Главная → Использование → Статьи, информации

«План командировки предусматривал…». Поездка специалистов ЦАГИ в Германию. 1928 г. Публикация документов в научно-публикаторском журнале «Исторический архив» № 6 за 2012 г, стр.146-155.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 146

В середине 1920-х гг. восстановление экономики страны, разрушенной Граждан­ской войной, близилось к завершению. С 1925-1927 гг. началось плановое строительство авиационных предприятий и реконструкция существующих. Главной задачей стало соз­дание новых образцов авиационной техники и организация их массового производства. К 1928 г. отечественная авиапромышленность отказалась от копирования трофейных машин и стала переходить на производство собственных самолетов, моторов и прибор­ного оборудования, но по ряду позиций отставала от аналогичного зарубежного, осо­бенно немецкого. Германия в начале XX в. являлась одним из лидеров в мировой авиа­промышленности, и советские специалисты внимательно следили за ее развитием. Боль­шие группы российских ученых, инженеров и конструкторов направлялись за рубеж для участия в научных конференциях и выставках по авиационной технике, посещали промышленные предприятия и лаборатории с целью изучения имеющихся технологий проектирования самолетов, опыта организации производства и монтажа двигателей, их отдельных агрегатов и других вопросов самолетостроения. Такие поездки были регуляр­ными в деятельности многих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, в т.ч. Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), привлеченного к работе по плановому опытному самолетостроению.

Поездки в Германию были масштабны как по времени, так и по охвату предприятий и мероприятий. Подготовка к ним велась основательно, чтобы максимально использо­вать предоставленные возможности. В одной из таких заграничных командировок в 1928 г. большая группа инженеров ЦАГИ провела три месяца. Старшие инженеры опытно-аэродинамического отдела Г.М.Мусинянц1, Д.И.Антонов2, А.М.Изаксон3, старший ин­женер отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства В.Н.Чернышев4 и за­ведующий экспериментально-аэродинамическим отделом и одновременно заместитель отдела ветряных двигателей Г.Х.Сабинин5 из 84 дней заграничной командировки по странам Западной Европы в течение 58 дней находились в Германии. 
_________________________________________________________________________________________

1 Мусинянц Гурген Мкртичевич (1895-1967) - ученый в области механики, конструк­тор измерительной аппаратуры для аэродинамических труб ЦАГИ, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. С 1918 г. в ЦАГИ, где руководил рядом научных подразделений. Создал весы для аэродинамических труб ЦАГИ, приборы для аэродинамических испытаний самолетов.
2 Антонов Д.И. - старший инженер экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ, в 1933 г. заместитель начальника отдела особых конструкций ЦАГИ. 
3 Изаксон Александр Михайлович - старший инженер экспериментально-аэро­динамического отдела ЦАГИ, один из создателей первых советских вертолетов, в 1931- 1937 гг. возглавлял отдел особых конструкций ЦАГИ.
4 Чернышев Виктор Николаевич (1900-1937) - авиационный конструктор, старший инженер АГОСа ЦАГИ (отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства), проекти­ровал АНТ-23(И-12). С 1934 г. был директором Воронежского авиазавода. Необоснованно репрессирован, расстрелян. Реабилитирован посмертно.
5 Сабинин Григорий Харлампиевич (1884-1968) - ученый в области аэродинами­ки, профессор, доктор технических наук. С 1919 г. работал в ЦАГИ, был начальником экспериментально-аэродинамического отдела и заместителем заведующего отдела ветряных двигателей, член коллегии института. Создал основы импульсной теории гребного винта (вместе с Б.Н.Юрьевым). Автор трудов но динамической устойчивости самолета, ре­гулированию газовых турбин, реактивным двигателям, рабочим процессам в лопаточных машинах.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 147

Столь длительное нахождение в этой стране (командировка предусматривала также посещение Франции, Италии, Дании и Голландии) позволило им подробно познакомиться с работой многих немецких научно-исследовательских предприятий и заводов. Изучение опыта немецких специалистов и использование его в дальнейшей своей работе позволяло советским ин­женерам существенно сокращать сроки проектирования самолетов, применяя при этом новейшие достижения зарубежных партнеров.

Со своей стороны, немецкие специалисты, крупные механики с мировым име­нем, также отмечали высокий уровень профессионализма сотрудников ЦАГИ. Людвиг Прандтль1, посетивший ЦАГИ с ответным визитом в 1929 г., в Книге почетных посетите­лей оставил восторженные отзывы об институте: «Дни, проведенные мною в ЦАГИ, где я установил дружественные отношения с профессором Чаплыгиным2 и многими его со­трудниками, я всегда буду вспоминать с благодарностью. Новая Россия может гордить­ся этим институтом, в котором ведется серьезная научная работа во многих областях. Я хочу особенно поблагодарить за радушный прием и помощь, которые были мне оказаны сотрудниками института, благодаря чему для меня были устранены все трудности, свя­занные с пребыванием в стране, языка которой я не знаю»3.

В настоящую публикацию включены два документа, хранящиеся в Филиа­ле РГАНТД в Самаре. Они отражают подготовку и пребывание группы специалистов ЦАГИ в Германии в августе-ноябре 1928 г. Документы представляют собой извлечения из научных отчетов о данной командировке. Опущенные сугубо технические описания, чертежи и схемы отмечены отточиями в квадратных скобках. Публикация подготовлена в соответствии с «Правилами издания исторических документов» (М., 1990). Тексты переданы с сохранением их стилистических особенностей. Слова, иностранные термины и названия организаций, вписанные от руки, выделены курсивом. Сохранено подчерки­вание текста в отдельных документах. Части слов, нетрадиционные сокращения и даты, восстановленные по смыслу, отмечены квадратными скобками. Переводы названий ино­странных фирм даны в транскрипциях. Некоторые названия, имена, отчества и термины расшифровать не удалось.

Публикацию подготовили С.А.РЫЖКОВА и кандидат исторических наук О.Н.СОЛДАТОВА
_________________________________________________________________________________________

1 Прандтль Людвиг (1875-1953) - немецкий ученый в области механики, один из основателей теоретической и экспериментальной аэрогидромеханики, профессор Высшего технического училища в Ганновере, директор Института гидро- и аэродинамики кайзера Вильгельма в Гёттингене. Основные труды по аэро- и гидромеханике, теории упругости и пластичности, газовой динамике и динамической метеорологии. Ввел представление о по­граничном слое, заложил основы теории отрывного течения, изучал вопросы теплообмена. Создал полуэмпирическую теорию турбулентности, исследовал турбулентные течения в трубах и пограничном слое, переход ламинарного течения в турбулентное. Одним из пер­вых занялся сверхзвуковой аэродинамикой. В 1907-1909 гг. создал первую аэродинамиче­скую трубу замкнутой схемы.
2 Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942) - ученый, один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Труды по теорети­ческой механике, гидро-, аэро- и газовой динамике. Совместно с Н.Е.Жуковским участво­вал в организации ЦАГИ. С 1921 г. главный научный руководитель и председатель коллегии ЦАГИ (1921-1930). В 1928-1931 гг. директор ЦАГИ.
3 Цит. по: ЦАГИ - центр авиационной науки / Г.С.Бюшгенс, Е.Л. Бедржицкий. М., 1993. С. 24.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 148

№1

Из отчета о научной командировке заграницу старших инженеров экспериментально-аэродинамического отдела Г.М.Мусинянца, Д.И.Антонова, А.М.Изаксона, отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства В.Н.Чернышева и заведующего ЭАО и заместителя заведующего отделом ветряных двигателей ЦАГИ Г.Х.Сабинина

[Ноябрь]1928 г.

Осенью 1928 года Президиумом ВСНХа СССР были направлены в научную командировку заграницу на 3 месяца следующие инженеры ЦАГИ:

1) Сабинин Г.Х.
2) Мусинянц Г.М.
3) Антонов Д.И.
4) Изаксон A.M.
5) Чернышев В.Н.

Задания каждому для этой командировки были формулированы таким об­разом:

1)Сабинин Г.Х.: Ознакомление с последними достижениями как научными, так и промышленными в области построения и использования ветряных двигате­лей и ветросиловых установок. Кроме этой основной цели, попутное ознакомление с электрооборудованием лабораторий.

2)Мусинянц Г.М.: Изучить методику экспериментирования и конструкцию измерительных приборов в аэродинамических лабораториях, причем добыть по этим вопросам реальный материал для руководства в своей работе в институте по постановке экспериментов и конструированию оборудования лаборатории.

3)Антонов Д.И.: 
а) изучение конструкций измерительных приборов и их де­талей в применении к работам в аэродинамической лаборатории:
б)ознакомление с методикой экспериментов в аэродинамических лаборато­риях;
в) общее ознакомление с последними достижениями авиации.

4)Изаксон А.М: 
а) ознакомление с методами экспериментирования в загра­ничных аэродинамических лабораториях:
б) ознакомление с приборами для испытания винтов и с методикой их испытаний (в малую величину и в Н.В.);
в) осмотр самолетостроительных заводов под углом зрения получения ряда материалов для специального задания (конструктивные, расчетные и весовые данные).

5)Чернышев В.Н.: Ознакомление с металлическими, деревянными и сме­шанными конструкциями самолетов и их сравнение с точки зрения конструктив­ной и производственной.
________________________________________________________________________________________

а ВСНХ –Высший совет народного хозяйства.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 149

Исходя из этих заданий, план командировки предусматривал посещение аэ­родинамических лабораторий, авиационных (самолето- и моторостроительных) заводов и некоторых специальных учреждений следующих стран:

1) Сабинин Г.Х. - Германии, Дании и Голландии, и
2) Мусинянц Г.М., Антонов Д.И., Изаксон А.М., Чернышев В.Н. - Германии, Франции и Италии.

Дабы обеспечить наилучший прием в первую очередь в аэродинамических лабораториях, предположенных к посещению в этих странах, а также создать воз­можность наилучшего осмотра и ознакомления с оборудованием и методами рабо­ты в этих лабораториях, был направлен от имени ЦАГИ за подписью проф[ессора] С.А.Чаплыгина ряд соответствующих писем руководителям следующих лабора­торий:

в Германии:

1) проф[ессору] Прандтлю в Гёттингене1;
2) проф[ессору] Карману в Аахене2;
3) Институту в Адлерсгофе. [...]а

Благоприятные ответы были получены от всех лабораторий, за исключением лабораторий Эйффеля и Римской, от которых ответа вообще не было получено.
Нужно здесь же отметить, что подобная предварительная письменная связь с намеченными к посещению лабораториями чрезвычайно способствовала успеш­ному выполнению планов командировки, не говоря уже о том, что это обстоятель­ство сыграло значительную роль в деле своевременного получения въездных виз в эти страны.
В качестве подготовительной работы к командировке было проделано сле­дующее:
1. Все командируемые очень тщательно ознакомились с имеющимися отчета­ми о заграничных командировках инженеров ЦАГИ. имевших место в предыду­щие годы.
2.  Непосредственно перед отъездом заграницу все вновь посетили и осмотре­ли авиационные заводы: № 13, № 224 ,№ 245.
3.  По командировке Коллегии ЦАГИ инженеры Мусинянц. Антонов, Изак­сон и Чернышев ездили в Ленинград, где осматривали: завод « Большевик»6, Глав­ную палату мер и весов.
4. Все вновь ознакомились с имеющейся у нас описательной литературой по намеченным к посещению лабораториям.
Здесь же уместно будет отметить, что командируемые повезли с собой спе­циально изготовленные для этой цели непосредственно перед отъездом альбомы фотографий, характеризующие основные сооружения и приборы старой и новой аэродинамических лабораторий ЦАГИ по ветряным двигателям.
Эти альбомы от имени института были преподнесены с соответствующими надписями руководителям крупнейших посещенных аэродинамических лабора­торий.
Эти альбомы во многих местах оказались прекрасным средством удлинить время пребывания в данной лаборатории и получше ознакомиться с ее оборудо­ванием и работами.
_________________________________________________________________________________________
аДалее опущен перечень писем, направленных во Францию и Италию.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 150

Вся группа командируемых выехала из Москвы 22 августа 1928 г. и возвра­тилась в Москву 22 ноября 1928 г., пробыв, таким образом, в командировке точно 3 месяца.
Составленный предварительно маршрут пришлось затем несколько видоиз­менить по причине задержки в получении въездных виз во Францию и Италию.
В окончательном, осуществленном уже виде маршрут командировки был та­ков (подчеркнутые города - конечные пункты, места остановок):
Мусинянц Г.М.   1) Москва - Негорелое - Варшава - Стенч - Берлин.
Антонов Д.И.      2) Берлин - Лейпциг
Изаксон А.М.      3) Лейпциг - Берлин.
Чернышев В.Н.   4) Берлин - Мюнхен - Куфштейн (Австрийская граница) - Бреннеро (Итальянская граница) - Венеция.
5) Венеция - Болонья - Флоренция - Рим.
6) Рим - Неаполь.
7) Неаполь - Рим.
8) Рим - Генуя - Турин.
9) Турин - Милан.
10) Милан - Чиассо (Швейцарская граница) - Цюрих - Романсгорн (Швейцарско-немецкая граница) - Фридрихсгафен.
11) Фридрихсгафен - Линдау - Мюнхен.
12) Мюнхен - Кельн - Мангейм - Аахен.
13) Аахен - Геттинген.
14) Геттинген - Берлин.
15) Берлин - Дессау.
16) Дессау - Берлин.
17) Берлин - Льеж - Париж.
18) Париж - Льеж - Берлин.
19) Берлин - Гамбург.
20) Гамбург - Ленинград.
Инженер Сабинин Г.Х. имел, соответственно со своим заданием, маршрут несколько иной, совпадащий с остальной группой по Германии.
Его маршрут в осуществленном виде имел такой вид:
1) Москва - Негорелое - Варшава - Стенч - Берлин.
2) Берлин - Лейпциг.
3) Лейпциг - Берлин.
4) Берлин - Копенгаген.
5) Копенгаген - Берлин.
6) Берлин - Дрезден.
7) Дрезден - Фридрихсгафен.
8) Фридрихсгафен – Линдау – Мюнхен.
9) Мюнхен - Кельн - Мангейм - Аахен.
10) Аахен Геттинген

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 151

11)  Геттинген - Берлин.
12)  Берлин - Амстердам.
13)  Амстердам-Делфт
14)  Делфт - Роттердам.
15)  РоттердамДелфт.
16) Делфт - Шиндам.
17)  Шиндам - Лейден.
18)  Лейден - Амстердам.
19)  АмстердамБерлин.
20)  Берлин - Дрезден.
21)  Дрезден - Берлин.
22)  Берлин - Гамбург.
23)  Гамбург - Ленинград.
24)  Ленинград - Москва.

Ниже приводится список городов, посещенных командированными в каждой стране, с указанием времени пребывания в каждом городе.

ГЕРМАНИЯ

Сабинин Г.Х.

Мусинянц Г.М.

Антонов Д.И. Изаксон A.M. Чернышев В.Н.

Берлин

47 д.

24 д.

37 д.

Лейпциг

4 д.

4 д.

4л.

Фридрихсгафен

5 д.

3 д.

3 д.

Мюнхен

5 д.

5д.

5д.

Аахен

3 д.

3 д.

3 д.

Геттинген

2 д.

15 д.

2д.

Дессау

-

1 д-

1 д.

Гамбург

3 д.

3 д.

3 д.

Дрезден

2 д.

-

-

Итого:

71 д.

58 д.

58 д.

Ниже приводится список городов, посещенных командированными в каждой стране, с указанием времени пребывания в каждом городе.
[...]а

Ввиду того, что перед поездкой была проделана чрезвычайно тщательно и осторожно работа по предварительному составлению списка лабораторий, заво­дов и учреждений, намеченных к посещению, список этот в процессе выполнения подвергся очень небольшим изменениям.
Что же касается предполагаемого ориентировочно вначале времени пребыва­ния в каждой из лабораторий и заводов, то действительность показала всю оши­бочность этих предположений, основанную на неполном знакомстве с условиями посещений заграничных учреждений и предприятий.

Приводимая ниже таблица заключает в себе перечень всех лабораторий, за­водов и учреждений, как намеченных вначале, так и в действительности посещен­ных, с указанием времени пребывания в каждом месте. Нужно отметить, что в подавляющем большинстве случаев возможность более длительного пребывания в данной лаборатории или заводе была совершенно исключена.
_________________________________________________________________________________________
а Далее опущен список городов Италии, Франции, Голландии и Дании.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 152

Перечень объектов посещения с указанием времени пребывания.

Город

Наименование учреждения

Время пребывания в данном учреждении

ГЕРМАНИЯ
Берлин




Лейпциг 
Фридрихсгафен 

Мюнхен 

 Аахен


Геттинген 
Дессау  
Гамбург 

 

Завод Рорбаха7
[завод ] Альбатрос8
Сименс Шуккерт
Авиационная выставка

Техническая Месса9
Завод Дорнье10
Лаборатория Цеппелина11  
Технический музей  

Аэродинамическая лаборатория Карман
Лаборатория Прандтля
Завод Юнкерса12
Лаборатория Юнкерса13
Гидроканал  
Осмотр порта  
 

3 часа  
3 [часа]  
5 [часов]  
35 [часов] 


22 [часа]
  
3 [часа]    
3 часа  
20 [часов] 

6 [часов]  
6 [часов]а   
2,5 [часа]     
4 [часа]    
1,5 [часа] 
2 [часа]

Итого по Германии

116 часов

   [...]б

Для получения более ясного представления об общих условиях протекания командировки по отдельным странам и о балансе времени, что представляет боль­шой интерес как для органов, направляющих в подобные командировки, так и для лиц, предполагающих в подобную командировку ехать, здесь дается сводный ба­лансв расхода времени по отдельным странам. Нужно отметить при этом, что в общем и целом данная командировка протекала чрезвычайно организованно и без особых затруднений, так что приводимые цифры можно считать оптимальными.

Время пребывания в командировке по странам таково:

Страна

Колич[ество] суток

Количество часов рабочего времени

Примечания

Германия

58

348 ч[часов]

Считая условно по 6 ч[часов]

Италия

16

96ч[часов]

раб[очего] вр[емени] в сутки

Франция

10

60 ч[часов]

 
   
Анализируя расход времени, мы выделяем следующие рубрики:
_________________________________________________________________________________________
а Лишь Г.М.Мусинянцу удалось там пробыть в продолжение примерно 2-х недель (Прим. док.).
6 Далее опущен перечень объектов посещения с указанием времени пребывания во Франции и Италии.
вСоставлен на основании точных записей, производимых инженером А.М.Изаксоном во время поездки. Полученные результаты примерно можно отнести и ко всем остальным участникам поездки (Прим. док.).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 153

1. Время пребывания в лабораториях, на заводах, в музеях, на выставках, в учреждениях, согласно задания и пр[очее], названное нами «полезно-затраченное время».
2. Время, потраченное на осмотр городов, памятников старины, исторических мест, развалин, музеев искусств и пр[очее], названное нами «туристское время».
3. Время, потраченное на посещение торгпредств, полпредств, всякие реги­страции, получение виз, переговоры о разных посещениях, необходимые закупки, выяснение и урегулирование денежных дел, названное нами «на организацион­ные вопросы».

Остальное время уходило на переезды, ходьбу, отдых и пр[очее].

Таким образом, получается:

Страна

Колич[ество] рабоч[их] часов

Полезно-затрачен[ное] время

Туристское время

Организац [ионные] вопросы

в час

в %

в час

в %

в час

в %

Германия

Италия

Франция

348

96

60

116

24

15,5

33.4

25

25,8

23

40

24

6,6

41.7

38.4

156а

19

19

44.8

19.8

31,7

 

Время, затраченное на переезды, выражается так:

Германия                                           -        100 час[ов]
Франция                                            -       18 час[ов]
Италия                                               -        66 час[ов]
Переезд за границу и обратно в СССР - 142 час[а]

Итого:                                                  326 часов.

Приведенный баланс времени отнюдь не может служить для окончательных выводов об эффективности командировок по отдельным странам. Он является примерным отображением общих внешних условий протекания подобных коман­дировок и на большее рассчитывать не может.
Отчет о поездке состоит из:
1) подробного описания итальянских аэродинамических лабораторий (в Риме и Турине).
2) данные о германских и французских аэродинамических лабораториях, не имеющиеся или неполно изложенные в отчете Черемухина А.М. о заграничной командировке.
3) Несколько более детальные данные о работе лаборатории Прандтля.
4) Впечатления о самолетостроительных заводах Германии, Италии, Фран­цииб.
5) О ветряном хозяйстве.

РГАНТД. Ф. Р-217. Оп. 3-1. Д. 9. Л. 1а-4. Копия. Машинопись.

_________________________________________________________________________________________
а В эту цифру входит время, потраченное на поиски денег, получение их и пр[очее] в связи с денежными делами в колич[естве] 21 часа (Прим. док.).
б 1-4 части содержат сугубо технические описания и не публикуются.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 154

№2

Из отчета о научной командировке заместителя заведующего отделом ветряных двигателей ЦАГИ Г.Х.Сабинина в Германию, Данию и Голландию

 

[Ноябрь] 1928 г.

 

За время командировки, продолжавшейся 3 месяца, осмотрены следующие учреждения: Германия Берлин

1. Завод Сименс-Гальске14, слабые токи. Осмотр лаборатории и музея.
2. Завод Сименс-Шукерт, завод крупного электромашиностроения. Осмотр завода.
3. Консультация с проф[ессором] инженером М.Лифшитцом по поводу применения асинхронных и синхронных генераторов для ветроэлектрических стан­ций и улучшения...а
4. Посещение Международной авиационной выставки в Берлине (8 посе­щений).
5. Осмотр военного музея. Лейпциг
6. Техническая Месса в Лейпциге, 3 посещения.
7. Осмотр завода. Дрезден
8. Осмотр завода ветряных двигателей «Герцог».
9. Осмотр действующей ветроэлектрической станции с диаметром ветряного колеса 12 м. системы «Герцог» в 80-ти километрах от Дрездена.
10. Осмотр соединенных заводов «Windturbinenwerke»15. Мюнхен
11. Осмотр завода авиационных моторов BMW16.
12. Осмотр Мюнхенского Национального музея, 4 посещения. Фридрихсгафен
13.  Осмотр лаборатории и музея конструкций, цепеллина и дирижабля ZL 127.
14. Осмотр авиационного завода «Дорнье». Аахен
15. Осмотр Аэродинамического института высшей технической школы. Геттинген
16. Осмотр Аэродинамического института кайзера Вильгельма17, беседа с проф[ессором] Прандтлем и проф[ессором] Бетцем18.
[...]б

Филиал РГАНТД. Ф. Р-217. Оп. 3-1. Д. 9. Л. 18. Копия. Машинопись.

_________________________________________________________________________________________
а Так в документе.
б Далее опущен перечень учреждений, осмотренных в Голландии и Дании.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Страница 155

Примечания

1 Лаборатория Прандтля - аэродинамическая лаборатория, основанная профессором Л.Прандтлем в Геттингене (Германия).
2 Аахенская лаборатория - лаборатория технической механики в Университете Аахена.
3 Завод № 1 - основанная в 1894 г. московская мастерская «Дукс», производившая ве­лосипеды, в начале XX в. превратилась в завод по производству дирижаблей и аэропланов, с 1918 г. - Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ-1). До 1940 г. заводом освоено производство 23 типов самолетов.
4 Завод № 22 — Государственный авиационный завод в Филях. Основан в 1923 г., когда недостроенные корпуса Русско-Балтийского вагоностроительного завода начала осваивать фирма «Юнкерс». В середине 1925 г. Юнкерс вышел из концессии, а в марте 1927 г. кон­цессия в Филях прекратила свое существование де-юре. Завод перешел в ведение Авиа­треста, а затем Глававиапрома. 14 мая 1927 г. Совет Труда и Обороны перевел из Петров­ского парка часть цехов завода № 5 («Самолет»), занятых выпуском полутораплана Р-3, на промплощадку в Филях и образовал Государственный авиационный завод № 7 (через пять месяцев в рамках засекречивания авиапроизводства в стране завод получил номер «22», а еще месяц спустя и имя «Х-летия Октября»).
5 Завод № 24 - завод им. М.В. Фрунзе. Создан путем объединения заводов Икар и Мо­тор в 1927 г. В 1920-1930-е гг. завод производил авиационные поршневые двигатели М-4, М-5, М-6, М-11, М-15, М-17, М-26, АМ-34, АМ-35, АМ-37, АМ-38, М-62, М-63, строил ряд опытных двигателей.
6 Завод «Большевик» - бывший Обуховский завод в Ленинграде, одно из крупнейших промышленных предприятий в России. В цехах завода были созданы первый отечествен­ный авиационный двигатель, первый трактор и серийный танк В 1922 г. Обуховский завод переименовали в «Большевик».
7 Завод Рорбаха - авиастроительный завод в Берлине, основанный инженером Адоль­фом Карлом Рорбахом. где он разработал несколько моделей летающих лодок.
8 Завод Альбатрос - самолетостроительный завод в Берлине, выпускавший истребители.
9 Техническая Месса.
10 Дорнье - авиастроительный завод, основанный в 1914 г. Клаудиусом Дорнье в Фри- дрихсхафене, занимавшийся строительством металлических летающих лодок и бомбарди­ровщиков для Люфтваффе.
11 Лаборатория Цеппелина - главная лаборатория немецкого воздухоплавания по про­изводству дирижаблей.
12 Завод «Юнкерс» в Дессау был самым большим заводом в мире, строящим металли­ческие самолеты.
13 Лаборатория Юнкерса - лаборатория, основанная конструктором Гуго Юнкерсом, учредившим в Дессау предприятия газовой аппаратуры (1895), экспериментальных двига­телей (1889) и отопительных приборов (1908).
14 Сименс-Гальске - фирма, основанная немецким инженером Вернером Сименсом со­вместно с Иоганном Гальске, занимавшаяся кроме электротелеграфии широким кругом работ в области точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов.
15 Windturbinenwerke - завод ветряных двигателей.
16 BMW («Баварские моторные заводы») - завод авиационных двигателей в Мюнхене.
17 Аэродинамический институт кайзера Вильгельма - Институт гидро- и аэродинами­ки. основанный Л. Прандтлем в Геттингене. Входил в систему академических институтов, объединенных под эгидой Общества имени кайзера Вильгельма.
18 Бетц Иоганн Альберт (1885-1968) - немецкий инженер и ученый в области механики, член Геттингенской АН. Окончил Высшую техническую школу, Берлин-Шарлоттенбург, затем Геттингенский университет. С 1922 г. работал там же (с 1940 г. - профессор), ди­ректор Института аэродинамических исследований, директор Института им. Макса План­ка. Основные работы относятся к теории конформных преобразований и к аэродинамике. Исследовал также проблему использования энергии ветра, проблемы механики упругой и неупругой жидкости, теорию подобия и теорию крыла. Изучал влияние турбулентности на несущие поверхности самолета.

РГАНТД
РГАНТД