмиссия, разработанная в НАМИ. На вагонном автомобиле она была уместной, т. к. водитель сидел далеко впереди перед передними колесами, а двигатель и коробка передач находилась за задней осью. Если бы коробка была механической, то из-за чрезмерной длины тяг достичь переключения скоростей было бы невозможно. Первый отечественный автомат снимал эту проблему.

История работ над НАМИ-013 была чередой серьезных проблем, которые приходилось решать в срочном порядке. Например, когда кузов изготовили и смонтировали на шасси, оказалось, что из-за того, что двигатель размещен сзади машины, он сильно перегревается. Было принято «аварийное» решение: из разрезанного пополам бидона по бокам автомобиля сделали «уши». В дальнейшем было принято оригинальное решение, заключающееся в том, что в переднем бампере были сделаны прорези, а охлаждающие трубки шли по всему автомобилю к двигателю. Возможно, в дальнейшем это создало бы дополнительные трудности при пуске автомобиля в серию, но, к сожалению, дальше выпуска одного опытного автомобиля дело не пошло. Имея просторный салон, возможность развернуться на маленьком пятачке земли, автомобиль был маломощным и шумным.

В 1951 г. на опытном заводе института был изготовлен кузов НАМИ-0134, а в 1952 г. произведены испытания и доводка агрегатов автомобиля, в целом работы были выполнены на 95,0 %5.

Этому перспективному автомобилю, содержащему в себе огромное, по тому времени, количество всевозможных «ноу-хау»,



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 192


 не суждено было выйти в серийное производство, он так и остался всего лишь платформой для испытания различных деталей. После проведения испытаний автомобиль, изготовленный в единственном экземпляре, разрезали автогеном и сдали в металлолом.

В 1950-е гг. легковые автомобили с вагонной компоновкой не получили своего дальнейшего развития из-за отсутствия продуманной конструкции кузова. И в нашей стране, и за рубежом эти автомобили имели необычный фантастический облик, непривычный для обычного человека.

«Вагонная» компоновка автомобилей в дальнейшем была использована для проектирования и изготовления автомобилей в Западной Германии, Англии, США. В СССР данная компоновка с успехом была применена на микроавтобусах «УАЗ» различного назначения, автобусах «ПАЗ» и современных городских автобусах.

Предлагаемая публикация документа по испытаниям автомобиля НАМИ-013 подготовлена по материалам фонда Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, находящегося на постоянном хранении в филиале РГАНТД (Ф. Р-351). Впервые публикуется технический отчет «Экспериментальные работы по легковому автомобилю среднего класса с вагонной компоновкой» за 1953 г., в котором нашли отражение работы по проектированию, изготовлению и испытанию автомобиля, его технические характеристики, заключительные выводы и перспективы развития автомобилей с вагонной компоновкой, как в нашей стране, так и за рубежом. Отчет публикуется полностью. Вероятно, по данной теме было подготовлено несколько отчетов, поскольку данный отчет явно сформирован из нескольких разных отчетов и имеет ряд особенностей. Текстовая часть отчета представлена на кальках (л. 2—6, 15—19,21,24,35,38—40,42—48), а фотографии размещены на синьках (л. 7-14,20,22—23,25-34,36—37,49—56). Не обозначено начало разделов 1 и 2, отсутствует пункт 8з 6 раздела, имеются большие провалы в тексте внутри разделов. В нумерации листов отчета имеются большие пропуски, не соблюдается порядок нумерации иллюстраций, а некоторые из них не пронумерованы



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 193


вовсе. Часть иллюстраций, на которые есть ссылки в тексте отчета, отсутствует (рис.19,20,29, 30,73,75). Из приложений к отчету имеется только приложение № 5. Приложения № 1—4 отсутствуют. Однако, это единственный отчет, посвященный работам по НАМИ-013 и, в целом, дает достаточно полно представление о проделанных работах по уникальному проекту.

Археографическая подготовка документа проведена в соответствии с «Правилами издания исторических документов» (М., 1990). Текст документа передан с учетом современной орфографии и пунктуации, но с сохранением всех стилистических особенностей. В документе сохранено выделение текста шрифтом и подчеркиванием. Неясности, неисправности текста оговорены в текстуальных примечаниях, там же дана расшифровка некоторых терминов. В квадратных скобках восстановлены части слов или полностью пропущенные. Отсутствующие части текста документа отмечены отточиями. Публикуемые схемы и фотографии, относящиеся к тексту документа, помещены по месту расположения в отчете. Часть иллюстраций, указанных в тексте, не публикуется (рис. 17, 32, 34, 35, 72 по тексту отчета и рис. 1, 2, 5—8 приложения № 5). Документ снабжен редакционным заголовком, в котором указана его разновидность, авторы, краткое содержание, место и дата создания документа. Сведения о подлинности и способе воспроизведения содержатся в легенде. Здесь же указаны и поисковые данные.

Публикация подготовлена
Л. Е. Антоновой
______________________________________________________________

1Арямов Владимир Иванович (1924—1985) — российский автомобильный дизайнер. Принимал участие в создании дизайна автомобилей ГАЗ-20 «Победа», НАМИ-013, ИМЗ-А50 «Белка», ИЖ-ТЭ.
2Долматовский Юрий Аронович (1913—1999) — российский конструктор, основоположник отечественного автомобильного дизайна. Автор книг об истории автомобилестроения, статей и учебных пособий. Брат поэта Евгения Долматовского. Учился в специальной школе с инженерно-конструкторским уклоном. Окончил Московский поли-


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 194



графический институт, а затем экстерном Московский автомеханический институт. В конце 1920-х гг. начал работать в конструкторском бюро. Позже по его эскизам были построены штучные кузова легковых автомобилей. В 1936 г. совместно с А. И. Пельтцером и Г. П. Петровым разработал проект малолитражки «ПДП». В 1939— 1941 гг. работал на автозаводе «ЗИС», с 1943 г. руководил конструкторским бюро кузовов НАМИ. В 1963—1970 г. был начальником отдела наземного колесного транспорта ВНИИТЭ. В 1970—1987 гг. занимался разработкой электромобилей в НИИАТе. Среди самых знаменитых проектов Ю. А. Долматовского автомобили НАМИ-013, «Белка», «Макси».

3Зейванг Константин Владимирович — старший инженер НАМИ.

4Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 251. Л. 54

5Там же. Д. 220. JI. 1.



Технический отчет директора института НАМИ А. В. Осипяна
и его заместителя по научной работе И. С. Козловского
 об экспериментальных работах по легковому автомобилю
среднего класса с вагонной компоновкой


Москва                                                                                                                                                                                                                                                         1953 г.

Аннотация

В отчете дано описание доводки и испытаний опытного 6—7 местного легкового автомобиля среднего класса с вагонной компоновкой (НАМИ-013), проведенных в 1953 г. и подведен итог всей работе над этим автомобилем за ряд лет.

Компоновка автомобиля отличается от компоновки обычных легковых автомобилей т[ак] н[называемой] «каплеобразной» формой кузова с расположением сидения водителя в самой передней части, остальных пассажирских сидений — в пределах колесной базы, а силового агрегата — в задней части. В соответствии с такой компоновкой на автомобиле применена независимая подвеска, как передних, так и задних колес, задний мост с двухшарнирными приводными валами, колеса сравнительно малых размеров. Двигатель создан на базе двигателя ГАЗ-20М1 и форсирован путем применения верхних выпускных клапа-



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 195


нов, изменения трубопроводов и повышения степени сжатия до 63*л. с. при 4100 об/мин.

По замыслу такой автомобиль должен быть легче и экономичнее обычных (равной вместимости) в связи с малой длиной (благодаря лучшему использованию пространства), обтекаемой формой кузова и сравнительно небольшими размерами, весом и мощностью двигателя.

Задачи работы 1953 г. состояли в доводке образца по материалам испытаний 1952 г., в оценке его компоновки в сравнении с компоновкой обычных автомобилей и, в особенности, в обеспечении удобства посадки и удовлетворительной характеристики колебаний на переднем сиденье, расположенном над колесами, а также в установлении причин повышенной шумности автомобиля и в определении путей устранения шума.

Оценка компоновки опытного автомобиля затруднена тем, что ряд агрегатов и деталей выполнен с существенными отклонениями от проектных, весовых и технологических требований, на низком производственно-качественном уровне. Сравнение с серийными отечественными автомобилями затруднено также из-за наличия на автомобиле автоматической коробки передач.

Тем не менее, путем ряда сопоставлений удалось провести необходимые сравнения и оценку...

...Продольный размер пассажирского помещения НАМИ-013 на 80 мм больше, чем у автомобиля ЗИМ2, а вертикальные размеры примерно одинаковые. Переднее сиденье двухместное, заднее сиденье — трехместное, причем размер заднего сиденья по подушке на 300мм больше, чем у ЗИМ, но расстояние в плечах пассажиров одинаковое; откидные сиденья взяты от автомобиля ЗИС-1103.

Автомобиль НАМИ-013 короче, чем ЗИМ по кузову — на 338 мм, что достигнуто (как и увеличение продольного размера пассажирского помещения), в основном, за счет сокращения продольного размера багажника (при емкости 3 чемодана).



______________________________________________________________

*Исправлено от руки.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 196



Вес образца автомобиля в снаряженном состоянии 1782 кг. Уменьшение веса по сравнению с весом автомобиля ЗИМ, весящего 1960 кг, получено в результате применения более легкого двигателя* (примерно, на 36 кг), колес** малого диаметра (дающих облегчение на 44 кг), на 23 кг меньшего запаса топлива (при равном с ЗИМ запасе хода) на 28,4 кг меньшего веса поставленного вместо стекол плексигласа и на 44,6 кг меньшего веса обивки и шумоизоляции.

На автомобиле НАМИ-013 более тяжелыми по сравнению с автомобилем ЗИМ выполнены: корпус кузова (на 28 кг), система охлаждения (на 19 кг), задний и передний мосты (на 33,5 кг), рулевое управление (на 5,7 кг), передние, задние и откидные сиденья (на 20 кг). С другой стороны, ряд узлов и деталей на автомобиле НАМИ-013: глушитель, отопление, детали оборудования, аккумулятор (от автомобиля «Победа»), разные педали, тросы и тяги — выполнены более легкими. Проведенное взвешивание показало, что за счет этих узлов и деталей облегчение в общей сложности получается равным около 84 кг.

При серийном выполнении вес автомобиля должен измениться — увеличиться, например, за счет веса стекла вместо поставленного на образце плексигласа, некоторых усилителей кузова и дополнительной шумоизоляции, а, с другой стороны — уменьшиться за счет сидений, ряда деталей ходовой части, уменьшение опайки и т. д.

Распределение веса по осям НАМИ-013 практически не отличается от автомобилей ЗИМ и «Победа», и лучше, чем у заднемоторных автомобилей типа «Татра»4.

Обтекаемость автомобиля (производилась продувка моделей) несколько лучше, чем у автомобилей ЗИМ и «Победа». При ходовых испытаниях это не проверялось.



______________________________________________________________

*Примененный двигатель по мощности и литражу /63 л. е., 2, 12 л/ оказался недостаточным для получения высокой динамики автомобиля (Примеч. док.).
**Примененные колеса малого диаметра были рассчитаны на первоначальный проектный вес автомобиля, примерно 1250 кг (Примеч. док.).



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 197



При заезде по шоссе со скоростью около 70 км/час автомобиль расходует 10,7 л топлива на 100 км/час (ЗИМ — 13,6 л/100 км). Однако этот расход топлива получен при установке на автомобиле двигателя, недостаточного как по мощности, так и по литражу (63 л. c.; 2,12 л), что отрицательно сказывается на динамике автомобиля.

Автомобиль имеет недостаточную для машины среднего класса динамику. Наибольшая скорость при полной нагрузке по шоссе — 113 км/час, разгон соответствует, примерно, разгону автомобиля «Победа».

Обзорность автомобиля лучше, чем у обычных автомобилей. Однако, вследствие отдаленности места водителя от борта кузова, затруднено наблюдение за дорогой при движении автомобиля задним ходом.

Маневренность автомобиля такая же, как у ЗИМ, но возможно ее улучшение при иной конструкции переднего моста и при тех же размерах колесных кожухов.

Проходимость автомобиля недостаточная и ограничивается большой величиной переднего свеса.

По переднему сидению установлено, что ширина подушки недостаточная, а доступ к сиденью затруднен (вследствие расположения колесных кожухов по бокам сиденья и отчасти из-за неудачной навески дверей), несмотря на применение вырезов в полу и крыше кузова, позволяющих в известной мере обходить кожуха колес.

В части колебаний на переднем сиденье проведенные экспериментальные работы позволили добиться величин вертикальных ускорений при движении автомобиля по булыжной дороге, близких к величинам ускорений на заднем сиденье автомобиля «Победа». Это достигнуто за счет некоторого увеличения жесткости подвески, применения на передней оси 4-х амортизаторов и снижения давления в шинах. Однако по сравнению с передним сиденьем автомобиля «Победа», а особенно автомобиля ЗИМ ускорения остались большими.

Комфортабельность заднего отделения кузова, как в части колебания, так и в части размеров — хорошая, но имеет место



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 198


повышенная шумность в кузове, объясняющаяся недостаточной шумоизоляцией и, частично, повышенной шумностью двигателя.

Устранение продольных раскачиваний автомобиля, свойственных автомобилям с короткой базой, достигнуто применением 4-х амортизаторов и передней подвески автомобиля.

Охлаждение двигателя решено неудачно в связи с отдаленным расположением радиатора от двигателя, вероятностью замерзания воды в трубах, идущих от двигателя к радиатору, и расположением радиаторов (двух) в буфере.

Доступ к багажнику (только внутри автомобиля) затруднен. Запасное колесо и инструмент удовлетворительно размещен вне багажника.

Таким образом, работы по автомобилю НАМИ-013 позволили выявить в достаточной степени преимущества и недостатки вагонной компоновки в применении ее к легковому автомобилю среднего класса.

Вагонная компоновка обеспечивает некоторое уменьшение габаритов (и, следовательно, улучшение использования пространства), обтекаемости и обзорности, удобства задних сидений и маневренности автомобиля.

В связи с этим сопоставлением качеств, вагонная компоновка целесообразна для автомобилей, работающих, в основном, на хороших дорогах, как-то: такси, скоростные автобусы малой вместимости и легкие фургоны на базе агрегатов легковых автомобилей и т. п. Для этих автомобилей значение использования пространства, обзорности, обтекаемости возрастает, а значение комфортабельности переднего сиденья уменьшается.

Применение «вагонной» компоновки для легкового автомобиля среднего класса является нецелесообразным...

...К началу 1953 года работа была доведена до состояния, когда был построен и прошел предварительные испытания опытный образец автомобиля вагонного типа. В процессе этих испытаний и доводки автомобиля был установлен ряд недостатков этой компоновки автомобиля. Требовалось провести иссле-



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 199



дование в объеме, позволяющем обоснованно наметить пути их устранения и устранить их, или обоснованно установить невозможности их устранения и на основе этих исследований сделать выводы о перспективах дальнейшей работы над легковыми автомобилями с вагонной компоновкой.

Работа была рассмотрена на заседаниях Автомобильной секции НТС НАМИ 17 декабря 1952 года, 7 января 1953 года; на Пленуме НТС НАМИ 23 декабря 1952 года с участием представителей заводов; был намечен объем доводки и испытаний опытного автомобиля в 1953 г. Этот объем был еще уточнен в результате обсуждения работы на совещании конструкторов и испытателей КЭО Горьковского автозавода имени Молотова 24 июня 1953 года. Решения перечисленных совещаний даны в приложениях 1—4.

Задачи работы в 1953 году сводились к следующему:

1.    Устранить конструктивные недостатки отдельных узлов опытного автомобиля и привести его в состояние, позволяющее провести испытания для всесторонней оценки компоновки.

2.    Провести испытания автомобиля на общие качества и сравнить эти качества и полученную в результате испытаний характеристику автомобиля с качествами и характеристикой существующих автомобилей среднего класса.

3.    Провести эксперименты по компоновке переднего сидения, плавности хода, и шумности автомобиля, т. е. — по особенностям конструкции, наиболее важным применительно к вагонной компоновке.

4.    Проанализировать результаты испытаний и дать рекомендации по вагонной компоновке легковых автомобилей среднего класса.

В 1953 году испытания проводились, в большей части, совместно Отделением автомобильных лабораторий (ОАНИЛ) и Отделом испытания автомобилей (ОИА). В бригаду по доводке и испытаниям входили: к[андидат] технических] н[аук] Гельфгат Д. В. (эксперименты по подвеске и испытанию плавности хода), ст[арший] инженер Крестовников Г. А. (испытания на



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 200



динамику и топливную экономичность), инженеры Воробьев Г. В. (испытания на экономику), Куликова Н. И., Стеклянников Е. Г. (контролеры), механики Ананьев Г. Г. и Пронский Б. М. В испытаниях по шумоизоляции принимали участие инженер Отдела испытаний   Е. М. Шувалов, ст[арший] техник Малой Ю. В. Для цельности изложения в настоящем отчете использованы отдельные выдержки и графические материалы из предыдущих отчетов по компоновке автомобиля...

..Для приближения кромки порога к сиденью в полу сделан вырез, перекрываемый укрепленным на внутренней панели двери выступом из губчатой резины. В результате доступ к передним сиденьям был улучшен (рис. 17-19)...

...Эти переделки, однако, не решают задачу до конца: для полного ее решения необходимо уменьшение наклона оси навески двери, чтобы предотвратить самозакрывание двери, ухудшающее доступ к сиденьям. Это мероприятие проделано только на макете, так как изменение конструкции петель потребовало почти полной пере-







Рис. 1,2. Общий вид опытного автомобиля НАМИ-013 из отчета по экспериментальным работам по легковому автомобилю с вагонной компоновкой. 1957 г. Фото.






                         Вид сбоку                                                                                                                                                                                         Вид 3/4 спереди




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 201



делки данного кузова возможной, но неоправданно дорогой (см. [раздел] III [пункт] За).






Рис. 4. Опытны автомобиль НАМИ-013. Схема.


               





Для предотвращения затекания воды через верхнюю часть переднего дверного проема дверь снабжена желобком с выходом воды из желобка на наружную поверхность двери через сверление в облицовке.

В кузове осуществлены также второстепенные переделки: заглушены круглые люки притока воздуха к боковине (необходимость в них отпала в связи с установкой радиаторов спереди), произведена перекраска автомобиля и т. д.










Рис. 8. Расположение радиаторов НАМИ-013. Фото.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 202


Краткая техническая характеристика автомобиля НАМИ-013

Число мест    — 6—7
Основные параметры в мм (с нагрузкой): База    - 2480
Колея передних колес    —1460
Колея задних колес    — 1430
Длина    - 5020
Ширина    -1880
Высота    -1600
(без нагрузки)    —1650
Дорожные просветы:
под кузовом    —207
под задним    — 230
низшая точка (временная труба системы охлаждения — перегиб около переднего моста)    — 145
Угол свеса передний
по оси автомобиля  —  16° (без нагрузки — 19°)
в плоскости колес  —  19,5° (без нагрузки - 22,5°)
Угол свеса задний —    20,5°
Радиус поворота —    6,9 м (при угле поворота колеса =25°)
Вес автомобиля в снаряженном состоянии - 1782 кг
Распределение веса по колесам, в %
без нагрузки -46    54
 с нагрузкой  -51(52)  49(48)
Наибольшая скорость с полной
нагрузкой по шоссе   —    113 км/час
Расход топлива с полной нагрузкой
по шоссе (контрольный)  —    не более 11л/100 км
Эксплуатационный расход
топлива   —    не более 14,7л/100 км
Запас хода с полной нагрузкой
 по шоссе - не менее 450 км
 Двигатель
 Марка двигателя  —    НАМИ-013-Д4 (на базе ГАЗ-М20)



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 203


Тип двигателя  —    2-карбюраторный, 4-тактный, с верхними впускными клапанами

Число цилиндров -4
Рабочий объем -2,12л
Степень сжатия -7
Наибольшая мощность —    63,5 л. с. при 4100 об/мин
Наибольший крутящий момент —13,5 кгм.
Рекомендуемое топливо —    бензин А-70 или Б-70
Силовая передача
Коробка передач —    автоматическая, гидромеханическая

Наибольший коэффициент трансформации гиротрансформатора  -3,6
Передаточное число редуктора низшей передачи  -1,4
Передаточное число высшей передачи — 0,835
Передаточное число главной передачи — 4,7
Размер шин -6.00-13

Внутреннее давление в шинах —    2,5 кг/см3
Емкостные данные:
 топливный бак  -55л
система охлаждения двигателей и отопления кузова  -20л
система смазки двигателя (масло СУ)  -6
система смазки коробки передач (масло АУ) -3,0-3,5 л
картер заднего моста (нигрол)  -1,5 л.



Программа и общий объем испытаний

Испытания, подлежащие проведению в 1953 году, имели целью всестороннюю оценку компоновки автомобиля и проводились по программам:
а/ совместной ОАНИЛ и ОИЛ — для испытаний на общие качества;



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 204



б/ совместной НАМИ и ВНИИ Охраны Труда ВЦСПС -для испытаний акустики;

в/ совместной — Лабораторий кузовов, устойчивости и подвески — для экспериментов по плавности хода. Указанные программы, уточненные и расширенные в процессе проведения испытаний, включали следующие разделы...

...III. ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Экономические и динамические особенности автомобиля
 а. Вес автомобиля

Обмеры автомобиля показали, что наружные его габариты по ширине и по высоте, примерно, соответствуют габаритам автомобиля ЗИМ, а длина — на 510 мм короче, по кузову — на 338 мм (см. рис. 5). Внутренние планировочные размеры кузова, в основном, достаточны для размещения 6—7 человек (рис. 20). Замечания по недостаткам внутренней планировки приведены в разделе 3, замечания по углам свеса автомобиля — в разделе 2.

Вес автомобиля в снаряженном состоянии — 1782 кг. По сравнению с автомобилем ЗИМ, весящим 1960 кг, уменьшение веса автомобиля НАМИ-013 составляет 178 кг. Оно получено в основном за счет следующих мероприятий: применения легкого двигателя (примерно, на 36,3 кг), который по мощности и литражу недостаточен для получения высокой динамики автомобиля; применения колес малого диаметра, дающих облегчение на 44,1 кг, но рассчитанных на первоначальный, проектный вес автомобиля (1250 кг); на 22 кг меньшего запаса топлива и более легкого бака; на 28,4 кг меньшего веса поставленного вместо стекол плексигласа и на 44,6 кг меньшего веса обивки и шумоизоляции.

На автомобиле НАМИ-013 более тяжелыми по сравнению с автомобилем ЗИМ выполнены: корпус кузова (на 28 кг), система охлаждения (на 19 кг), задний и передний мосты (на 33,5 кг), рулевое управление (на 5,7 кг), передние, задние и откидные сиденья (на 20 кг).



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 205


Рис. 5. Общий вид автомобиля НАМИ-013. Схема.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 206



Ряд элементов опытного, изготовленного вручную, автомобиля выполнен с технологическими отклонениями от обычной практики: для оплавки кузова, например, применено значительно больше припоя, чем это имеет место на серийных автомобилях данного класса. Перетяжеление некоторых деталей ходовой части объясняется тем, что они были изготовлены из куска металла вместо штамповки их из листа (колеса, кронштейн ступиц). С другой стороны, глушитель, отопление, детали электрооборудования, аккумулятор (от автомобиля «Победа), разные детали, тросы и тяги не автомобиле НАМИ-013 выполнены более легкими и дают в общей сложности облегчение на 84 кг.

б. Динамика

Динамические качества автомобиля НАМИ-013 оценивались по результатам определения выбега, максимальной скорости и приемистости. Испытания проводились по принятой в НАМИ методике* после пробега 4900 км при температуре воздуха +20°С. Нагрузка автомобиля при испытании составляла 6 чел.** ...

...На поворотных кругах были замерены углы поворота направляющих колес и соответствующие им повороты рулевого колеса (рис. 29). Затем при движении автомобиля по кругу диаметром 20 м, т. е. когда статический угол поворота колеса известен, замерялись действительные углы поворота рулевого колеса и, тем самым, определялась степень избыточного или недостаточного поворачивания автомобиля. Рис. 30 показывает, что автомобиль обладает характеристикой недостаточного поворачивания, положительной с точки зрения устойчивости. Такая характеристика основана, главным образом, на выгодном распределении веса по осям у автомобиля НАМИ-013.



______________________________________________________________

*См. отчет НАМИ «Динамические испытания автомобилей». 1951 г. Арх. № 5011. (Прим. док.)
**Вес снаряженного автомобиля пи испытании на динамику и экономику — 1800 кг + запас топлива (40 кг) в бидоне и приборы (всего 1850 кг) (Прим. док.)



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 207



3. Комфортабельность автомобиля 

а. Удобство посадки, входа и выхода


Продольный размер пассажирского помещения на 80 мм больше, чем у автомобиля ЗИМ, а вертикальные размеры практически одинаковы. Ширина переднего сиденья меньше, а заднего сиденья по подушке больше, чем у автомобиля ЗИМ (рис. 31-35) на 300 мм, но расстояние в плечах пассажиров примерно одинаковое.

Посадка в заднем отделении кузова удобная. К заднему отделению относятся только замечания:

1. Откидные подлокотники заднего сиденья, расположенные между средним и крайними местами, целесообразно разместить около стенки кузова или один широкий — посередине; тогда подлокотники не будут в поднятом положении уменьшать эластичность спинки, а опущенном — ограничивать ширину сиденья...




Рис. 31. Передние отделения кузова
 автомобиля НАМИ-013.
Фото.



Рис. 33. Заднее отделение кузова. Фото.




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 208


...е. Размещение багажа

Багажник автомобиля НАМИ-013 по объему не уступает багажникам обычных автомобилей и позволяет разместить 3 нормальных чемодана, не считая мелкой клади, чему способствует прямоугольная форма багажника (он ограничен плоскими стенками в отличие от багажников обычных автомобилей, вписанных в скругленную обтекаемую заднюю часть кузова). Замечания по устройству багажника сводятся к следующему: багажник имеет доступ только изнутри автомобиля, доступ к нему затруднен, а при погрузке и разгрузке багажа приходится беспокоить одного из пассажиров заднего сиденья (при наличии таковых), откидывать часть спинки или перебрасывать багаж через спинку.

Следует, однако, подчеркнуть, что багажник автомобиля НАМИ-013 предназначен только для багажа (запасное колесо находится в отдельном ящике спереди, а инструмент — в сумке или ящике в боковой части машинного отделения), и пользоваться багажом приходится только для крупного багажа, так как в кузове (помимо багажника) — много места для мелкой клади.

Для доступа к багажнику снаружи можно устроить с одной или с обеих сторон кузова дверцы.

ж. Удобство обслуживания

Обслуживание двигателя — удобное, за исключением регулировки переднего карбюратора. Все остальные приборы двигателя легко доступны для осмотра, монтажа, регулировки и ремонта (рис. 68). Снятие верхней и боковой клапанных крышек не вызывает трудностей в любых условиях, также как снятие и постановки свечей зажигания (при наличии специального Рис. 68. Доступ к двигателю. Фото.    ключа), заливка воды и




Рис. 68. Доступ к двигателю. Фото.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 209

масла, установка зажигания и другие операции по обслуживанию двигателя...

...Ко времени разработки проекта вагонная компоновка только начала получать применение на отечественных и европейских автобусах, широко применялась на американских автобусах и в неполном виде была применена на отдельных образцах опытных легковых автомобилей в Германии и во Франции (Шлер5, Румплер6, Клаво7, Дюбонне8). Заднее расположение двигателя было принято на немногих европейских автомобилях, выпускавшихся до и после войны в ограниченном количестве. Модели двигателей с верхними клапанами и двухрядные заметно увеличивались в числе. Автоматические коробки передач применялись только для автомобилей высшего класса, а задние мосты с двухшарнирными валами — на автомобилях германского концерна Ауто-Унион9. Последние были снабжены несущей балкой, т. е. не обеспечивали полной независимости подвески задних колес, а независимая подвеска задних колес была распространена на германских автомобилях лишь в сочетании с т. н. «качающимися» (т. е. одношарнирными) полуосям. Распространенный размер обода на отечественных и европейских автомобилях был 16», на американских — 15—16»; был известен лишь один образец автомобиля с ободами диаметром 13». Несущие кузова, как на отечественных, так и на иностранных автомобилях, ставились только на малые автомобили.

Ныне вагонная компоновка применена на всех основных моделях автобусов в СССР и за границей, принята для созданных в НАМИ электромобилей и паровых автомобилей, а также для подлежащих разработке новых автобусов. На Западе, наряду с автобусами вагонного типа, появились 6—8 местные т. н. «малые автобусы», «комбинированные» грузопассажирские автомобили и таксомоторы вагонного типа на шасси или на базе агрегатов легковых автомобилей (парижские такси, «комбиваген» Форд10, Фольксваген11, Темпо12, Матадор13, ДКВ14, Ллойд15 в Германии и др.). Наконец в классе самых малых легковых автомобилей выпущены машины Изетта16 (Италия), БМВ17, Хоффманн18, Дорнье19 с вагонной компоновкой (см. приложение 5).



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 210


На многих из перечисленных вагонных и полувагонных, легковых и полулегковых автомобилях двигатель расположен сзади. Заднее расположение двигателя по-прежнему применяется для ряда автомобилей с расположением сидений в пределах базы, несмотря на некоторые недостатки этих автомобилей. Но если выпуск таких автомобилей в 1948 г. ограничивался сотнями, то теперь общий выпуск легковых автомобилей с задним расположением двигателя в Европе значительно вырос. Кроме массовых автомобилей Фольксваген и Рено20 выпускаются также массовые автомобили Фиат-60021.

Верхнее расположение всех (или только впускных) клапанов стало общепринятым для двигателей легковых автомобилей в США и Европе и принято для всех намеченных к производству новых отечественных легковых машин. Двухрядное расположение цилиндров принято почти для всех американских 8-ци-линдроВых двигателей, в Европе — для многих четырех, шести и восьмицилиндровых (Фиат, Лянча22, Феррари23, Фольксваген, Джоуитт24, БМВ и т. д.), в СССР — для новой модели автомобиля высшего класса.

Автоматические коробки передач устанавливаются в серийном порядке или за особую плату не только на автомобилях высшего класса, но и на средних, а также на отдельных моделях автомобилей в классе «до 2,5 л», записаны в технические задания на новые отечественные легковые автомобили и уже применены на автомобиле «Волга»25.

Задние мосты с двухшарнирными валами и независимой подвеской колес, без несущей балки, применены на новых моделях крупносерийных и массовых автомобилей Рено, Лянчия и на мелкосерийных Лагонда26, Пегасо27 и других, причем схема моста и подвески, например, на автомобилях Рено совпадает со схемой НАМИ-013 (продольные качающиеся рычаги и витые пружины — рис. 72).

Колеса с 15-дюймовыми ободами применены на автомобиле ЗИМ в 1951 году, а также на новых моделях автомобилей «Москвич»28 и «Волга». В США 16-дюймовые обода полностью вышли из употребления и уступили место 15-дюймовым. В За-



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 211


падной Европе эта смена носит менее общий характер, но зато имеется ряд массовых моделей автомобилей (все модели Фиат; Форд-Таунус29; Консул30; Зефир31; Префект32; Англия33; Опель-Олимпия34; Капитан35; Мерседес-Бенц36 и др.) с 12,13 и 14-дюймовыми ободами...

...V. Выводы

1. Испытанный опытный образец легкового автомобиля среднего класса с вагонной компоновкой:

а. на 338 мм короче (по кузову) и на 178 кг легче автомобиля ЗИМ, при внутреннем помещении, увеличенном на 80 мм по длине;

б. расходует на 2,9 л/100 км меньше топлива, чем автомобиль ЗИМ на контрольном заезде, что получено при установке на автомобиле двигателя недостаточного по мощности и литражу;

в. имеет динамику, практически, одинаковую с М-20; наибольшая скорость — 113 км/час;

г. имеет маневренность, одинаковую с маневренностью автомобиля ЗИМ;

д. обладает низким положением центра тяжести и выгодным распределением веса по колесам — с некоторой перенагрузкой задних колес при одном водителе и равномерное в прочих случаях расположения пассажиров в кузове;

е. проходит по плохим дорогам, так же, как автомобиль ЗИМ, передний угол свеса недостаточный;

ж. устойчив и легок в управлении, имеет хорошую обзорность с места водителя;

з. имеет во всех отношениях (планировка, колебания, обзорность) удобное 5-местное заднее отделение кузова;

и. отличается неудобством переднего сидения (недостаточная ширина, ограниченный доступ к сиденью, большая величина вертикальных ускорений).

Характеристика колебаний на переднем сиденье совпадает, примерно, с характеристикой колебаний на заднем сиденье автомобиля М-20.

к. отличается шумностыо, связанной с несовершенством отдельных опытных агрегатов и недостаточной шумоизоляцией,




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 212


устранимой при качественном (серийном) выполнении автомобиля;

л. имеет багажник удовлетворительных размеров, свободный от запасного колеса и инструмента; доступ к багажнику затруднен;

м. имеет заднее расположение двигателя, при котором обеспечивается удобный доступ к двигателю и удовлетворительное его охлаждение; система охлаждения усложнена.

2.Работы по автомобилю НАМИ-013 позволили выявить в достаточной степени преимущества и недостатки вагонной компоновки в применении ее к легковому автомобилю среднего класса.

Вагонная компоновка обеспечивает некоторое уменьшение габаритов (а следовательно улучшение использования пространства), улучшение обтекаемости и обзорности, удобства задних сидений и большую маневренность автомобиля, но не обеспечивает удобного доступа и комфортабельности переднего сиденья; не получено удачного решения по охлаждению двигателя.

В связи с этим сопоставлением качеств вагонная компоновка целесообразна для автомобилей, работающих в основном, на хороших дорогах, как-то: такси, скоростные автобусы малой вместимости и легкие фургоны на базе агрегатов легковых автомобилей и т. п. для этих автомобилей значение использования пространства, обзорности, обтекаемости, маневренности возрастает, а значение комфортабельности переднего сиденья уменьшаются.

Применение «вагонной» компоновки для легкового автомобиля среднего класса является нецелесообразным.

3.В конструкции автомобиля, помимо вагонной компоновки, применены элементы, которые ныне получили промышленное применение: двигатель с верхними клапанами, автоматическая коробка передач, независимая подвеска задних колес, колеса с уменьшенными ободами, задний мост с двухшарнирными приводными валами и др. Сопоставление основных принципов конструкции автомобиля НАМИ-013 с конструкцией новейших



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 213


моделей автомобилей показывает, что методика выбора параметров и элементов автомобиля (на основе изучения направлений развития) была перспективной и заслуживает более широкого распространения.

4. При разработке автомобилей вагонного типа на базе агрегатов легковых автомобилей следует учитывать рекомендации, изложенные в главе VI.

VI. СООБРАЖЕНИЯ ПО ВАГОННОЙ КОМПОНОВКЕ
АВТОМОБИЛЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА

1. Общие соображения

При вагонной компоновке с расположением пассажирских сидений в передней и средней частях автомобиля, а силового агрегата — в задней, обеспечивается:

а. некоторое уменьшение габаритов и лучшее использование пространства;

б. обтекаемая форма кузова (коэффициент сопротивления воздуха около 0,018) — без ущерба для внутреннего пространства кузова;

в. комфортабельность заднего отделения кузова;

г. хорошие обзорность, маневренность и устойчивость автомобиля.

При соблюдении изложенных ниже рекомендаций — остальные показатели автомобиля, как-то: показатели комфортабельности (плавность хода, удобство посадки, входа и выхода, бесшумность), проходимости (углы свеса), безопасности, управляемости, а также сложность конструкции, охлаждение двигателя, внешний вид автомобиля, — могут быть выдержаны в пределах требований, предъявляемых к прочим автомобилям.

1. Компоновка автомобиля

Для наиболее полного использования пространства автомобиля при вагонной компоновке целесообразно следующее расположение его частей (см. рис. 4—5).



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 214


а/ Передние сиденья расположены в области передних колес, между кожухами, задние и откидные — в пределах базы, багажник — за спиной заднего или переднего сидений;

б/ двигатель расположен продольно за задней осью, коробка передач — перед ней (или между двигателем и задним мостом — в зависимости от получающегося распределения веса по колесам);

в/ радиаторы (один или два) расположены в передней стенке кузова или перед двигателем;

г/ бак для топлива, аккумулятор, инструмент. А также различные второстепенные агрегаты располагаются в зависимости от получающегося распределения веса по колесам в свободных объемах кузова — под задним сиденьем и багажником, между двигателем и багажником, в задней части боковины кузова.

Указанное расположение основных (постоянно присутствующих на автомобиле во время движения) масс силового агрегата, главной части кузова (центральная стойка, двери, сиденья) и водителя обеспечивает желательное близкое к равномерному распределению веса по колесам. В связи с вероятной некоторой перегрузкой передних колес целесообразно размещать бак для топлива, аккумулятор, инструмент в области машинного отсека, что обеспечивает необходимый доступ к ним.

2. Передняя часть автомобиля

Наибольшие трудности при компоновке автомобиля вагонного типа вызывает передняя часть его кузова. Рекомендуемое ее устройство показано на рис. 73...

...6. Колесная база

При вагонной компоновке колесная база получается сравнительно короткой. В связи с низким расположением центра тяжести, равномерным распределением масс, усиленной амортизацией и установкой большей части сидений в пределах базы малая длина последней не препятствует обеспечению автомобилю необходимой устойчивости, отсутствия продольных раскачиваний и в то же время способствует его маневренности.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 215


7. Соблюдение качеств автомобиля на уровне требований,
предъявляемых к современным автомобилям


а. Динамика. В связи с обтекаемостью автомобиля для обеспечения необходимой динамики может быть принята несколько (незначительно) меньшая мощность, приходящаяся на единицу полного веса, чем у обычных автомобилей, а передаточные числа в системе силовой передачи могут быть соответственно уменьшены. В остальном динамический расчет автомобиля не отличается от обычного.

б. Плавность хода. Жесткость подвески, особенно передней, должна быть несколько выше принятой для обычных автомобилей. Передние амортизаторы должны обеспечивать большее сопротивление, чем амортизаторы современных автомобилей. Давление в шинах должно быть в пределах 1,5—2 кг/см.

в. Маневренность. В связи с короткой колесной базой углы поворота направляющих колес могут быть сравнительно небольшими, что способствует уменьшению размеров колесных кожухов.

г. Безопасность. Для повышения безопасности автомобиля в случае наезда передняя часть кузова должна быть выполнена достаточно жесткой (см. п[ункт]8з), передний буфер — массивным, а запасное колесо — плотно установлено в гнезде...

Приложение № 5*

Заграничные автомобили вагонного типа
на базе легковых автомобилей


За последние 5 лет в Западной Европе значительно возросло число экспериментальных и серийных легковых автомобилей вагонного типа. Так, в Париже эксплуатируется такси (две модели с вагонной компоновкой и передним расположением двигателя (рис. 1). В развитие довоенных опытных конструкций Дюбонне, Клаво (рис. 2), Шлер и других построены автомобили Симме-




______________________________________________________________
*Приложение документа.




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 216


трик37 (рис. 3) с двигателем сзади и электроприводом, Изетта (рис. 4), БМВ, Дорнье разработан ряд проектов, макетов и образцов легковых автомобилей

вагонного типа, в том числе — в Англии и в США (рис. 5-6). Создан новый тип серийных автомобилей, промежуточных между автобусами или легковыми или заменяющих прежние, так называемые «автобусы-седаны» (строившиеся на удлиненной базе легковых автомобилей и «стейшн-вагоны»38, выпускавшиеся на легковых шасси). Этот тип автомобиля с вагонной компоновкой назван «Клейн-бус» или «комби-ваген» и выпускается в Германии, Италии, Франции, Англии и США.

Только в Германии такие автомобили выпускаются не менее чем шестью заводами (рис. 7), из них 4 модели — с задним расположением двигателя. По существу — это легковые автомобили с вагонной компоновкой, в конструкции которых главное внимание обращено на наилучшее использование пространства, но еще не решены задачи обтекаемости и красивого внешнего вида. Наконец, вагонная компоновка применена на легких бронированных автомобилях английской и американской армий, а в 1953 году в США построен опытный образец легкового авто-


           Приложение 5. Рис. 3-4.
         Иностранные автомобили.
        «Симметрик», Изетта. Фото.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 217


мобиля повышенной проходимости (аналогичный «Виллис»39) с вагонной компоновкой и задним расположением двигателя (рис. 8). Подобные автомобили выпущены также в Зап[адной] Германии.

Директор НАМИ                                                                                                                                                                                                                                                 А. В. Осипян

Зам[еститель] директора
по научной работе                                                                                                                                                                                                                                       И. С. Козловский

Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Oп. 2-1. Д. 4018. Л. 1-56.
Подлинник. Калька. Машинопись.

Публикация подготовлена
главным специалистом филиала РГАНТД
Л. Е. Антоновой

Примечания
______________________________________________________________

1ГАЗ-20М«Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946— 1958 гг. Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. Серийный выпуск автомобиля был начат в 1946 г. Всего было выпущено 235999 машин, включая 14222 кабриолетов и 37492 такси.

2ЗИМ-ГАЗ-М-12, «ЗиМ», «ГАЗ-12» — советский шести-семиместный шестиоконный легковой автомобиль большого класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (Завод им. В. М. Молотова) с 1950 по 1959 гг. ЗИМ стал первым в мире автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове. На нем же впервые в отечественной практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами. Первый показ автомобиля состоялся во время праздничной демонстрации 7 ноября 1948 г. в Горьком. Серийный выпуск начался в 1949 г. Всего с 1949 по 1959 гг. было выпущено 21527 экземпляров ЗИМ-ГАЗ-12.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 218


3ЗИС-110 — легковой автомобиль высшего (представительского) класса, первый советский послевоенный автомобиль. Его производство началось в 1945 г. на заводе им. И. В. Сталина, сменив на конвейере ЗИС-101, и закончилось в 1958 г. Машина с шасси и внешностью «Паккарда» и кузовом «Бьюика», несмотря на сложное происхождение, получилась солидной, красивой, архитектурно тонко сбалансированной. На этом автомобиле нашли применение непривычный для советского автомобилестроения того времени рычаг переключения трехступенчатой коробки передач на рулевой колонке, а также гидравлические толкатели клапанов и гипоидная главная передача, обеспечившие тихий ход, независимая подвеска передних колес, электрогидравлические стеклоподъемники, радиоприемник. В целом машина производила впечатление технического совершенства, сочетания безграничной солидности с монументальной внешностью. Всего выпущено 2072 экземпляра всех модификаций.

4«Татра» — чешская компания — производитель транспортных средств со штаб-квартирой в городе Копршивнице основана в 1850 г. В1934 г. увидел свет автомобиль «Татра-77». Это был лимузин высшего класса, в котором был установлен мощный V-образный восьмицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, который располагался над задней осью. Автомобиль имел аэродинамический кузов. В 1938 г. его сменил «Татра-87» с более мощным двигателем и более комфортабельным кузовом. Этот автомобиль выпускался в течение почти 20 лет.

5Шлер — один из первых немецких экспериментальных автомобилей с обтекаемой формой кузова. Создан в 1937 г. профессором Карлом Шлер, главой Аэродинамического исследовательского общества Технического Университета Геттинген в Германии. Дизайн автомобиля был революционным для своего времени. Этот прототип был создан с использованием всех самых передовых знаний в области аэродинамики тех дней. Автомобиль с задним расположением двигателя был оснащен стандартным силовым агрегатом М28П модели 170Н. Сиденье водителя располагалось посередине салона впереди. За ним располагались еще два ряда сидений, один за другим, по три сиденья в каждом ряду. Это позволяло поместить в автомобиле 7 человек, включая водителя. Таким образом, автомобиль был предшественником современных минивэнов.

6Румблер — один из первых немецких автомобилей с обтекаемой формой кузова, созданный Эдмундом Румплером (Edmund Rumpler),




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 219



одним из выдающихся автомобильных конструкторов и создателей оригинальных технических разработок и необычных автомобилей. Построенная им модель «ОА-Ю4» с центральным расположением двигателя и кузовом, напоминавшим фюзеляж самолета, вызвала огромный интерес на Берлинском автосалоне 1921 г. В конструкции Румплер использовал новейшие достижения аэродинамики. Необычным было расположение места водителя (по продольной оси машины).

7Клаво — экспериментальный автомобиль Эмиля Клаво. Французский конструктор и дизайнер Эмиль Клаво создавал машины с невероятными фантастическими формами и ежегодно представлял их на Парижском автосалоне. Применительно к конструкции легкового автомобиля Клаво был приверженцем заднего расположения двигателя, полностью независимой подвески и обтекаемой формы кузова. Аэродинамическое сопротивление автомобиля, созданного Клаво в 1947 г. было в 2—3 раза ниже, чем у серийных машин. Последний автомобиль был создан конструктором в 1956 г. Ни один из автомобилей в серию не пошел.

8Дюбонне — французский гонщик, создавший необычный автомобиль с обтекаемой формой кузова, придав ему форму рыбы. Двигатель располагался в задней части, впереди ведущего моста. Автомобиль развивал скорость 175 км/ч.

9Ауто-Унион — германский концерн, образованный в 1932 г. в Цвик-кау. Логотипом «Auto Union» стал символ из четырёх перекрещивающихся колец, символизирующий четыре материнские компании: Audi, DKW, Horch и Wanderer. В этом «квартете» автомобили Horch позиционировались, как «премиум-класса», DKW — как недорогие автомобили с двухтактными двигателями, Audi и Wanderer занимали нишу «среднего» класса с собственными прогрессивными технологиями.

10Форд — автомобильная компания основана в 1903 г. Генри Фордом. Компания Ford получила известность как первая в мире применившая классический автосборочный конвейер.

11Фольксваген — немецкий автомобильный концерн «Фольксваген» («народный автомобиль») со штаб-квартирой в Вольфсбурге. Создан в 1937 г., производит легковые и коммерческие автомобили.

12Темпо — марка немецких легких гражданских автомобилей, выпускавшихся с конца 1920-х г. фирмой «Видаль унд Зон» (Германия). В 1935 г. к ним добавились оригинальные штабные и разведыватель-



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 220


ные машины «G1200 (4x4)» с центральной трубчатой рамой и открытыми 4-местными кузовами с одним или двумя постами управления. Они имели симметрическую форму с почти одинаковыми «передками» спереди и сзади. Главной военной продукцией «Темпо» была сборка в 1953—56 гт. по лицензии британской компании «Ленд Ровер» 250 джипов «Темпо-Ленд Ровер» с открытыми цельнометаллическими кузовами на 4—6 человек.

13Матадор — марка грузового автомобиля, выпускаемая фирмой «Ви-даль унд Зон» (Германия) в 1949—1951 гг. Легкие 4-х колесные переднеприводные грузовики «Матадор» (Matador) грузоподъемностью 1,0-1,4 т пережили множество модернизаций. Они оснащались 3-й 4-цилиндровыми двигателями «Хейнкель» (Heinkel) или «Фольксваген» (Volkswagen) мощностью 25—34 л. е., имели низко расположенную трубчатую Y-образную раму, независимую подвеску всех колес. Силовой агрегат был развернут задом наперед: радиатор стоял у задней панели кабины, мотор располагался между сиденьями, а синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач — между передними колесами.

14ДКВ — немецкая фирма «ДКВ» по производству автомобилей и мотоциклов основана в 1928 г. инженером Йоргеном Скафте Расмус-сеном (Jorgen Skafte Rasmussen) и через 4 года вошла в концерн «Ау-то Унион» (Auto Union). Специализацией фирмы были простые и недорогие легковые автомобили сугубо гражданского назначения. Первым легковым послевоенным автомобилем стал «F89». В дальнейшем на него стал устанавливаться 3-цилиндровый двигатель от «F91». Этот автомобиль находился в производстве с 1953 по 1955 гг. и был заменён несколько более крупным «F93».

15Ллойд — немецкая компания Ллойд, входящая в группу Borgward, известна как производитель небольших автомобилей посредственного качества, оснащенных двухцилиндровыми двигателями. Простые и дешевые микролитражные автомобили были весьма популярны в послевоенной Германии до середины пятидесятых годов. «Ллойд-LP300» имел очень тесный кузов, хребтовую (с центральной трубой) раму. Двигатель был вынесен вперед из колесной базы, кузов состоял из фанерных панелей, обтянутых кожзаменителем. Автомобиль имел очень посредственные скоростные показатели. В 1956 г. была произведена модернизация автомобиля, но в связи с отсутствием спроса была снята с производства в 1961 г. Всего было выпущено свыше 300 тыс. экземпляров.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 221


16Изетта — легковой автомобиль особо малого класса, спроектирован инженерами Эрменеджильдо Прети и Пьерлуиджи Рагги (Италия) и выпускавшийся компанией BMW (Германия) с 1952 г. Эта машина была не похожа на все другие. По своей форме она была больше похожа на пузырь, чем на автомобиль. Посадка осуществлялась через единственную дверь, которая открывалась впереди, при этом руль двигался вместе с дверью. Машина выпускалась до 1964 г., ее выпуск позволил поправить финансовое положение концерна BMW во время Суэцкого кризиса и строжайшей экономии бензина в 1956 г. Всего было выпущено около 2500 машин.

17BMW — немецкая фирма по производству автомобилей, мотоциклов, двигателей и велосипедов была основана Карлом Фридрихом Раппом в октябре 1913 г. первоначально как производитель авиационных двигателей. Наиболее известными легковыми автомобилями 1950—1956 гг. этой компании моделями являются BMW-501, BMW-502.

18Хоффманн — возможно, речь идет о Максе Хоффманне, известном в 50-х годах как крупный автомобильный дилер, который занимался продажей немецких автомобилей по всему миру, в том числе первых легковых микролитражек «Жук» фирмы «Фольксваген». В 1949 г. фирмой был также разработан первый прототип фургона вагонной компоновки «VW Transporter Тур 2» с задним расположением двигателя, а с 1950 г. развернулось их серийное производство. Позже в серию пошёл 8-местный микроавтобус и пикап.

19Дорнье — немецкий авиаконструктор и предприниматель. Фирма «Дорнье» занималась разработкой и производством авиационной техники. В 1956 г. Дорнье разрабатывает прототип микроавтомобиля «Delta». В четырёхместном автомобиле сиденья располагались спинками друг к другу, а две двери — в передней и задней стенках кузова. «Dornier Delta» так и остался прототипом, однако дизайн был куплен производителем мотоциклов Zundapp и после некоторой доработки в 1957—58 гг. было выпущено почти 10 тыс. машин Zundapp Janus, обладающих интересными техническими решениями.

20Рено — французская автомобилестроительная корпорация, основанная братьями Рено, со штаб-квартирой в пригороде Парижа. Осенью 1940 г. Луи Рено открыл финансирование проекта массового микролитражного автомобиля с задним расположением двигателя, который должен был пойти в производство сразу же после войны — «Рено-4СУ». Но ход войны помешал Рено воплотить эту идею





----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 222



в жизнь. Автомобиль увидел свет только после смерти Луи Рено в 1946 г. Автомобиль вызвал огромный интерес. Уже в самом начале производства спрос на модель был столь велик, что ее двигатель стали собирать на специально введенном в строй автоматизированном конвейере. Первые модификации оборудовались 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 760 см3, но потом его понизили до 748 см3. К 1961 г. было изготовлено свыше одного миллиона машин серии «4CV».

21Фиат-600 — городской заднемоторный автомобиль итальянского автопроизводителя «Фиат-600» — это малолитражная четырехместная машина для города, имела еще одно название — «FIAT Seicento». Двигатель в ней находился в задней части. Подвеска «Фиат-600» была сконструирована из газовых амортизаторов, рессор, пружинных амортизаторов и продольных рычагов. Этот автомобиль стал настолько популярен, что его имя в истории Италии является одним из символов того времени. «Фиат-600» выпускался на итальянском заводе Mirafiori с 1955 по 1969 гг. За этот период было выпущено и продано 2 604 ООО экземпляров машин.

22Лянча — итальянская автомобилестроительная компания. Основное производство расположено в Турине (Италия). Основана в 1906 г. Винченцо Лянча. Первый автомобиль фирмы был выпущен в 1907 г. В период первой мировой войны «Лянча» стала военным предприятием и перешла на выпуск грузовиков и бронетехники. В этот период были разработаны новые двигатели: 8-ми и 12-ти цилиндровые. В 1921 г. из ворот завода выехал первый в мире автомобиль с несущим кузовом. Это была модель «Lambda». Помимо несущего кузова у неё была также независимая подвеска. Машина выпускалась с 1921 по 1931 гг. Следующей Последней моделью, в разработке которой принял участие Винченцо Лянча, стала «Аprilia».

23Феррари — итальянская компания, выпускающая спортивные автомобили, базирующаяся в Маранелло. Основана в 1928 г. Энцо Феррари. Фирма спонсировала гонщиков и производила гоночные машины до 1947 г. С1947 г. начала выпуск «уличных» (англ. street-legal) спортивных автомобилей под маркой «Ferrari S.p.A.». Традиционный цвет автомобилей — красный. Первая не спортивная модель появилась в 1946 г. Это была модель «Ferrari 125», с мощным 12-цилин-дровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь мечту её создателя: придать обыкновенному дорожному автомоби-



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 223


лю свойства гоночного без ущемления комфортабельности. Всего к началу 1954 г. Энцо Феррари выпустил около 200 своих машин в эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей.

24Джоуитт — марка автомобиля созданная братьями Уильямом (William) и Бенджамином Джоуитт (Benjamin Jowett). Первый весьма простой двухместный автомобиль с продольным рычагом вместо руля был создан в 1905 г., а его производство началась в 1910 г. «Джоуитт» с мотором увеличенного до 907 смЗ рабочего объема и мощностью 7 л. с. появился в мае 1920 г. В 1924 г. была выпущена укороченная модификация «Лонг Фор», где 4 пассажира сидели парами спиной к спине. «Джоуитты» отличались предельной простотой и небольшими, но достаточно мощными 4-х тактными двигателями. В 1946 г. появился самый известный «Джоуитт Джэвелин» (Javelin), разработанный Джеральдом Палмером (Gerald Palmer), имевший несущий обтекаемый кузов. Автомобиль обладал прекрасными ходовыми качествами и оригинальной торсионно-пружинной подвеской. К 1952 г. было выпущено более 30 тыс. автомобилей «Джэвелин».

25ГАЗ-21 «Волга» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 гг. В качестве основных отличительных особенностей относительно предыдущей модели — «Победы», изначально заложенных в проект будущей «Волги», можно отметить: несущий трёх-объёмный кузов «седан» увеличенных габаритов с более просторным и комфортабельным салоном; цельные лобовое и заднее стёкла; цельноалюминиевый четырёхцилиндровый верхнеклапанный двигатель значительно (почти в полтора раза) увеличенной в сравнении с «Победой» мощности; автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач; гидропривод сцепления на варианте с механической коробкой передач; трёхопорный карданный вал и др. Всего было выпущено 639478 экземпляров автомобиля и его модификаций.

26Лагонда — английская автомобильная компания. Основана в 1905 г. инженером и промышленником Вилбуром Ганном. Ее первые изделия представляли собой 3 и 4,5-литровые, солидные автомобили с массой в несколько тонн. В 1913 г. начало выпуска модели «11,1 НР». Это был первый в Англии автомобиль с цельнометаллическим кузовом, объединенным с шасси. В 1935 г. компания был куплена Але-



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 224


ном Гудом. Знаменитая «Лагонда VI2» представляла собой мощный массивный автомобиль с независимой передней подвеской и массой новаторских решений. В 1947 г. компания была приобретена промышленной группой «Дэвид Браун» (David Brown), известная своими спортивными моделями «Астон-Мартин» и в результате реорганизации и слияния с другой компаний Астон-Мартин получила новое название Aston Martin — Lagonda.

27Пегасо — марка испанских спортивных автомобилей. В начале 1950 г. испанское государственное предприятие, выпускающее грузовики «Энаса» (Enasa), приобрело производственные мощности обанкротившейся фирмы «Испано-Сюиза» (Hispano-Siuza), где предполагалось организовать сборку грузовых машин. Одновременно было решено начать мелкосерийное производство спортивных автомобилей под маркой «Пегасо». На Парижском автосалоне 1951 года «Пегасо Z-102» представили как «самый быстрый в мире автомобиль» того времени. Действительно, в сентябре 1953 г. на бельгийской гоночной трассе в Яббеке он показал рекордные скорости при старте с хода на 1 км и на 1 милю — 243 и 245 км/ч соответственно. В общей сложности было изготовлено 125 машин серии «Z-102» и всего 3 экземпляра серии «Z-ЮЗ». Конструкция «Пегасо» по тем временам считалась достаточно совершенной, хотя его ходовые и тормозные качества оставляли желать лучшего.

28«Москвич-401» — советский легковой автомобиль малого литража, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве (ЗМА, впоследствии — МЗМА) с 1946 по 1954 гг. Изначально являлся полным аналогом автомобиля «Opel Kadett К38», выпускавшегося в 1937—1940 гт. в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors,, воссозданным после войны на основе взятых по репарации экземпляров, документации и оснастки. Внешнее сходство «Москвича» и «Опеля» было почти полным. Но чтобы запустить в производство «Москвича» конструкторам и технологам завода пришлось переработать весь автомобиль. Когда машина была полностью готова к производству, она получила название «Москвич» в честь приближающегося 800-летия столицы СССР. К особенностям автомобиля следует отнести независимую подвеску, нестандартные тормоза и др. Всего было выпущено 247,5 тыс. машин этого семейства всех модификаций.

29Форд-Таунус — общее название целого ряда западногерманских семейных легковых автомобилей малого и среднего литража, выпускавшихся с 1939 по 1942 и с 1948 по 1982 гг.



----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 225



30Консул — наиболее популярная марка автомобилей, разработанных фирмой Форд. Продажа автомобиля «Консул» была начата в 1951 г. Дизайнер автомобиля был разработан известным дизайнером компании Джорджем Уокером, благодаря которому в то время авто выглядело стильно и современно.

31Зефир—легковой автомобиль среднего класса, выпускавшийся фирмой Форд в 1950-1972 гг.

32Префект — малолитражный легковой автомобиль, созданный фирмой Форд в 1938 г. «Ford Prefect Е93А» на время своего появления являлся самым «большим» из маленьких моделей Ford. Машина была оснащена двигателем с рабочим объемом 1172 см3. Автомобиль очень хорошо продавался как до войны, так и после. За период с 1938 по 1953 гг. было выпущено 158007 машин. В 50-е гг. был создан «Ford Prefect Е493А», практически полностью повторяющий предыдущую модель.

33Англия — микролитражный легковой автомобиль фирмы Форд, выпускающийся в несколько поколений с 1939—1967 гг. Это была бюджетная семейная модель, скромной динамики и скромной отделки. Наиболее известная модель Anglia 105Е.

34Опель Олимпия — западногерманский автомобиль среднего класса, выпускавшийся подразделением корпорации «Опель» с 1957 по 1986 гг. С 1953 по 1957 гг. существовала модификация автомобиля «Опель Олимпия Рекорд».

35Капитан — западногерманский автомобиль среднего класса, выпускавшийся подразделением корпорации GM Opel с 1939 по 1970 гг. «Opel Kapitan» был европейским флагманом корпорации GM и занимал в модельном ряду позицию на ступеньку выше модели «Opel Rekord».

36Мерседес-Бенц — немецкий автоконцерн, специализирующийся на выпуске легковых автомобилей премиум-класса, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств. Штаб-квартира находится в Штутгарте. Образована в 1871 г. В 1926 г. произошло слияние двух известных автомобильных марок — «Мерседес», выпускавшихся немецкой компанией «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт» и «Бенц», которые строились одноименной фирмой. Компания стала называться «Даймлер-Бенц». Автомобили марки «Мерседес-Бенц» начали производиться в 1930 г. В 1950-е г. благодаря выпуску легковых автомобилей «Мерседес-Бенц-170» и «Мерседес-Бенц-200», компания становится ведущим автомобильным производителем в Западной Европе.




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 226


37Симметрик — автомобиля данной марки обнаружить в источниках не удалось.

38Стейшн-вагон, «Клейн-бус», «Комби-ваген» — автомобиль-универсал, автомобиль с кузовом «универсал»; многоместный легковой автомобиль (с откидными сиденьями и задним откидным бортом).

39Виллис — американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 г. на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW). Считается родоначальником внедорожников — неприхотливых легковых автомобилей повышенной проходимости.



















Все публикации

РГАНТД
РГАНТД