Главная → Новости

Рецензия доктора технических наук, профессора, заместителя председателя Президиума Самарского научного Российской академии наук Ю.Н. Лазарева на тематический обзор документов филиала РГАНТД «Развитие авиационной науки и техники в СССР, 1920-1946 гг.» (Самара, 2010). Опубликована в научном альманахе «Телескоп», вып. 22, стр.129-130.

История создания и развития отечественного авиастроения в архивных документах

Тематический обзор раскрывает состав и содержание архивных документов, находящихся на постоянном открытом хранении в самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД). Представленные документы отражают историю создания и развития отечественного авиастроения с 1920 по 1946 год.

В тематическом обзоре рассмотрено состояние авиационной науки и техники в СССР в первой половине прошлого века, представлены состав и виды документов по истории развития авиационной науки и техники в СССР, хранящихся в самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации, в том числе документы из фондов центральных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных организаций Министерства авиационной промышленности СССР и Министерства гражданской авиации СССР, а также представлены заявочные материалы на изобретения в области авиации.

Авторами обзора выполнена подборка документов филиала РГАНТД, отражающих развитие авиационной науки и техники в СССР в 1920 - 1946 годы, документы систематизированы по сложившимся направлениям авиационной науки, включающим конструирование самолета, вертолетостроение, авиационное моторостроение, аэродинамику и динамику полета самолета, средства управления полетом самолета, прочность летательных аппаратов, авиационное материаловедение и авиационное вооружение.

В тематическом обзоре рассмотрена деятельность авиационных специалистов в условиях репрессивной политики в стране в 20 - 40 годы прошлого века, представлены формы ознакомления советских специалистов с зарубежной авиационной техникой, приведены документы филиала РГАНТД, раскрывающие эти стороны процесса становления отечественной авиации.

Обзор содержит богатый иллюстративный материал, снабжен развернутыми именным и объектным указателями и списками летчиков-испытателей, использованных источников и сокращенных слов.

За всем этим видна большая творческая работа авторов обзора, их желание облегчить восприятие читателями сложного и разнородного материала, обеспечить наилучшие условия для информирования архивистов, исследователей, общественности, сотрудников научно-исследовательских и проектных организаций о наличии в фондах самарского филиала РГАНТД архивных документов, отражающих историю создания и развития отечественного авиастроения.

Тематический обзор будет интересен как специалистам в области авиационной науки и техники, так и историкам, а также всем читателям, интересующимся этой тематикой.


Рецензия кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Поволжского филиала Института российской истории РАН  А.В.Захарченко на тематический обзор документов филиала РГАНТД «Развитие авиационной науки и техники в СССР в 1920-1946 гг.» (Самара, 2010). Опубликована в журнале Российская история за 2011 г., № 5, с. 198-199.

В книге сотрудников регионального филиала Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) совмещено сразу несколько «жанров»: историческое исследование, документальная публикация, научно-справочное издание. «Сквозной» сюжет - аналитический тематический обзор документов по истории авиационной науки и техники в СССР в 1920-1940 гг. Книга состоит из 4 проблемных разделов: анализ документальных комплексов по истории авиастроения, содержащихся на хранении в филиале РГАНТД; исследовательский обзор развития основных отраслевых направлений авиационной науки и техники в течение 1920-1946 гг.; деятельность авиационных специалистов в условиях репрессивной политики 1920- 1940-х гг.; изучение советскими специалистами зарубежного опыта авиастроения и сотрудничество с иностранными конструкторами, прежде всего из Германии.

В первом разделе представлены фонды основных научно-технических учреждений, связанных с разработкой и проектированием, как самолетов, так и двигателей, авиационного вооружения, систем управления и т.д. Основная часть хранящихся там материалов - научно-исследовательская и управленческая документация. В ней отразились и структура организаций, работавших на авиационную промышленность - институтов и конструкторских бюро (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ и др.), и истории их создания, и направления деятельности. Интересен анализ заявочных материалов на изобретения в области авиации, отложившихся в филиале РГАНТД, которые облегчают исследователям поиск сведений о деятельности многих выдающихся ученых- изобретателей - К.Э. Циолковского, P.JI. Бартини, В.М. Мясищева, А.С.Яковлева, Д.П.Григоровича, А.Н.Туполева и др.

Обширный раздел книги посвящен истории развития авиационной науки и техники. Большое внимание уделено обзору испытаний различных образцов авиатехники в конце 1930-х-начале 1940-х гг., анализу научно-экспериментальной базы советского самолето- и вертолетостроения, формированию конструкторских коллективов, их специализации и направлению исследований. На основе уникальных архивных источников показана самостоятельная роль отечественных ученых в проектировании и создании вертолетной техники - еще в 1920-х гг. в СССР сложилась замечательная научная школа, достойное место в которой заняли Б.Н. Юрьев, A.M. Черемухин, A.M. Изаксон, Д.И. Антонов. Отражены в работе и основные вехи развития отечественного моторостроения. Если сначала основной кадровый конструкторский потенциал был сконцентрирован в одном учреждении - опытном авиамоторном институте (впоследствии ЦИАМ), который результаты своих разработок передавал для внедрения на заводы, то постепенно, с укреплением материально-технической базы для опытных исследований в авиационной промышленности и увеличением числа необходимых специалистов, на крупнейших авиазаводах создавались собственные профильные конструкторские бюро.

К началу Великой Отечественной войны уже сформировались научно-конструкторские школы, доминировавшие в создании авиационного оружия: В.А. Дегтярева, Б.Г. Шпитального, М.Е. Березина, А.А. Волкова, С.А. Ярцева, А.Э. Нудельмана. Шла конкуренция изобретений, в производство внедрялись лучшие образцы. В 1942 г. коллективу ОКБ-16 под руководством Нудельмана была присуждена государственная премия за создание авиационной 37-миллиметровой пушки: Даже изобретения, не принятые к внедрению, как отмечается в книге, играли положительную роль в развитии авиационной техники (автоматический гранатомет Нудельмана, двуствольный авиационный пулемет В.И. Силина, парашютная торпеда А.В. Недашевича и др.).

Приведенные в книге факты о репрессиях против технической интеллигенции свидетельствуют, что научному потенциалу страны был нанесен тяжелый урон. Репрессии захлестнули ЦАГИ. Многие специалисты в области авиационной науки и техники были репрессированы. Расстреляли Н.М. Харламова, К.А. Калинина, И.Т. Клейменова, Г.Э. Лангемака. Аресту и заключению подверглись конструкторы А.Н. Туполев, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, С.П. Королев, В.П. Глушко и многие другие. Репрессированным авиаконструкторам приходилось приспосабливаться к суровым условиям работы в неволе, в пресловутых «шарашках». Именно там были спроектированы и внедрены в производство самолет Пе-2 конструкции Петлякова, самый массовый советский бомбардировщик в период войны, и скоростной бомбардировщик Ту-2 конструкции Туполева. Данный раздел книги - достойный вклад в историографию политических репрессий, учитывая, что деятельность конструкторских бюро в системе НКВД, которые находились в ведении 4-го спецотдела, в силу засекреченности большинства архивных документов до сих пор почти не разработана.

По проблеме изучения и использования советскими специалистами зарубежного опыта в авиастроении рецензируемое издание вводит в научный оборот уникальные документы о деятельности немецких специалистов и их сотрудничестве с советскими научно-техническими учреждениями во второй половине 1920-х-начале 1930-х гг. Интересны, например, заявочные материалы за 1926-1931 гг. авиаконструктора Г.Юнкерса, направленные в комитет по изобретательству при Совете Труда и Обороны. В результате Юнкере получил в СССР патенты на 17 изобретений. Другой немецкий специалист К. Дорнье в 1926-1927 гг. запатентовал в нашей стране 6 изобретений. В книге опубликованы копии чертежей этих изобретений.

В 1920-1930-х гг. между германскими и советскими научно-техническими учреждениями устанавливались контакты по многим направлениям авиастроения, а в 1939-1940 гг. ряд немецких фирм, как например «Фоке-Вульф» и «Даймлер-Бенц», возобновили патентование своих изобретений в Советском Союзе. Вершиной советско-германских связей в области авиационной техники стали поездки советских специалистов на германские авиазаводы, закупка и изучение образцов немецких самолетов и двигателей, получивших у нас довольно высокую оценку. В процессе аналитической работы, которая велась в научных организациях СССР в 1940-1941 гг., отечественные специалисты рассматривали возможность не только использования немецких технологий в производстве авиационных материалов, но и разработки моделей самолетов, полностью опиравшихся на немецкие образцы, о чем свидетельствует опыт копирования самолета Фи-15 «Шторх», оказавшийся, правда, неудачным.

В целом авторам, несмотря на всю специфичность работы в области технической истории, удалось главное - выдвинуть на первый план прежде всего субъекта научной деятельности, ученого, проследить, насколько это позволяют источники, интересную и нередко полную трагизма его судьбу и, конечно, показать вклад в отечественную и мировую науку и технику.

Все новости

РГАНТД
РГАНТД