Главная → Новости

28 марта 2012 года в филиале РГАНТД в рамках проведения историко-архивного форума «Память о прошлом» прошел круглый стол историков-архивистов «История отечественной авиации: ретроспективный взгляд»

Программа круглого стола     Фоторепортаж

Круглый стол историков и архивистов «История отечественной авиации: ретроспективный взгляд» объединил специалистов, изучающих вопросы развития авиации в России и СССР. Рассматривались вопросы о создании отечественных самолетов, их испытаниях, развитии авиационно-строительного комплекса в стране, создании школ авиастроителей А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, О.А. Антонова, А.С.Яковлева и др.

Выступая на открытии круглого стола, профессор Самарского государственного университета доктор исторических наук В.Н. Парамонов подчеркнул, что для формирования патриотического сознания у современной молодежи архивным учреждениям, музеям, преподавателям учебных заведений нужно правдиво показывать отечественную историю, тем более что нашей стране есть чем гордиться в области авиации и освоения космического пространства.

В.Н. Парамонов обратил внимание участников круглого стола на необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодого поколения и привлечению как можно большего числа учащихся, студентов, аспирантов к изучению истории авиации на основе подлинных архивных документов в целях формирования у молодежи умения самостоятельно оценивать факты, бережного отношения к истории Отечества и глубокого изучения её.

Выступление профессора Самарского государственного аэрокосмического университета кандидата исторических наук Н.Ф. Банниковой было посвящено зарождению авиационной науки и техники в России в 1880-1917 гг. Она рассказала о готовящемся к изданию учебном пособии «История авиации и космонавтики России». При подготовке пособия использовались архивные документы из фондов филиала РГАНТД и Музея авиации и космонавтики имени С.П. Королева Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (национального исследовательского университета). Издание книги планируется осуществить к юбилею СГАУ осенью 2012 года. Присутствующие на заседании круглого стола студенты СГАУ высказали пожелание  ускорить издание книги, которая остро необходима им при подготовке к экзаменам и написании дипломных работ.

Большой интерес у участников вызвало сообщение директора Музея авиации и космонавтики имени С.П. Королева СГАУ Н.В. Богдановой, которая рассказала об истории становления и развития авиационной промышленности в Самаре. Зарождение авиации в Самаре началось в 1910 г., когда было образовано «Общество воздухоплавания». Создание авиационно-промышленного комплекса в г. Куйбышеве началось с постановления Комитета Обороны при СНК СССР от 6 августа 1940 г. о строительстве в Куйбышеве трех новых авиационных заводов. Строительство заводов было возложено на НКВД СССР и началось в конце 1940 г. силами Безымянлага. Осенью 1941 г. в соответствии с Постановлением ГКО СССР № 741-сс от 08.10.1941 г. в Куйбышев были эвакуированы в общей сложности 30 предприятий и организаций авиационной промышленности, в том числе Наркомат авиационной промышленности. В годы войны в Куйбышеве производились истребители МиГ-3, штурмовики Ил-2 и Ил-10 и т.д. Послевоенное развитие авиации в Куйбышеве было связано с переходом на реактивную тягу. К концу 1950-х гг. Куйбышевский авиационный куст  включал 13 предприятий. В конце 1990-х гг. в Куйбышеве отмечен рост производства самолетов легкого класса, а в 2010 г. ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» приступил к производству самолета «Рысачок».

Директор Центрального архива научно-технической документации г. Москвы Н.Б. Клещова рассказала о деятельности Конструкторского бюро главного конструктора С.В. Ильюшина в 1935-1960 гг. и проектировании, создании, испытаниях, сопровождении серийного производства и эксплуатации бомбардировщиков ЦКБ-26, Ил-4, Ил-28, ЦКБ-30 и др. Именно на этих самолетах в августе 1941 г. были нанесены первые бомбовые удары по столице фашистской Германии – Берлину.

Н.Б. Клещова подчеркнула, что задача архивов «получить и сохранить для потомков великое наследие наших соотечественников, истинных патриотов Родины, посвятивших свои жизни развитию отечественной авиации». Это очень сложная задача, потому что многие организации отказываются передавать на постоянное хранение документы, обосновывая это закрытостью разрабатываемой тематики. Остро стоит вопрос о приеме в государственные архивы документов личного происхождения, т.е. документов выдающихся деятелей науки и техники, конструкторов, летчиков, ученых, изобретателей и написании объективной истории с привлечением материалов биографического жанра. Серьезным препятствием в организации широкого использования научно-технической документации является запрет организаций на использование документов, основанный на требованиях законодательства о соблюдении авторского права.

Заведующий кафедрой истории Отечества Самарского государственного университета профессор В.Н. Парамонов остановился на проблемах современной историографии развития авиационно-промышленного комплекса (АПК) в годы Великой Отечественной войны. Он подчеркнул, что рассекречивание в последние годы документов, хранящихся в архивах, значительно увеличило количество работ по истории авиационной отрасли; дало возможность уточнить количественные показатели советского авиапроизводства, дополнительно выявить факторы роста его эффективности, исследовать социальные проблемы, существовавшие в АПК. Вместе с тем было обращено внимание на необходимость междисциплинарного подхода в исследовании истории АПК, на целесообразность изучения биографий директорского корпуса авиазаводов, связей предприятий и конструкторских коллективов, повседневной жизни тружеников тыла. В связи с этим перед архивами стоит важнейшая задача по собиранию фондов личного происхождения ответственных руководителей заводов авиационно-промышленного комплекса. В.Н. Парамонов говорил о спаде интереса молодежи к авиационной отрасли.

Выступившая с комментарием О.С. Максакова, заведующая архивохранилищем филиала РГАНТД, с горечью констатировала факт участившихся сенсационных публикаций непроверенных, а зачастую и просто выдуманных сведений, порочащих историю России и оскорбляющих людей, самоотверженно трудившихся в различных отраслях науки и техники. В частности она привела пример недобросовестной информации о заимствовании всех отечественных авиационных достижений с американских самолетов, опубликованной Е. Жирновым в журнале «Коммерсантъ. Власть» № 43 [947]  от 31 октября 2011 г. «Охота на «Шелестящую смерть». В результате проведенных О.С. Максаковой поисков в фондах филиала РГАНТД документы, подтверждающие факты, изложенные в вышеназванной статье, не обнаружены.

Ведущий библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки О.И. Юдинцева подробно осветила в своем выступлении вопрос о библиотечном  фонде патентов и авторских свидетельств на изобретения 1920-1930-х гг. отечественных авиаконструкторов, о путях и возможностях использования электронных баз данных на патенты, товарные знаки, промышленные образцы России и других баз данных для поиска необходимой информации, в том числе биографического характера. Она рассказала о русском летчике Константине Арцеулове, впервые в истории преднамеренно выполнившем «штопор» и разработавшем методику выхода из него.

Выступление главного специалиста филиала РГАНТД Т.Н. Фисюк было посвящено летчикам-испытателям России, участвовавшим в летных испытаниях различных летательных аппаратов. До внедрения в массовую эксплуатацию все летательные аппараты проходят многочисленные исследования и испытания: испытание опытных головных самолетов, головных серийных самолетов, испытание установок и агрегатов, заводские, государственные, эксплуатационные, войсковые, ресурсные и т.д. Главными действующими лицами большинства испытаний становятся летчики-испытатели, которые нередко жертвуют своей жизнью ради высокой цели – создания конкурентноспособных, передовых во всех отношениях летательных аппаратов.

О создании в 1940 г. и летно-испытательской работе в годы Великой Отечественной войны в Летно-исследовательском институте рассказала кандидат исторических наук, начальник отдела информационного обеспечения и публикации архивных документов филиала РГАНТД О.Н. Солдатова. Она подробно осветила основные направления летных исследований в институте, направленных на внедрение в производство и эксплуатацию новых улучшенных и модифицированных образцов самолетов, двигателей, оборудования и способствовавших достижению преимущества в воздушном пространстве, а в конечном итоге Победе в тяжелейшей Великой Отечественной войне.

Большой интерес у всех участников круглого стола вызвало выступление В.М. Смирнова, начальника отдела научного использования и публикации документов РГАНТД, который подробно рассказал о космонавте-испытателе Игоре Петровиче Волке, совершившем полет в космос  в составе экипажа с В.А. Джанибековым (командир корабля) и бортинженером С.Е. Савицкой на космическом корабле «Союз Т-12» 17-29 июля 1984 года в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз Т-12» (старт), «Союз Т-11» (посадка) и орбитальной станции «Салют-7». Менее чем через 2 часа после посадки  И.П.Волк провел эксперимент по управлению вертолетом, самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенной системой управления «Бурана», и МиГ-25, приближенным по аэродинамике к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов «Бурана» после воздействия факторов космического полета.

Рассказ В.М. Смирнова сопровождался показом слайдов с фотографиями экипажа корабля «Союз Т-12», орбитальной станции «Салют-7» и самолета «Буран». Являясь подполковником (в отставке) космических войск России, В.М. Смирнов подробно комментировал фотографии, осветив события с точки зрения специалиста, имевшего отношение к эксплуатации космических кораблей и знающего о них значительно больше официальной информации, доступной большинству пользователей.

Выступления ведущих специалистов филиала РГАНТД Е.Ю. Ушковой и Д.А. Шаронина были посвящены летчикам-испытателям Юрию Александровичу Гарнаеву (испытание высотного скафандра и первое катапультирование в нем, отработка способа дозаправки самолета в воздухе, подготовка первых космонавтов в условиях невесомости, освоение новой техники – 120 типов летательных аппаратов и др.) и Сергею Николаевичу Анохину, заслуженному летчику-испытателю номер один, первому командиру отряда космонавтов.

Лётчику Н.П. Благину, его изобретательской деятельности и трагической судьбе было посвящено выступление заведующей архивохранилищем филиала РГАНТД О.С. Максаковой. Она рассказала о девяти заявках на изобретения Н.П. Благина, пять из которых защищены патентами или авторскими свидетельствами.  Пилот высочайшего класса,  прославивший отечественную авиацию, Н.П. Благин стал виновником столкновения в воздухе самолёта-гиганта «Максим Горький» и тренировочного самолёта И-5 во время показательного полёта  18 мая 1935 г.  самолёта «Максим Горький», на борту которого летели сотрудники ЦАГИ с семьями. По приказу высокого начальства или по собственной инициативе, из хулиганских побуждений или демонстрируя фигуры высшего пилотажа, Н.П. Благин дважды облетел вокруг крыла самолёта «Максим Горький», длина которого составляла 63 метра. В конце второго витка и произошло роковое столкновение самолётов, приведшее к гибели 36 пассажиров, 11 человек экипажа и  самого Благина.

Выступившие на заседании и все, принимавшие участие в круглом столе специалисты, преподаватели, аспиранты и студенты учебных заведений  Самары, архивисты,  музейные работники  пришли к единому мнению о том, что существует настоятельная потребность в правдивом освещении истории отечественной авиации, основанном на подлинных архивных документах. Перед архивистами стоит важнейшая задача  собирания  документов фондов личного происхождения - директоров и специалистов заводов АПК, лётчиков-испытателей, изобретателей и конструкторов авиационной техники -  с целью их вечного сохранения в государственных архивах  и формирования  на основе их изучения у молодого поколения позитивного отношения к истории своего Отечества, воспитания патриотизма, любви к своей Родине  и стремления работать  во имя её блага и процветания.  Участники  высоко оценили мероприятия, проведённые филиалом РГАНТД в рамках  историко-архивного форума «Память о прошлом», посвящённого Году российской истории и 100-летию ВВС России.

   

Все новости

РГАНТД
РГАНТД