Главная → Новости

15 сентября 2016 года в филиале РГАНТД состоялось открытие историко-документальной выставки «Фильм, фильм, фильм», посвященной году кино.



Регламент выставки

После демонстрации фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1895 г. кинематограф в России начал развиваться достаточно быстро.  Так уже на рубеже столетий обозначились такие два вида кино, как игровое и научно – популярное. 2016 г. объявлен годом российского кино. Истории создания и развития отечественного кинематографа посвящена историко-документальная выставка «Фильм, фильм, фильм…», подготовленная на основе архивных документов, имеющихся на постоянном хранении  в ФКУ «Российский государственный архив научно-технической документации», Российском государственном архиве кинофотодокументов, Центральном государственном архиве Самарской области.

- В 1929 г. в стране создается Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), который  неразрывно связан с историей отечественного кинематографа. НИКФИ  объединил деятельность ученых и специалистов с творческим процессом создания кинокартин. Основателем и первым руководителем НИКФИ были К.В. Чибисов и Е.М. Голдовский. Истории создания института,  его первым разработкам посвящен первый раздел выставки «История кино в цифрах и фактах». На стенде представлены  документы об утверждении состава правления института, отчет о работе института с момента создания до 1931 г., сводная таблица количества звуковых картин, снятых в 1931-1946 гг., а также документы о проведении первых съемок хирургических операций.

- В 1929 г. начались поиски методов создания стереоскопического изображения: очковым занимались  профессор Е.М. Голдовский и  В.Л. Левингтон, поляризационным - профессор Н.А. Валюс,  безочковым — растровым С.П. Иванов. В 1941 г. был создан первый художественный стереоскопический фильм «Концерт» и открыт первый стереоскопический кинотеатр «Москва», для показа стереофильмов по методу научного сотрудника НИКФИ  С. П. Иванова. На стенде «Стереокино» представлены фотографии, отражающие  способ и оборудование для съемок и показа «безочкового» стереокино по системе С.П. Иванова, макет двухобъективной приставки с ассиметричным плазменным комплексом для стереосъемки, заявочные материалы на изобретения С.П. Иванова.

- Съемка любого фильма практически невозможна без использования различных приемов комбинированных съемок. В разделе «Комбинированные съемки» представлены документы Первой Всесоюзной конференции по комбинированным съемкам, классификация методов комбинированных съемок, способы комбинированной и трюковой съемки с помощью «блуждающей маски», кадровый проектор лаборатории НИКФИ, основные факторы съемки проекционных совмещений, методы  дорисовки кадров и перспективного совмещения при съемках фильмов «Руслан и Людмила», «Золотой ключик» и другие.

- «Создание спецэффектов» при создании фильма также можно отнести к комбинированным съемкам. Спецэффекты условно разделяют на две группы — визуальные и механические. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съёмки), к механическим (физическим) — обработка материалов перед съемкой. Сюда относится моделирование, пиротехника, технические приспособления, специальный грим. На выставке представлены документы по домакетке интерьеров и натуры, рисунки конструкций для получения имитации движений в декорационных объектах, аппаратура для осуществления скоростной съемки.


- По приказу советского правительства в 1936-1937 гг. для сохранения снятых кинокартин под Москвой в Белых столбах было построено здание Госфильмофонда СССР, который владеет крупнейшей и одной из лучших кинематографических коллекций в мире. На сегодняшний день она насчитывает более 70 тысяч наименований кинолент, или 967 тысяч роликов фильмового материала — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 г., до современных российских и зарубежных произведений кинематографа. Раздел «Сохранность кинофонда» представлен отчетами по рациональной эксплуатации фильмов, исследованию старения и износа кинофильма при кинопроекции, состоянию и итогах эксплуатации фонда фильмов в стране.

- Первой в мире кинокамерой стал кинетограф, изготовленный Уильямом Диксоном в 1894 г. Первым профессиональным киносъёмочным аппаратом можно считать «Синематограф» братьев Люмьер. Вскоре производство подобных аппаратов было налажено в странах Европы и Америки, которые использовались и в России.  Собственное производство киносъёмочных аппаратов было налажено только в 1930 г. Раздел «Оборудование для киносъемок» представлен Постановлением Комитета Советов СССР ВДНХ о награждении сотрудников НИКФИ за разработку киносъемочного оборудования, описанием кинофотоосветительной аппаратуры для любительских съемок, испытаниями киноаппарата  КС-21 и кинопроектора 35-ЗСУ и другими документами.

- Дворе́ц Сове́тов — неосуществлённый грандиозный строительный проект в Москве, работа над которым велась в 1930-1941, 1950 гг. Административное здание, предназначенное для проведения праздников и торжеств, должно было стать девятой, центральной и главной московской сталинской высоткой, кульминацией всего высотного строительства СССР, самым высоким зданием мира. В разделе «Оснащение зрительного зала Дворца Советов» представлены документы по разработке диапроектора для кинофикации Дворца Советов, а также документы конкурса на разработку схемы организации кино и диапоказа в большом зале Дворца Советов, экспертизы Комитета по делам кинематографии  при СНК СССР по проектному заданию кинофикации Дворца Советов.

Большой вклад был внесен НИКФИ в годы Великой Отечественной войны. Институтом были разработаны новые изделия и материалы, передвижные кинопроекционные и мощные звуковые установки, станции звуковой разведки, аэрофотопленки для авиационной разведки, техника производства цветных кинофильмов. Именно в годы войны был разработан способ комбинированной съемки «Блуждающая маска», который представлен в разделе «НИКФИ – фронту». Помимо этого в нем представлены  новые методы изготовления и использования фотодекораций, разработки передвижных экранов для показа фильмов на фронте и госпиталях,  сведения о кинокартинах, выпущенных в военное время.

- Одной из первых киностудий в России стал «Аквариум» (1886-1923), затем кинофабрика «Омниум-кино» в Петербурге, которая снимала видовые и хроникальные фильмы. В 1934 г. фабрика получила всем хорошо известное название «Ленфильм». Киностудия «Мосфильм»  («Москинокомбинат») — самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России, одна из крупнейших киностудий Европы. Создана в 1924 г., в «Мосфильм» переименована в 1935 г. В 1967 г. был построен крупнейший в мире телерадиопередающий центр «Останкино». В разделе «Киностудии» представлены проекты киностудий «Мосфильм», «Ленфильм», отчет по изучению состояния производства фильмов на киностудии «Мосфильм», приказ председателя государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии № 195 от 14 мая 1965 г. о разработке, изготовлению и поставке оборудования и комплектующих изделий Общесоюзному телевизионному центру в Москве.

- Первые кинотеатры начали строиться сразу после начала производства кинофильмов.  В России первые кинопоказы были организованы в апреле 1896 г. в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. К 1915 г. в России существовало около 2 тыс. кинотеатров. Пик создания  кинотеатров приходится на 1920-1930 гг. ХХ в.  В разделе «Кинотеатры» представлены: реконструкция киносети Ленинграда, план детского кинотеатра «Юный зритель», проект кооперативного кинотеатра, обследование Московских кинотеатров по вопросу выявления причин низкого качества кинопоказов, исследование акустических условий в кинотеатре «Москва». 

- Международное сотрудничество СССР с зарубежными странами в области кино начало развиваться еще в 1920-1930 гг. ХХ в. Самобытность и колоритность отечественного кино привлекала зарубежных зрителей, в свою очередь  французские, американские и индийские фильмы в советском кинопрокате неизменно пользовались большим спросом. Раздел «Международное сотрудничество»  представлен  отчетами о командировке в ФРГ Е.М. Голдовского (НИКФИ) и Ф.Ф. Проворова («Мосфильм») 14 мая-5 июня 1958 г., во Францию Б.Н. Коноплева и А.А. Хрущева в 1959 г.,  перепиской с Международным Союзом технических кинематографических ассоциаций об участии СССР в работе Союза, документами по установлению международных связей по научно-техническому сотрудничеству.

- Разделы выставки, представленные документами, имеющимися на постоянном хранении в Центральном государственном архиве Самарской области, рассказывают об этапах становления и развития кинематографа в Самаре (Куйбышеве). История кино в Самаре началась в июне  1898 г., когда горожанам впервые был продемонстрирован «единственный в мире аппарат живой движущейся фотографии – синематограф». Эти документы представлены в разделе «Великий кинемо».

- «Пролетарское кино». После 1917 г. в Самаре открываются отделения новых акционерных обществ, ставивших своей задачей производство и прокат картин «для пролетарского зрителя» - «Совкино» и «Пролеткино». Для открытия новых кинотеатров  в городе приспосабливаются разнообразные помещения, вплоть до зданий бывших церквей и монастырей. В деревне делает свои первые шаги  «авто-кино»: для сельских зрителей  оборудуются передвижные кино-автомобили, на которых устанавливался киноаппарат, помещался разборный экран, ленты и пр.




- «Куйбышевская студия кинохроники». В июне 1927 г. при Средне-Волжском отделении «Совкино» был создан  отдел кинохроники, в задачу которого входила съемка хроники для Центрального Московского и местного «Совкино-журналов». В 1936 г. отдел был реорганизован в Куйбышевскую межобластную студию кинохроники, обслуживающую 14 областей и республик Поволжья.  В годы Великой Отечественной войны студия стала базой Центральной студии кинохроники, на которой обрабатывались и монтировались материалы фронтовых кинооператоров, создавались специальные киножурналы для зарубежных зрителей  «СССР на экране». В послевоенный период Куйбышевская студия кинохроники  стала одной из ведущих киностудий страны.

- «Детский кинематограф». Особое внимание уделялось развитию детского кинематографа, который являлся эффективным инструментом для воспитания нового человека.  В куйбышевском детском кинотеатре «Смена», как и в других кинотеатрах области, для детей регулярно проводились кинофестивали  художественных, документальных и мультипликационных фильмов, беседы,  зрительские конференции, встречи с известными людьми и т.д. Для проведения воспитательной работы с детской аудиторией и укрепления связей со школами в городских кинотеатрах и сельских клубах создавались пионерские кинотеатры, в которых обязанности административно-обслуживающего персонала выполняли сами пионеры.

- «Кино-селу». Большое значение в СССР придавалось кинопрокату и состоянию кинематографа в деревне. Для жителей села были налажены производство и прокат учебных и научно-популярных просветительских кинолент, в том числе и по сельскому хозяйству.  Для демонстрации кинофильмов  Дома культуры райцентров Куйбышевской области были оборудованы киноустановками, а небольшие сельские пункты  обслуживались кинопередвижками. Советы сельских клубов организовывали лекции, беседы  со зрителями, встречи с передовиками сельскохозяйственного производства. В 1959 г. в рамках Всесоюзного фестиваля сельскохозяйственных кинофильмов в селах области демонстрировались киноленты, пропагандировавшие новые агро-зоотехнические знания и  достижения передовиков производства.

- «Диалог со зрителями». Кинотеатры являлись площадками для проведения культурно-просветительской и идейно-воспитательной работы: для зрителей организовывались эстрадные концерты, кинопоказы по заявкам рабочих коллективов, зрительские конференции по обсуждению работы кинотеатров, работали библиотеки и читальные залы, имелась наглядная агитация различной тематики. В рамках проводившихся фестивалей проходили зрительские конференции и встречи с актерами и режиссерами ведущих киностудий страны.



- Большой раздел выставки «Любимые фильмы» посвящен фильмам, которые хорошо известны российскому зрителю: одним из первых – «Броненосец Потемкин», «Путевка  в жизнь», «Веселые ребята», «Золотой ключик», «Александр Невский», «Девчата» и другие, которые на протяжении многих лет шли в кинотеатрах страны и на которых выросло целое поколение советских людей. Более современные фильмы, которые начали свое шествие по стране в кинотеатрах, а затем переместились на экраны домашних телевизоров – «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Пираты ХХ века», «Москва слезам не верит» до сих пор являются любимыми и не потеряли своей актуальности в настоящее время.

На выставке представлены экспонаты из личной коллекции Н.С. Страшнова.

Выставка будет работать с 15 сентября по 30 ноября 2016 г.

Итоги работы выставки

Все новости

РГАНТД
РГАНТД