Главная → Использование → Статьи, информации

Единственный и незабываемый полёт

15 ноября 2013 года исполнилось 25 лет со дня запуска отечественного многоразового космического корабля «Буран». Орбитальный корабль-космоплан под названием «Буран» входил в советскую многоразовую транспортную космическую систему (МТКС), был создан во время реализации программы «Энергия— Буран». Первоначальные планы предполагали корабль «Буран» в качестве военной системы,своеобразной реакцией Советского Союза на подобный проект американских разработчиков под названием «Спейс шаттл». «Буран» создавался также для того, чтобы выводить на околоземную орбиту различного рода космические объекты, обслуживать их, доставлять на орбиту модули и персонал, собирать там крупногабаритные сооружения и межпланетные комплексы, возвращать на земную поверхность неисправные или выработавшие ресурс спутники, осваивать оборудование и технологии, произведенные в космосе. Орбитальный корабль "Буран" (ОК «Буран») был предназначен для проведения в космосе многоплановых операций с доставкой на околоземную орбиту до 30 т и возвращением на Землю до 20 т полезного груза. Корабль был способен был доставлять на околоземную орбиту и обратно экипаж из 2—4-х человек, до 6 пассажиров. Полет был возможен как в автоматическом, так и пилотируемом режиме продолжительностью до 30 суток. Это был воздушно-космический самолет с низкорасположенным крылом дельтовидной формы. Стартовая масса до 105 т, посадочная — 82 т, длина 36,4 м, диаметр фюзеляжа 5,6 м, размах крыла 24 м, размеры отсека полезного груза 4,7 х 18,3 м.

При выполнении грузовых операций один полет орбитального корабля "Буран" был способен заменить полеты 6-10 транспортных космических кораблей "Прогресс" по доставке грузов на орбитальную станцию и такое же количество космических кораблей для возвращения, т.е. один запуск ОК "Буран" мог бы заменить 15-20 запусков одноразовых космических кораблей, стоимость которых почти в два раза выше стоимости одного запуска ОК "Буран". От космических кораблей-предшественников его отличали многоразовость применения, новые возможности по выполнению транспортных задач и орбитальных операций, использование планирующего спуска в атмосфере и горизонтальной ("по-самолетному") посадки на аэродром, внедрение в конструкцию и системы новых технических идей и решений. По предварительным оценкам, использование ОК "Буран" для обслуживания орбитальной станции в течение пяти лет дало бы возможность существенно сократить эксплуатационные расходы и высвободить производственные мощности за счет повторного использования модулей и их бортовых систем.

По предварительным оценкам, использование ОК "Буран" для обслуживания орбитальной станции в течение пяти лет дало бы возможность существенно сократить эксплуатационные расходы и высвободить производственные мощности за счет повторного использования модулей и их бортовых систем.

На космодроме готовились два корабля. Один слетал, второй с ракетой находился на подготовке и должен был стыковаться со станцией "Мир". Велось строительство еще трех летных экземпляров.

Космический корабль был запущен при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершив два витка вокруг Земли, произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннесса».

Очевидцы рассказывали о поразительной точности, с какой сел корабль при сильнейшем ветре. Посадка совпала с ураганом, идущим со стороны Аральского моря: порывы ветра до 20 метров в секунду. Автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел точно на посадочную полосу и приземлился. Боковое отклонение от осевой линии полосы составило всего 3 метра, а продольное - 10!

Головным разработчиком орбитального корабля являлось НПО «Энергия», возглавляемое генеральным конструктором В.П. Глушко. Главным конструктором корабля был назначен заместитель генерального конструктора Ю.П. Семёнов. В сфере деятельности НПО было создание комплекса бортовых систем и агрегатов, разработка программы полета и логики работы бортовых систем, окончательная сборка корабля и его испытания, организация наземной инфраструктуры для подготовки и проведения пуска, и управления полётом. Головным разработчиком планера корабля стало, созданное в 1976 г. НПО «Молния», возглавляемое генеральным директором и главным конструктором Г.Е. Лозино-Лозинским. В задачи НПО «Молния» входило: разработка конструкции планера, создание средств пуска в атмосфере и посадки, тепловой защиты и бортовых систем, создание наземных средств подготовки и испытаний, воздушная транспортировка корабля и ракетных блоков к месту старта. Изготовление и сборка конструкции планера было возложено на Тушинский машиностроительный завод МАП – директор С.Г. Арутюнов.

Конструкция корабля выполнена из алюминиевых сплавов, титана и стали и покрыта термоизоляцией, состоящей из более чем 38 тыс. плиток из кварцевых и органических волокон. Наиболее нагревающиеся места (нос фюзеляжа, передние кромки крыла и киля) защищены углеродистым композитом. Общая масса теплоизоляции около 9 т. Разработка корабля велась более 12 лет. Для отработки автоматической посадки в режиме планирования был создан полноразмерный аналог «Бурана» под названием БТС-002 (ГЛИ). Хвостовая часть данного космического транспорта была оснащена четырьмя турбореактивными двигателями, благодаря которым он мог подниматься в воздух с поверхности обыкновенного аэродрома. Позднее данное судно применялось для того, чтобы отрабатывать систему управления, а также систему автоматической посадки. С его помощью летчики-испытатели имели возможность подготовиться, прежде чем осуществлять полеты в космическое пространство. Уже в 1985 г. данный аналог «Бурана» удалось отправить в первый атмосферный полет. Его испытывали летчики Летно-исследовательского института им. М. М. Громова. В 1984 г. были сформированы экипажи для испытания аналога «Бурана» — БТС-02, которые проводились вплоть до 1988 г. Эти же экипажи планировались и для 1-го пилотируемого полёта «Бурана». Первый из 24-х полетов аналога выполнили в 1985 г. Игорь Петрович Волк и Римантас Антанас Станкявичус. В дублирующий экипаж входили Анатолий Семёнович Левченко и Александр Владимирович Щукин.

Спустя большое количество испытаний и экспериментов, космический корабль «Буран» все-таки отправился в свой первый, и, как оказалось, последний полет в космос.

Далее работы в рамках данного проекта приостановились, а к 1993 г. было принято решение закрыть программу «Энергия-Буран». В 2002 г. единственный из этой серии корабль «Буран», который побывал в космическом пространстве, был подвержен разрушению. Это произошло по той причине, что в монтажно-испытательном комплексе на территории Байконура, где все это время хранилось судно, обрушилась крыша. Здесь же находились и готовые варианты ракет-носителей под названием «Энергия».

Создание МТКС «Энергия-Буран» было самой масштабной и трудоемкой программой в истории советской космонавтики. В течение 18 лет над МТКС непосредственно работало более миллиона человек в 1286 предприятиях и организациях 86 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры страны. Общие затраты на программу по состоянию на начало 1992 г. составили 16,4 млрд. советских рублей.

(По материалам Интернет)

Одними из основных разработчиков композитных материалов для орбитального корабля «Буран», сочетающих лёгкость и жаропрочность, а также технологии крепления керамической плитки на корпусе корабля, стали такие организации как Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) и Обнинский филиал Научно-исследовательского института технического стекла (НИТС), ныне Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», чьи документы находятся на постоянном хранении в филиале РГАНТД. Помимо этого в архиве находятся заявочные материалы на изобретения упомянутых выше создателей комплекса «Энергия-Буран» Ю.П. Семенова, Г.Е. Лозино-Лозинского, а также на тот момент заместителей генерального конструктора РКК «Энергия им. С.П. Королева» – В.М. Караштина и В.М. Филина, технических руководителей по стартовому комплексу – В.П. Бармина, Н.М. Корнеева, В.Н. Климова, Л.А. Истомина.

Главный специалист ОМО
Т.Н. Фисюк

РГАНТД
РГАНТД