Главная → Новости

5 ноября 2015 г. в 14.00 в читальном зале филиала РГАНТД состоялось открытие историко-документальной выставки «Уникальные проекты Страны Советов».

Масштабные научные и творческие проекты советских ученых часто опережали время, ускоряли и семимильными шагами продвигали научно-технический прогресс. Покорение космоса, использование атомной энергии, создание новых видов техники, сотовой связи, казавшееся раньше фантастическим, прочно вошло в жизнь и стало обыденным.

В филиале федерального казенного учреждения «Российский государственный архив научно-технической документации» имеется множество свидетельств тому, насколько разнопланово развивалась научная мысль ученых и инженеров в СССР. На выставке «Уникальные проекты страны Советов» представлены документы по разработке некоторых уникальных видов транспорта, строительной техники, масштабных проектов, многие из которых в последствии были осуществлены и воплощены в жизнь, некоторые из них не реализованы до сих пор.

- На территории Московского Кремля, который является самой крупной сохранившейся и действующей крепостью на территории Европы, находятся уникальные объекты, созданные в прошлом столетии отечественными инженерами и конструкторами: звезды Московского Кремля, Дворец съездов, Мавзолей Ленина. На постоянном хранении в филиале РГАНТД имеются экспликации Кремлевских звезд, методы их золочения; документы по разработке и созданию уникального освещения, звукового и кино-оснащения Кремлевского Дворца Съездов; реставрации и созданию освещения саркофага Ленина, воспроизведению образцов его одежды и обуви.

- К уникальным строительным сооружениям относятся здания высотой более 75 метров, при строительстве которых используются нестандартные методы расчета и возведения. В 1947 г., в год 800-летия Москвы, правительством страны было решено возвести в столице восемь таких зданий, названных в последствии «Сталинскими». Они должны были олицетворять мощь СССР и советского народа. К ним относятся: здание МИД на Смоленской-Сенной площади, здания на Кудринской (Восстания) площади, площади Красных ворот, Котельнической набережной, главное здание Московского государственного университета, гостиницы Украина и Ленинградская.

- К уникальным проектам относятся и строительные краны УБК-3-49 и УБК-5-49, с помощью которых эти высотки были построены. Группа ученых под руководством П.П. Велихова была удостоена Сталинской премии за разработку и создание этих кранов. На выставке представлены фотографии высоток, образцов внутреннего оформления жилых помещений, этапов строительства, а также заявочные материалы на изобретение строительных кранов.

- Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире Байкало-Амурская (БАМ). Дорога пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Ее трасса пересекает 11 полноводных рек, таких как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур и семь горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе-Алиньский и Тукурингрский. Более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. На трассе пробито восемь тоннелей общей длиной 25,3 км, построено 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков. Основной путь Тайшет - Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 1984 гг. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 г. Объём грузоперевозок за 2014 г. составил около 12 млн тонн. В настоящее время БАМ работает на пределе пропускной способности. Ведётся модернизация магистрали с целью увеличения грузопотока вдвое до 50 млн тонн в год. На выставке представлен комплекс документов по проектированию и строительству БАМ за 1938-1975 гг. и жилых поселков вдоль магистрали; уникальные фотографии с места строительства, карты, схемы, рисунки, сметная и другая документация.

- Одним из грандиозных неосуществленных проектов СССР ХХ века является переброска части стока северных рек в Казахстан и Среднюю Азию (поворот северных рек, поворот сибирских рек), разработанный для обеспечения водой засушливых регионов страны. Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде (Казахстан, Узбекистан). Проект разрабатывался Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз) в соответствии с постановлением правительства около 20 лет назад. Над ним работало более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно- исследовательских институтов, 32 союзных министерства и 9 союзных республик. 26 ноября 1985 г. в Академии наук СССР было принято постановление «О научной несостоятельности методики прогнозирования уровня Каспийского и солёности Азовского морей, использованной Минводхозом СССР при обосновании проектов переброски части стока северных рек в бассейн реки Волги». На выставке представлены карты переброски северных рек, анализ понижения уровня Каспийского моря, способы и методы пополнения водных ресурсов Казахстана и Узбекистана и другие документы.

- Уникальной является разработка отечественного легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга», созданного в 1956 г. на Горьковском автозаводе группой конструкторов под руководством А.А. Липгарта. Автомобиль воплотил в себе самые современные конструкторские идеи советских инженеров, создавших один из самых востребованных автомобилей, который пользовался заслуженным успехом не только в СССР, но и во многих станах мира. ГАЗ-21 неоднократно модернизировался и имел множество модификаций, делавших его пригодным к использованию даже в странах с тропическим климатом. «Волга» стала не только самым массовым, но и самым любимым легковым советским автомобилем, ее часто использовали при съемках кинофильмов. На выставке представлены отчеты по испытанию автомобилей ГАЗ-21 «Волга», созданию материалов и образцов тканей для оформления салона, фотодокументы, отражающие этапы строительства советского павильона на выставке в Брюсселе, на которой «Волга» получила Гран-при и начала свое победное шествие по миру.

- Самолет ТУ-114, разработанный в ОКБ-156 в 1957 г. под непосредственным руководством А.Н. Туполева, также был удостоен «Гран-при» Брюссельской выставки. Серийное производство самолета было организовано на заводе № 18 в г. Куйбышеве (ныне Самара). Мировое признание он получил как самый безопасный пассажирский самолет и удерживал это лидерство на протяжении более 10 лет. На выставке представлены отчеты по эксплуатационным, летным испытаниям и о техническом рейсе самолета Ту-114, выполненном по маршруту Москва-Хабаровск.

- Уникальным по своей конструкции является пассажирский сверхзвуковой самолет ТУ-144, также спроектированный в ОКБ Туполева. Самолет не имел таких элементов конструкции крыла как закрылки и предкрылки, торможение осуществлялось при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла. ТУ-144 стал первым в мире пассажирским самолетом, преодолевшим звуковой барьер. На стендах выставки представлены: протокол макетной комиссии, схемы самолета, фотографии салонов и кабины экипажа самолета ТУ-144 и другие документы.

- Мировое признание получили советские суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета», экранопланы «Орленок» и «Морской дракон», разработанные в ЦКБ судов на подводных крыльях под руководством Р.Е. Алексеева. Первые в мире суда на подводных крыльях, серийно производившиеся на заводе «Красное Сормово» экспортировались во многие страны, включая Францию, Англию, Италию, ФРГ, США, Индию, Пакистан, а СССР стал обладателем самого большого в мире флота судов на подводных крыльях. На выставке представлена переписка руководства ЦКБ с Всесоюзным экспертно-импортным объединением «Судоимпорт» по вопросам экспорта судов на подводных крыльях в страны Европы и Азии, документы об экспонировании разработок ЦКБ на выставках, жизни и деятельности руководителей ЦКБ Р.Е. Алексеева и Н.А. Зайцева.

- Для обеспечения северных регионов нашей страны электроэнергией в конце 1960-х гг. была спроектирована и создана уникальная плавучая гидроэлектростанция «Северное сияние». Она явилась результатом труда коллектива конструкторов ЦКБ-51 «Вымпел» под руководством В.В. Иконникова. На выставке представлены документы по разработке атомной плавучей гидроэлектростанции «Северное Сияние»: проектная документация, план проводки станции к районам потребления электроэнергии, сведения о потребности в ней.

- Уникальными по своей конструкции являются станки, разработанные Станкостроительным заводом (ОАО «Станкостроительный завод»), являющимся старейшим предприятием нашего города. За разработку станков предприятие было награждено орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции. На стендах выставки представлены чертежи различных видов станков за 1941-1960 гг., в том числе в экспортном варианте.

Кроме того, на выставке экспонируются заявочные материалы на изобретения конструкторов А.А. Липгарта («ГАЗ»), А.Н. Туполева (ОКБ-156), Р.Е. Алексеева, Н.А. Зайцева (ЦКБ судов на подводных крыльях), В.В. Иконникова, П.М. Мугалева, В.Е. Губанова (ЦКБ-51 «Вымпел»), внесших своими разработками большой вклад в мировую и отечественную науку и технику.

Выставка будет работать с 6 ноября по 18 декабря 2015 г. Экскурсии по предварительной записи по т. 336-24-51, вход бесплатный.

Итоги работы выставки

Все новости

РГАНТД
РГАНТД