Главная → Использование → Статьи, информации

Изобретатель парашютов Н.А. Лобанов и его деятельность в годы Великой Отечественной войны (по документам филиала РГАНТД)


«Рожденный ползать, летать не может». Человек не устает опровергать эту фразу. Однако чем выше он взлетает, тем выше вероятность падения и для его предотвращения человечество изобрело парашют. Николай Александрович Лобанов является, пожалуй, одним из самых знаменитых изобретателей в области парашютостроения. Он посвятил почти всю свою жизнь разработке новых видов парашютов и добился значительных успехов на этом поприще.

Родился Н.А. Лобанов 25 июля 1909 г. в семье учителя. В 1930 г. работал в первой в СССР мастерской по изготовлению парашютов в г. Москве, разрабатывал различные приспособления, используемые в военное время – шлем-маска, замедлитель авиабомб и др.1

После окончания в 1931 г. индустриального политехникума Н.А. Лобанов работал на парашютном заводе в Тушино в должностях техника-технолога, старшего конструктора, начальника Опытного конструкторского бюро, главного инженера предприятия, затем возглавил конструкторскую бригаду, занимавшуюся исследовательской и испытательской работой.

Перед коллективом стояла важнейшая задача – создать надежный отечественный парашют, который выдержал бы нагрузку, получаемую парашютом сразу после раскрытия и изыскать такую форму купола парашюта, которая бы при наименьшей затрате материала и простоте изготовления обеспечивала наименьшую скорость снижения парашютиста и препятствовала его раскачиванию.

В 1935 г. Н. А. Лобанов пришел к выводу, что большая часть материала парашютов не способствует уменьшению скорости падения, так как излишки материала загибаются в промежутках между стропами.2 Именно Лобановым была предложена новая форма парашюта: квадратная и плоская, а в 1935 г. новый парашют с переменной скоростью движения был принят в эксплуатацию.

В 1937 г. Н.А. Лобановым был разработан прямоугольный парашют, который имел четыре боковых среза, служащих направляющими полуканалами для выхода воздуха при спуске, чем обеспечивалась устойчивость парашюта.3

В годы Великой Отечественной войны Н.А. Лобанов не прекращал свою изобретательскую деятельность. В филиале РГАНТД на постоянном хранении находится несколько заявок на изобретения, поданные Н.А. Лобановым в 1941-1945 гг.


Н. А. Лобанов. Составной грузовой парашют.1942 г. Заявочные материалы на изобретение.Чертеж.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп.50-5. Д.1018. Л.4.

В заявке «Способ укладки парашюта»,4 идет речь о новом способе укладки парашюта. Необходимо указать, что первоначально Н. А. Лобанов подавал заявку на патент парашюта для авиабомб и осветительных артснарядов,5 но сумел добиться авторского свидетельства только на особый способ укладки парашюта.6 Кроме того, в этом деле слово «авиабомбы» везде закрашены черным цветом.7 К тому же здесь имеется интересный документ с точки зрения документоведения: начальнику бюро по изобретательству Наркомата легкой промышленности СССР Макуриной начальником сектора секретных изобретений Сидоровым было указано на несвоевременное проставление номеров и приоритетов заявок изобретателей при отправлении дел в сектор секретных изобретений.8

В заявке «Составной грузовой парашют»9 от 29 августа 1942 г. содержится описание одного из самых интересных, на наш взгляд, парашютов. Парашюты для больших грузов (танков, пушек, мотоциклов, бензобаков и т.д.) в целях обеспечения нормальной скорости снижения, должны быть больших размеров. Изготовление таких размеров парашютов крайне сложно. Купол имеет значительный вес, в результате чего усложняется процесс его изготовления.

Для устранения недостатков и максимальной стандартизации производства Н.А. Лобанов предложил изготавливать составной грузовой парашют прямоугольной формы, состоящий из отдельных парашютов малых размеров, выпускаемых парашютным производством без особых затруднений. Интересна также возможность использования частей составного парашюта по отдельности. Соединение парашютов малых размеров между собой для создания одного парашюта больших размеров осуществляется с помощью связывания петель и тесем, укрепленных на кромках парашютов малых размеров.10

Отличием этого парашюта от других являлось наличие взаимно пересекающихся небольших щелей на поверхности парашюта.11 Это позволяло обеспечить хорошую устойчивость парашюта при его снижении.

В деле имеется жалоба Лобанова Н.А. и просьба о повторной экспертизе, так как отказ на основании похожести на германский патент не был состоятельным. Автору удалось убедить экспертов, что его идея значительно отличается от ранее известной и, к тому же, более проста в осуществлении, облегчает работу по изготовлению купола и экономит пространство цеха.12

Заявка Н.А. Лобанова «Парашют»13 от 9 января 1943 г. также представляет значительный интерес. Во-первых, заявление и описание изобретения написаны собственноручно автором карандашом. Во-вторых, в ответ на отказ о выдаче авторского свидетельства Н.А. Лобановым была подана жалоба об отсутствии основания для отказа и о некомпетентности лиц, составивших постановление.14

В этом деле описывается применяемый для снижения человека десантный парашют образца 1942 г. «ПД-42». Предлагаемый парашют ПД-42 отличался от существующих десантных парашютов наличием парашютного мешка корытообразной формы, которая обеспечивает вытягивание в начале купола парашюта, а затем строп из ранца, как при принудительном, так и при ручном раскрытии парашюта. Кроме того, в парашюте есть две системы раскрытия: ручная и принудительная. Они действуют независимо друг от друга.15

К сожалению, в заявке «Парашют»16 от 19 февраля 1944 г. отсутствует экспертное заключение и решение о выдаче или отказе в патенте. Тем не менее, это изобретение также заслуживает внимания.


Н.А. Лобанов. Парашют. Март 1945г. Заявочные материалы на изобретение.Чертеж
Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.51-5. Д.1269. Л.12.

В описываемом изобретении с целью снижения нагрузок, действующих на парашют при раскрытии, последний снабжен вспомогательной парашютной системой, состоящей из 2-х парашютиков, раскрывающихся с момента сбрасывания груза с самолета, в то время как основной парашют находится в парашютной камере в уложенном состоянии. Основной парашют вводится в действие с помощью вспомогательных парашютиков при достижении определенной скорости спуска груза.17

Отличием этого парашюта является применение двух дополнительных парашютов, из которых первый связан с основным парашютом, а второй – с пружинным замком, освобождающим основной парашют при растяжении пружины до величины, соответствующей определенной заранее заданной скорости снижения груза.18

Заявка «Парашют»19 от 16 марта 1945 г. описывает парашют с полюсным отверстием большого размера, центральными стропами с амортизатором и дополнительным тормозящим парашютиком (парашют минимального объема). При введении парашюта в действие, при больших скоростях, на парашют действуют нагрузки, в 20 раз превышающие вес груза.20

Для обеспечения необходимой прочности купол парашюта необходимо усиливать дополнительными тесьмами и применять большое количество строп-шнуров. Все это приводит к значительным габаритным размерам парашюта. Такой парашют часто не удается вместить в отведенный объем парашютной камеры, увеличение же объема парашютной камеры подчас невозможно осуществить из-за ограниченных условий подвешивания груза к самолету или ограниченных габаритных размеров артиллерийских снарядов.

Для создания прочного парашюта, имеющего минимальный объем, предлагается конструкция парашюта, работающая по следующей принципиальной схеме. Парашют входит в действие, при этом основной парашют не наполняется, чему способствует чехол, охватывающий нижнюю кромку основного парашюта. Первым наполняется дополнительный тормозящий парашютик, который, оборвав вытяжную стропу, растягивает амортизатор на длину предохранителя и одновременно растягивая чехол, силой сопротивления уменьшает скорость груза. Хотя нижняя кромка основного парашюта и освобождена, но так как полюсное отверстие имеет значительный размер (20% от площади основного парашюта), а центральные стропы не натянуты, то основной парашют не наполняется и уменьшение скорости груза происходит в основном за счет сопротивления дополнительного тормозящего парашютика.

К моменту, когда скорость груза достигнет такой величины, при которой нагрузки, действующие на основной парашют, будут допустимые прочностью парашюта, упругая сила амортизатора, преодолевая уменьшающуюся силу сопротивления дополнительного тормозящего парашютика, втягивает последний и одновременно с этим центральные стропы внутрь купола. При этом центральные стропы втягивают внутрь купола кромку полюсного отверстия, чем способствуют началу и дальнейшему полному наполнению основного парашюта. Дополнительный тормозящий парашютик при этом падает.

Таким образом, подобрав соответственно площадь дополнительного тормозящего парашютика, длину и сечение амортизатора нетрудно обеспечить автоматическое введение в действие основного парашюта при малой скорости груза независимо от величины его скорости при сбрасывании и, тем самым, обеспечить действие малых нагрузок на парашют, что и обеспечит создание прочного парашюта, имеющего минимальный объем.21

Благодаря особой конструкции пропадала необходимость в увеличении площади полотна парашюта, что облегчало его создание и упрощало использование.


Н. А. Лобанов. Парашют. Заявочные материалы на изобретение. 1944 г. Чертеж.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп.51-5. Д.215. Л.8.

Особенность данного дела заключается в объединении двух разных дел, поданных автором в разные ведомства: Наркомата военно-морского флота и Наркомата обороны. Бюро изобретений Госплана СССР было вынесено решение объединить дела в одну заявку с целью предотвращения дублирования.22 Патент Н.А. Лобанову был выдан сразу, без предоставления каких-либо дополнительных пояснений и заключений экспертов.23

Однако, невозможно изучить деятельность конструктора только по его изобретательской деятельности. Н.А. Лобанов не только изобретал парашюты, но и активно участвовал в их совершенствовании и исследовании возможностей дальнейшего развития парашютного дела. Доказательством тому служат документы Научно-исследовательского института автоматических устройств (НИИАУ), в котором Н.А. Лобанов работал в качестве научного руководителя многих научно-технических разработок.24

В фонде института, имеющегося на постоянном хранении в филиале РГАНТД, имеются научно-исследовательские отчеты по экспериментальным и теоретическим исследованиям отдельных типов и моделей парашютов и их частей. В состав конструкторской документации вошли документы по проектированию парашютов (людских, спасательных, десантных грузовых) и парашютно-десантного снаряжения. Управленческая документация представлена тематическими планами научно-исследовательских и опытно-констукторских работ, приказами директора института по основной деятельности.25 В фонде отложилась научно-исследовательская и конструкторская документация, разработанная сторонними организациями, работавшими по тематике института за 1935-1945 гг.26

Судьба изобретения после выдачи автору патента или авторского свидетельства еще не вполне определена: модель может не пройти испытания или не оправдать надежд. С помощью документов НИИАУ можно проследить дальнейшую судьбу каждого разработанного Н.А. Лобановым парашюта.

В научно-исследовательском отчете «Испытание куполов парашютов ПД-41-2 и ПД-41-1»27 за 1942 г. содержится программа испытаний парашютов, отличающихся от серийных наличием хлопчатобумажной ленты. Целью исследования являлось выявление эксплуатационных качеств и свойств данной ленты. Условиями испытания были: 3-4-х кратная переукладка парашюта в мешки в соответствии с инструкцией; сбрасывание манекенов на испытываемых парашютах; проведение испытателями по 3 прыжка, из которых 1 или 2 необходимо было осуществить с ручным раскрытием в условиях, соответствующих испытаниям серийной продукции.28

Необходимо отметить, что, несмотря на подробную программу мероприятий по тестированию данного парашюта, результаты испытаний в деле не приведены.

Не меньший интерес представляет и «Программа сравнительных испытаний парашютов принудительного раскрытия».29 Испытанию подлежали парашюты: «ПД-42» с квадратным куполом из узкого перкаля с карманами по нижней кромке площадью 70 м2, «ПД-6-42», «ПД-41-1» серийный. Для проведения наземных и воздушных испытаний выделялись по 4 штуки каждого типа парашютов.

Целью наземных испытаний было определение надежности вытаскивания фалы при любом положении тела и действия раскрывающегося приспособления при ручном раскрытии парашюта. Воздушные испытания были намного обширнее, что обуславливалось необходимостью тестирования парашютов в реальной работе.30

Программа испытаний приведена в таблице с пояснениями для каждого парашюта. Отдельно отмечено, что необходимо принять меры для обеспечения всех прыжков киносъемкой. 31

После проведения испытаний было установлено, что купол парашюта трапецевидной формы с измененным раскроем и раскладкой работает нормально и обеспечивает время раскрытия парашютов в пределах технико-технических требований и было принято решение допустить к производству парашюты типа «ПД» и «ПЗ», имеющие купола с карманами по нижней кромке трапецевидной формы.32

Большим количеством изобретений и научных разработок, сделанных Н.А. Лобановым в годы Великой Отечественной войны, его вклад в парашютное дело не ограничивается.

В 1944 г. им были предложены таблицы и графики максимальных нагрузок, действующих на парашют при его раскрытии, с помощью которых без многократных проб и громоздких расчетов можно было менять систему работы парашютов, которая обеспечивала минимальные нагрузки, действующие на парашют при его раскрытии. Это было необходимо для создания оптимальной конструкции парашюта минимального объема. Эти таблицы и графики могли использоваться как учеными-изобретателями для расчета новых видов парашютов, так и работниками парашютно-десантных служб, эксплуатирующих парашюты.33


Н.А. Лобанов. Десантный парашют образца 1942 г. «ПД-42». Заявочные материалы на изобретение. Чертеж. Автограф автора. 1943 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп.50-5. Д.904. Л.7.

Очевидно, что Н.А. Лобанов внес большой вклад в развитие парашютизма, но судьба его изобретений была достаточно сложной. Почти по каждой заявке на изобретение автору приходилось доказывать уникальность той или иной конструкции парашюта и приспособлений для него. Результата по выдаче авторского свидетельства или патента он ждал по нескольку лет, некоторые так и не были получены. И это неудивительно – доказать новизну своего изобретения ему было достаточно сложно, так как часто он предлагал такие конструкции парашютного купола, с которыми эксперты Комитета по изобретениям и открытиям были незнакомы.

В послевоенное время Н.А. Лобанов продолжал руководить разработкой парашютов для авиации и космонавтики, сконструировал парашют с квадратным куполом. Его вклад в отечественную науку высоко оценило руководство страны – Н.А. Лобанов является лауреатом двух Сталинских (1941, 1952) и Ленинской (1965) премий. Награжден орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», различными медалями.34

Посвятив все свою жизнь парашютизму, Николай Александрович считал, что до совершенства конструкторам очень далеко. Но при этом, он был уверен, что эксперименты с парашютами для людей не могут быть бесконечными, так как чем сложнее они становились, тем больше вероятность отказа какой-либо детали. Создание совершенного, но простого по конструкции парашюта Н.А. Лобанов считал главной целью конструкторов будущего.35

Задыхина А., студентка III курса исторического факультета СамГУ
Научный руководитель: к.и.н., доцент Санникова Н.А.
Научный консультант: Гл. специалист филиала РГАНТД Антонова Л.Е.



1 Академик. Энциклопедия техники. [Электронный ресурс].
2 Антонова Л.Е., Солдатова О.Н, Фисюк Т.Н. Развитие авиационной науки и техники в СССР. 1920-1946 гг. тематический обзор фондов филиала РГАНТД и публикация архивных документов Изд-во "НТЦ", 2010. С. 258.
3 Там же. С.259
4 Филиал РГАНТД. Ф.Р-1.Оп.49-5. Д.2767
5 Там же. Л.2
6 Там же. Л.14
7 Там же. Л.2, 3, 5
8 Там же. Л.7
9 Там же. Оп.50-5. Д.1018
10 Там же. Л.4
11 Там же. Л.4 об.
12 Там же. Л.18
13 Там же. Д.904
14 Там же. Д.5
15 Там же. Л.3
16 Там же. Оп.51-5. Д.215
17 Там же. Л.11
18 Там же. Л.12
19 Там же. Оп.51-5. Д.1269
20 Там же. Л.3
21 Там же. Л.3 об.
22 Там же. Л.6
23 Там же. Л.15
24 Там же. Ф.Р-431. Оп.3-1. Д.39, 41, 42, 68; Оп.8-1. Д.149, 1053
25 Филиал РГАНТД. Путеводитель. В двух частях. Часть I. Редколлегия: И.Н. Давыдова, С.Н. Супранова (отв. ред.). Самара, Изд-во «Научно-технический центр», 2000. С. 536
26 Там же. С.537
27 Филиал РГАНТД. Ф.Р-431. Оп.8-1. Д.149
28 Там же. Л.1
29 Там же. 3-4
30 Там же. Л.5
31 Там же. Л.10
32 Там же. Л.11
33 Там же. Оп.3-1. Д.68
34 Академик. Энциклопедия техники. [Электронный ресурс].
35 Люди пытливой мысли (по архивным документам). Историко-технический альманах. Ред. коллегия: И.Н. Давыдова, Л.Ю. Покровская, О.С. Максакова. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. С. 319.

РГАНТД
РГАНТД