Главная → НСА → Тематические перечни и каталоги

«Научно-техническое сотрудничество СССР и ВНР в 1949-1963гг.», Самара-2008.

 Аннотированный перечень архивных документов

 

Составлен  в результате  проведения работ по выявлению документов по венгерской истории и двухсторонним отношениям между СССР и ВНР за 1949-1963гг.

В результате проделанной работы  в аннотированный перечень документов вошли  133 дела проектной документации и 25 документов управленческой документации по   двум объектам из трех фондов,  находящихся на  постоянном хранении в  архиве:  

    - Государственного ордена Трудового Красного Знамени проектноно института по строительному проектированию промышленных предприятий «Промстройпроект» (г. Москва, фонд Р-7);

 

   - Государственного ордена Ленина союзного института по проектированию металлургических заводов «Гипромез» (г. Москва, фонд Р-38);

 

   - Государственного института по проектированию заводов автомобильной промышленности «Гипроавтопром» (г. Москва, фонд Р-79).

 

Перечень состоит из  трех  разделов:

1.     Документы о научно-техническом сотрудничестве СССР и ВНР,

2.     Проектирование и строительство  подшипникового завода «ВПЗ» в г. Дебренце.

 

3.     Проектирование Дунайского металлургического комбината институтами «Гипромез» и «Промстройпроект».

 

В первый раздел перечня включены  приказы и письма министров черной металлургии, металлургической промышленности СССР, приказы, доклады, справки  директора института «Гипромез», касающиеся общих вопросов сотрудничества между СССР и ВНР.

Во второй раздел перечня включены документы, касающиеся проектирования подшипникового завода «ВПЗ» в г. Дебренце (ВНР) на стадиях  проектное задание  и технический проект, выполненные государственным институтом по проектированию заводов автомобильной промышленности «Гипроавтопром» (СССР) в 1952г. проектировал первый в  Венгерской Народной Республике подшипниковый завод в г. Дебрецене.   Завод был спроектирован   на выпуск 3млн. шариковых и роликовых подшипников нормального класса точности в год. 

Площадкой для строительства завода была выбрана северо-восточная окраина г. Дебренцена, вдоль существующей железнодорожной магистрали и шоссе. Расстояние от центра города до площадки завода составляло примерно 3,5-5,0 км. Гидрогеологические исследования площадки были проведены в 1951г.

 Главным инженером проекта был назначен А.И. Зятковский.

 В соответствии с  проектным заданием проект был выполнен институтом «Гипроавтопром» только в технологической части. Остальные части (строительная, сантехническая и энергетическая), а также рабочие чертежи во всех частях, были выполнены генеральным заказчиком. При разработке технического проекта, сметы   на проектирование не составлялись. В проекте приведены лишь спецификации оборудования отдельных цехов с указанием типа, технических характеристик и количества оборудования,   спецификации основных контрольно-измерительных приборов. В состав проекта вошли документы на главный корпус, кузнечный, механосборочный и деревообрабатывающие цеха, складское и маслоэмульсионное  хозяйство завода, центральную заводскую лабораторию, объекты энергохозяйства, здание заводоуправления и пожарное депо на два автохода. Общая площадь всех зданий промышленной площадки, включая заводоуправление  и бытовые помещения корпусов, составляла 26600м2.

В третий раздел перечня  вошли документы по проектированию Дунайского металлургического комбината. Название  комбината в документах звучит по-разному: металлургический комбинат «Дунай Вашмювек», металлургический комбинат  «Дунай Вашмювек Н.В.» и металлургический комбинат им. Сталина.  

Проектирование комбината осуществлялось несколькими проектными организациями СССР: институтом «Гипромез» - головной разработчик,   соразработчиками  проекта были институты   «Промстройпроект» и  «Проекмонтажприбор» (г. Москва),  « Гипрококс»  и   «Гипросталь» (г. Харьков, ныне Украина). 

В  филиале РГАНТД на постоянном хранении находятся документы только двух институтов: «Гипромеза» и «Промстальпроекта». Из других институтов документы в архив не поступали.

   Строительство комбината было решено организовать на берегу Дуная, в Дунайвароше, что позволяло использовать водный путь для  массовых перевозок железной руды, а также коксующихся углей  Мечекского угольного бассейна. Проектное задание было разработано институтом «Гипромез» в 1950г. на основе соглашения, заключенного между правительством СССР и правительством Венгерской Народной Республики на объем производства 544 тыс. т. чугуна, 450 тыс. т. стали, 280 тыс. т. проката в год.

Главным инженером проекта был назначен Б.В. Воеводин.

        В составе проекта вошли документы на:

- коксохимический и ремонтные заводы;

- агломерационную фабрику;

- рудообогатительный комплекс;

- главное здание;

-мартеновский, скрапоразделочный, известководоломитный,  электроремонтный,  коксохимический и доменный цеха, цех производства порошков и масс, а также  холодной  и горячей прокатки;

 

- миксерное отделение;

- экспресс- лабораторию;

- теплосиловое хозяйство;

- ремонтные мастерские и противокоррозийных покрытий;

- трубо- и воздухопроводы, внутрицеховые газопроводы;

- водонагревательную, эмульсионную, купоросную, нейтрализационную установки;

 

- мартеновскую и вспомогательные печи;

-  котлы – утилизаторы;

- полунепрерывный  листовой стан;

- скиповый подъемник и насосную станцию. 

Строительство началось  в 1950г., когда были сооружены 2 доменные печи, цех по производству сталей с 2 мартеновскими печами, силовая энергетическая установка, завод огнеупорного кирпича, цех коксования, обогатительная и агломерационная фабрики. В 1960г. при технической помощи СССР был пущен цех горячего проката.

 Документы представлены пояснительными записками, чертежами-кальками, таблицами и схемами. На объект имеется общая пояснительная записка,  состоящая из 12 разделов. Особый интерес представляет   технико-экономический доклад о развитии комбината.

  Государственный ордена Трудового Красного Знамени проектный институт по строительному проектированию промышленных предприятий «Промстройпроект» разрабатывал техническую документацию     в 1951-1954гг. на стадиях   технический проект и рабочие чертежи. В состав проекта вошли документы на   цеха горячей  и холодной прокатки, отделение приготовление флюса, административно-бытовой корпус,  мастерская антикоррозийных покрытий.

Дела сформированы из чертежей-калек, к которым имеются пояснительные записки.

Индивидуальная характеристика объекта проектирования, включенного в перечень, состоит из справочных данных, включающих:

-  название проекта;

-  название дела и его аннотацию проекта;

-   дату создания документа;

- поисковые данные (номера фонда, описи,  единиц хранения). 

Документы, включенные в перечень, могут быть использованы как для реконструкции объектов, так и для изучения истории международного научно-технического сотрудничества между СССР и ВНР.

   

Ведущий специалист филиала РГАНТД

В.Н. Яшанова

РГАНТД
РГАНТД